Проект «С рюкзачком по родному городу»
проект (подготовительная группа)

Лашутина Светлана Юрьевна

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_ryukzachkom_po_rodnomu_krayu.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

детский сад № 4 ЗАТО Озерный Треской Области

Проект

«С рюкзачком по родному городу»

Подготовила: воспитатель средней группы

Лашутина Светлана Юрьевна

2021

Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города Озерный.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях. В этой связи успешность развития ребенка 5-6 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Все это начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своей семьи, родного города. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего детского сада. Проект «С рюкзачком по родному городу» поможет педагогам и родителям воспитать любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.

Концептуальные основы проекта.

«Знать — значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Озерный в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Цель проекта:

  • Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей , детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта : 3 месяца

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Озерного, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап — подготовительный, включает в себя: 

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование  совместной взросло - детской деятельности, определение средств и способов реализации проекта.

II этап — основной, включает в себя:

1.     Занятия с детьми в соответствии с планом.

2.     Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото- выставки, рисунки).

3.     Пополнение развивающей среды.

4.     Целевая прогулка к достопримечательностям города Озерный.

5.     Экскурсия в музей Воинской славы.

6.    Создание книги « С рюкзаком по родному городку»

7.     Выполнение проекта детьми и взрослыми.

III этап — итоговый, включает в себя:

1.    Итоговое мероприятие по проекту 

2.     Обсуждение результатов

Перспективный план работы по проекту «С рюкзачком по родному городу» в старшей группе

Образовательные области:

Познавательное развитие:

- Познавательные занятия: «По родным просторам», «Мой городок – Родная земля», «Люби и оберегай Озерный», «Малая и большая Родина», «Обитатели леса родного края», «Реки возле нашего городка», «Растительный мир Озерного», «Как помочь родной земле».


- Рассматривание картин, книг и фотографий о родном городе:

 - Работа с книгой-альбомом «Наш Озерный»;
- Работа с фотографиями по ознакомлению детей с любимыми местами и уголками нашего города.


Речевое развитие

 - Составление творческих рассказов.

 - Беседы с детьми: «Наш Озерный», «Наш дом-природа», «Природа и культура малой Родины», «Достопримечательности нашего городка», «Я люблю свой город», «Улицы нашего города», «Знаешь ли ты свой город?»

 - Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказов и стихотворений о Родине: З. Александрова «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивее», В. Боков «Цветет над тихой речкой яблоня», П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Родная Земля», «Родина моя!», В. Орлов «Здравствуй, Родина моя!», В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом»; чтение поговорок и пословиц о Родине.

 - Проведение книжных выставок.

Художественно-эстетическое творчество

- Рисунки «Мой Озерный», «Достопримечательности городка», «Лесные животные» «Растительный мир нашего городка».

 - Аппликации «Достопримечательности нашего городка».

 - Проведение выставки «Город моей мечты».

 - Изготовление книги «С рюкзачком по родному городу».


Целевые прогулки:

 - к достопримечательностям нашего городка.

 - Экскурсия в музей Воинской славы.


Дидактические игры:
-«Узнай, где я?», «Собери картинку», «Карта моей малой Родины», «Реки, озера, леса», «Что это такое», «Дополни предложение», «Замысловатые вопросы», «Бабушкин сундучок».

 
Оформление альбома:

- Альбом «Наш Озерный»


Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под ре. Н. Е. Вераксы, М., 2015
  2. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1981.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  4. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
  5. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного

          возраста. –Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

  1. Леонова Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Волгоград, 2013
  2. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.

Итоговое мероприятие по проекту «С рюкзачком по родному городу»

Возраст: средняя группа

Воспитатель: Лашутина Светлана Юрьевна

Цель: презентация коллажа «С рюкзачком по родному городу»
Задачи проекта:

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Оборудование: коллаж «С рюкзачком по родному городу», выставка рисунков, поделок; спортивный инвентарь, разрезные картинки.

Ход занятия:

Под музыку ( Наш «Озерный» В. Овчинниковой) дети проходят в зал, встают полукругом.

Слова воспитателя:

- На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

- Здравствуйте, уважаемые гости, сегодня мы расскажем вам о нашей малой Родине, о нашем любимом городке, который гордо носит название Озерный.

По середине зала стоит доска, на ней коллаж, дети по одному выходят к коллажу и рассказывают (в конце проекта здесь запишу слова детей):

- история городка ( Воспитатель)

- достопримечательности городка;

 - растительный и животный мир Озерного;

- озера и реки.

Дети читают стихотворение:

1 ребенок: Леса, озеры, реки и поля

Все это- ты, мой край любимый.

И рвущиеся в небо «Тополя»

Все это- ты, людьми хранимый.

Ты в сердце моем, милый мой городок.

Моя малая Родина с детства.

2 ребенок: Мне знаком хорошо каждый твой уголок,

И все, кто живет по соседству.

Счастливые лица знакомых друзей

Твой облик всегда украшают

Живи, мой Озерный, цвети, молодей.

Я лучшего дома не знаю.

3 ребенок: Поселок Озерный лучше всех на свете

И стоит он на прежнем месте

Уютный небольшой поселок

Как на ладони у Земли

4 ребенок: Люблю Озерный влажный воздух

 Плеск рыбы, шепот камыша\Они зовут людей на отдых

И тянется сюда душа.

Слова воспитателя:  Уважаемые гости мы хотим вам рассказать о нашей малой Родине. О нашем городке, который богат лесами, озерами, природой, животными. Так же нашем городке очень много достопримечательностей и наши ребята сейчас вам расскажу о них  по нашей книге, которую мы сделали с нашими детьми после небольшого путешествия.

 1 ребенок: Стелла «Озерного» Стелла «Озерного» расположена прямо при въезде в городок! На Стелле написано большими красными буквами название нашего городка «Озерный». Наша Стелла представлена в цветовой гамме как герб и флаг нашего городка. Голубой цвет символизирует честность, верность, безупречность. Зеленый цвет считается символом богатства и красоты природы. Тонкий серебряный пояс символизирует соединение, соединяя небо и землю.

 2 ребенок: Стелла « Уварова» Улица Уварова- знакома всем Озерчанам. Петр Петрович Уваров стоял у истоков создания ракетного щита нашей Родины.  Он был первым командиром нашей дивизии.

 3 ребенок: Мемориал – «Ракет»

Я живу в ЗАТО Озерном - это военный городок, в котором находится 7 – я гвардейская ракетная дивизия. Здесь служат ракетчики, поэтому у нас стоит в городке мемориал – ракета «На страже рубежей Отечества», которая символизирует наши ракетные войска. Ракета расположена  напротив главного штаба дивизии.

 4 ребенок: Музей «Боевой славы» В городке, ЗАТО Озерный на территории нашей дивизии есть музей «Боевой Славы». Музей – это место где храниться интересные предметы раскопки после войны. Боевые награды, газеты, фронтовые документы, фотографии, письма, медали, фотографии павших земляков, различные оружия времен Великой Отечественной Войны. Музей нужен для того чтобы люди помнили и знали о разных событиях жизни в разные времена.

 5 ребенок: Дворец Культуры « ЗАТО Озерного Дворец культуры, ЗАТО Озерный был построен 86 лет тому назад. Сначала это был штаб летной Армии. Дворец культуры является  основной культурной жизнью нашего городка. Во дворце культуры проходят концерты, различные выставки, представления, различные мероприятия, а так же проводят военные собрания. Во дворце культуры расположены кружки и секции для детей и взрослых. Так же во дворце культуры есть костюмерная и ателье где мастера – швеи шью разные костюмы для концертов и театров.

 6 ребенок: Парк « Наделена»

Я хочу рассказать вам о достопримечательности нашего городка. Наш городок знаменит тем, что здесь служат ракетчики, как и мой папа. Это Стелла « Наделена» поставлена в нашем городке в честь первого командира - ракетчика генерала Наделена Митрофана Ивановича. Здесь каждый год возлагают цветы в память погибшим ракетчиков.

7 ребенок: Парк « Патриот» В нашем городке недавно появился военно-патриотический парк культуры « Патриот». Это еще одна достопримечательность нашего городка. В парке « Патриот» стоят военные и боевые машины. Иногда выставку машин меняют. Я часто хожу с родителями в парк « Патриот». Мне очень интересно узнавать о военных машинах. В парке « Патриот» мне больше всего понравился БТР.

Слова воспитателя. Наше представление подошло к концу. Спасибо, что вместе с нами совершили небольшое путешествие по городку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"

Что такое архитектура,ее место в жизни человека?...

Презентация к проекту "Знакомимся с архитектурой родного города"

Познавательный проект в старшей группе детского сада....

Проект «Мой дом – мой родной город».

У каждого ребенка есть своя родина и  для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Любой край, где бы человек ни ...

«Город в дозоре» Проект ознакомления дошкольников с родным городом

«Город в дозоре»Проект ознакомления дошкольников с родным городом...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Проект «Путешествие по улицам родного города» к 195-летию со дня основания города-курорта Ессентуки.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще это место, где он родился, где вырос, где начал знакомиться со взрослой жизнью. Сколько бы не прошло времени, где бы человек не побывал &nd...

Технологическая карта проекта по знакомству с родным городом Санкт-Петербургом «Люблю по городу гулять» для детей среднего дошкольного возраста.

Данная техногогическая карта поможет воспитателям установить единство всех компонентов образовательной деятельности. Позволит успешно планировать образовательную деятельность по знакомству детей с Сан...