Проект в средней группе "Народные промыслы России"
проект (средняя группа)

Полуянова Юлия Владимировна

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов». Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка.

Д.С.Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_zanyatie.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народные промыслы России».

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Формы занятия: игровое упражнение, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, беседа, обсуждение.

Возраст детей: старшая группа (4-5 лет)

Форма организации: групповое

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи:

Образовательные:

Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.

Учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.

 Развивающие:

Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей

Развивать внимание, познавательную активность.

Развивать логическое мышление, память.

Воспитывающие:

 Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.

Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Словарная работа: обогатить понятийный аппарат детей словами: «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка».

 Предварительная работа: беседа онародных промыслах России, рассматривание иллюстраций,предметы народного прикладного искусства.

 Оборудование и материалы: наглядный материал иллюстрации - «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка», предметы – фигурки из гжели, дымковская игрушка, матрешки, ложки и посуда в стиле хохломы.

Ход занятия

Вводная часть:

- Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла? (Дети видят в руках матрешку и называют)

- Совершенно верно!

- Деревянная красотка, ярко разукрасилась,

Любит с детками играть,

Чтобы любовались ей,

Есть секретики внутри,

Такие же подружки,

Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!

- Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная Российская культура, это промыслы наших умельцев!

- Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера? (Дети отвечают)

- Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!

Основная часть:

- Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками. (Просмотр изображений и игрушек матрешек). Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку? (Матрешек мастера делают из дерева).

- Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы, есть такой промысел под названием «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебную шкатулку и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем? Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели? (Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне). Из чего делали Гжель? (Гжель делали из глины)

Физкультминутка:

- Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

- Красавицы-матрешки из дерева одежки!

(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)

- Чайник бело-синий, ах какой красивый!

- Это «Гжель», мои друзья,

- Из глины делают меня!

(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).

- Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.

- У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник. (Рассматриваются изображения и изделия Хохломы) Какие основные цвета использовал художник? (Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета). Вот какие красочные, интересные хохломские изделия. А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз.

- Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки). Что это за звук, на что похож? (этот звук похож на свист или пение птички). Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.

- Барыни-сударыни, индюки и всадники,

Дивные игрушки, есть еще свистушки!

Из глины они сделаны,

Приносят радость всем они.

Что это? (Дымковская игрушка)

- Яркий платочек, сарафан в цветочек,

Упирается рука, в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Скажите кто это? (Матрешка)

- Пузатый чайник, расписной.

Он бело-сине-голубой.

Красив рисунок, мне поверь.

Зовется эта роспись? (Гжель)

- Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток.

Деревянное все это,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как называется промысел такой? (Хохлома)

-Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.

- Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!

Заключительная часть:

- Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?

(Мы сегодня узнали о народных промыслах : Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).

- Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких? (Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).

- А какие цвета используют художники в своих творениях? (Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).

- Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это? (Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).

- Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками? (Да).

- Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята? (Да).

-До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!

Рефлексия:

Воспитатель: Вот сколько интересного и нового мы с вами сегодня узнали,о народных промыслах. Всех хочу похвалить за то, что были внимательными, старательными.

Ребята, я приготовила смайлики, они разные. Если вам всё понравилось, и задания не были трудными – поставьте весёлого желтого смайлика. Если встретились трудности, или хотели бы больше узнать – задумчивого смайлика зелёного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Знакомство с народными промыслами России"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена...

Проект "Звучащие росписи народных промыслов России"

дети знакомятся с музыкой композиторов и народными промыслами...

Долгосрочный проект на тему: "Народные промыслы России" - 2020 - 2021

В наше время мало уделяется внимания знакомству детей с народным промыслам, русским традициям, различными видами прикладного искусства. Народное декоративно – прикладное искусство нашей необъятн...

Защита проекта на тему: "Народные промыслы России".

Цель проекта:  формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и приобщение к народному творчеству....

Краткосрочный проект в средней группе "День России"

Краткосрочный проект в средней группе "День России"...

проект «Знакомство с народными промыслами России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Необходимо посеять и взрастить в детской ду...

Инновационная деятельность Познавательно - творческий проект по теме: «Народные промыслы России-матушки» В старше - подготовительной разновозрастной группе.

        Познавательно - творческий проект по теме:«Народные промыслы России-матушки»В старше - подготовительной разновозрастной группе.[[{"type":"media...