Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Волкова Галина Анатольевна

Конспект НОД по познавательному развитию

В подготовительной к школе группе

Тема: Дары осени

 

Задачи:
образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять кокой лист, к какому дереву относится; расширять знания детей о овощах: овощи - это растения, которые выращивают на огороде для употребления в пищу, дать понятие о пользе овощей как главных «поставщиков» различных витаминов; продолжать учить детей отгадывать загадки об овощах.

развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие; логическое мышление; творческое воображение; любознательность; умение применять знания в необычной обстановке;
воспитательные: воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду; воспитывать        заботливое отношение к своему здоровью.Ознакомление смиром природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дары осени58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

В подготовительной к школе группе

Тема: Дары осени

Задачи:
образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять кокой лист, к какому дереву относится; расширять знания детей о овощах: овощи - это растения, которые выращивают на огороде для употребления в пищу, дать понятие о пользе овощей как главных «поставщиков» различных витаминов; продолжать учить детей отгадывать загадки об овощах.

развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие; логическое мышление; творческое воображение; любознательность; умение применять знания в необычной обстановке;
воспитательные: воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду; воспитывать        заботливое отношение к своему здоровью.

Словарная работа: обогащать словарь по лексической теме «Овощи» (огород, овощи, морковь, свекла, редис, чеснок, помидор, огурец), овощевод.                
Оборудование:

1.Таблички        с названиями станций: «Овощная»; «Витаминная»; «Игровая».

     2.Картинки с овощами и фруктами.

3.Корзины, подносы с овощами и фруктами.

4.Табличка        с нарисованными витаминами.

5.Конверт с письмом.

6.Раздаточный материал

Предварительная работа.

1.Отгадывание загадок, чтение стихов и сказок об овощах и фруктах.

2.Разучивание новой физкультминутки.

3.Дидактическая игра «Отгадай, что это овощ».

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

1)Повторение пройденного материала для закрепления знаний об окружающей действительности дидактическая игра «Осенние листочки»: закрепить знания о деревьях, умение определять кокой лист к какому дереву относится.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный день к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель и дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Утром я шла в детский сад и любовалась деревьями. Деревья вокруг были желтые, словно из золота. Под ногами шуршали листья. Такая красота вокруг! Я остановилась, было тихо-тихо, и вдруг я услышала, как с ветки сорвался лист и, медленно кружась в воздухе, лег, на землю. Я собрала листья и принесла в группу. Посмотрите, какие они красивые рыжие, золотистые, багряные.

Воспитатель: Я дам Вам по листочку, а Вы мне скажете, с какого дерево упал листочек.

Мой упал с ясеня лист ясеневый.

Дети: Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Упал с рябины лист…(рябиновый)

Упал с осины лист…(осиновый)

Упал с тополя лист…(тополиный)

Упал с ивы лист…(ивовый)

Упал с липы лист…(липовый)

Воспитатель: Молодцы.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку».

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.

Ход игры: предложить ребёнку  разложить листочки к соответствующим деревьям.

Воспитатель: следующее задание найти дерево, с которого упал ваш листок.

Воспитатель: Чтобы проверить правильно ли мы выполнили задание, сравниваем свой лист с листьями на дереве, для этого открываем белый квадратик.

Воспитатель: с заданием все справились.

2)Организационный момент.

Воспитатель: А теперь внимание, внимание! Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Здоровейск. Чтобы туда попасть, надо закрыть глаза и произнести волшебные слова «Раз, два, три быть здоровыми хотим».

II. Основная часть. Работа над темой занятия.

1) Развитие вербального мышления (загадки).

Воспитатель: открываем глаза, мы в городе Здоровеске. Название улицы закрыто.

Воспитатель: Ребята, нам надо узнать название улицы.  1 станции.

Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, Морковку, горох, Петрушку и свёклу...

Воспитатель: Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка?

Дети: Дети перечисляют овощи.

Воспитатель: Как всё это назовём одним словом?

Дети: овощи.

Воспитатель: Кто догадался, какая станция нас ждёт?

Дети: овощная

Воспитатель: Открываю название станции «Овощная».

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста в какое время года собирают урожай овощей? Дети: осенью.

Воспитатель: Где растут овощи?

Дети: в огороде, на грядках.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, овощи сами в огороде выросли? (нет, их вырастили люди)

Воспитатель: Как можно назвать людей, которые выращивают овощи? (овощеводы)

Воспитатель: овощи выращивают в теплицах и на открытом пространстве.

Метод Триз (технология развития творчества)

1.«Мозговой штурм» Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, для того, чтобы вырастить овощи?

Дети: ответы детей

(результаты мозгового штурма отобразить в Д/и «Что сначала, что потом?». Выстраивается логическая цепочка: подготовка почвы-высадка семян или рассады-уход (рыхление, полив, борьба с вредителями, прополка) - уборка урожая.

Д/и «Что сначала, что потом?», дети выполняют задание за столом, каждый индивидуально.

Воспитатель: кто хочет попробовать выполнить задание на доске?

Дети: ребенок, изъявивший желание выполнить задание, выходит к доске

2.Синектика. Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

Воспитатель: ребята, что будет, если мы забудем полить растение? Предлагаю изобразить растение, которое долго не поливали, что с ним может произойти?».

Игра «Какие слова подходят к овощу».

Воспитатель: Я предлагаю выбрать овощ, например «Баклажан». Я буду называть слова, если они  относятся к этому овощу, то вы будете хлопать в ладоши. Слова: зеленый, желтый, красный, оранжевый, синий, бордовый, круглый, овальный, сочный, хрустящий.

-Молодцы!

Д/и «Угадай, что лежит в корзинке».

Воспитатель: Ждут здесь овощи ребят, Они загадки загадать хотят! Воспитатель загадывает загадки, а дети достают из корзинки овощи показывают и называют их.

Воспитатель:
Сто одёжек -
И все без застёжек.
Дети: Капуста.

Воспитатель:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Дети: Лук.
Воспитатель:
Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло.

Дети: Свёкла.

Бела, рассыпчата, вкусна,
И на столе всегда она.
Дети: Картошка.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы усложним задание. Вы мне будете задавать вопросы, а я могу отвечать только «Да» или «Нет». Например: этот овощ овальной формы?  

Использование ТРИЗ «Данетка». Правила игры: загадывается овощ, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". (Загадать: помидор, огурец).

Выложить овощи, которые называли: баклажан, капуста, лук, свекла, картофель, помидор, огурец.
Воспитатель: Какие овощи вы ещё знаете? Дети перечисляют.

Добавить к овощам баклажан, капуста, лук, свекла, картофель, помидор, огурец, еще  Морковь, редис, репа, перец сладкий, кабачок, тыква.

Интересно, а давно ли люди начали выращивать овощи, и как это все начиналось, вот послушайте о некоторых из них:

Когда-то давно люди не знали, что из картошки можно приготовить столько разных блюд, каких? Они выращивали картофель для красоты, как цветы на клумбах. А когда картофель зацветал нежно розовыми или голубыми цветами придворные дамы украшали себе платья и прически этими цветами.

Название "капуста" придумали древние люди, жили они в Риме. Они решили, что кочан похож на голову, а голова на их языке означала "капут".

Капуста молодая

листочки завивает,

станет словно шар кругла,

велика, как голова.

В старину войны носили на себе кулоны из лука, как символ защиты от стрел и мечей. А чтобы война не настигла болезнь, они должны были каждый день съедать по тарелке лука. В луке много полезных веществ, которые могут побороться с микробами болезней. Поэтому полезно ставить у кровати больного тарелку с нарезанным луком.

Чеснок носили, чтоб было здоровье и удача, считали его "змеиной травкой", т. к. запах чеснока мог отпугивать ядовитых змей и вредных насекомых.

2)Следующая станция игровая. Физкультминутка.

Воспитатель: Ну что, на станции «Овощная» мы узнали много интересного, а нас ждёт следующая станция, но впереди препятствие...речка!

К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. 1,2,3,4, вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс. Одной, другой - это кроль. Все как один плывём как дельфин. Вышли на берег крутой, Но не отправимся домой.

-Молодцы! Хорошо плаваете.

3) Следующая станция. «Витаминная»

Воспитатель: Ребята, а кто любит есть овощи и фрукты? (Дети отвечают).

Воспитатель: А теперь ответьте мне, почему надо есть много овощей и фруктов?

Дети: Они полезные, в них много витаминов).

Воспитатель: Мы с вами находимся на станции «Витаминная»

Воспитатель: Давайте познакомимся с братьями - витаминами!

На табличке нарисованы три витамина (красный, синий и желтый)

Воспитатель: В красной одежде - витамин А. Рассмотрите, какие овощи

находятся рядом с витамином А (морковь, капуста, помидоры...)

Воспитатель: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы надо

есть продукты, в которых есть витамин А.

Воспитатель: В синей одежде-витамин В. Какие продукты содержат витамин В? (Свёкла, яблоки, репа...)

Воспитатель: Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не

плакать по пустякам надо есть продукты, в которых есть витамин В.

Воспитатель: В желтой одежде-витамин С. Какие фрукты и овощи находятся рядом с витамином С.(капуста квашенная, апельсин, лук, чеснок)

Воспитатель: А витамин С нужен для того, чтобы реже простужаться, быстрее выздоравливать после болезни, быть бодрым.

Воспитатель: А если употреблять в пищу, только какой - нибудь однин витамин можно оставаться здоровым или нет? (нет)

Какой сделаем вывод: Надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины.

III. Заключительная часть Подведение итогов.

Воспитатель: Наше путешествие по городу Здоровейску подошло к концу.

Воспитатель: Как же нам попасть обратно домой?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Закрываем глаза и произносим волшебные слова «Раз, два, три в детский сад вернись».

Воспитатель: присаживайтесь за стол. Пока мы путешествовали почтальон принес письмо. Посмотрим от кого оно пришло и прочитаем его. А письмо от Медведя из сказки «Вершки и корешки», послушайте, что он нам пишет.

Дорогие дети! Прошу вас, помогите мне разобраться где вершки, а где корешки.

Воспитатель: поможем Медведю?

Дети: да.

Д/и «Вешки-корешки».

Воспитатель: В верхнем ряду выкладываем овощи, которые растут на земле, на веточках.

В нижнем ряду нужно выложить овощи, которые растут в земле.

А куда же мы положим лук? Правильно и к «корешкам» и к «вершкам».

Воспитатель: у нас с вами осталось еще одно задание. Посмотрите на тарелочках лежат части одной целой картинки, на которой изображен овощ. Соберите картинку и назовите, какой овощ вы собрали.

Д/и «Собери целое из 5-ти частей». У вас на столе лежат конверты, необходимо из отдельных частей собрать картинку.

Дети выполняют самостоятельно задание.

Воспитатель: молодцы!

Воспитатель: Что понравилось на занятии?  

Дети: ответы детей.                  
Воспитатель: Завершим наше занятие такими словами:        
Чтоб здоровым, сильным быть,                
Надо овощи любить          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ИОС по познавательному развитию - ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе " Как освещались дома"

Данный конспект поможет в проведении ИОС по окружающему миру в подготовительной группе....

Конспект занятия по теме «Библиотека» Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада

ЦеЦЦель: Сформировать у детей представление о библиотеке.Задачи:1. Дать знание, что такое библиотека.2. Познакомить с историей создания книги.3. Познакомить с работой библиотекаря.4. Обогащение речи н...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....

Конспект организованной образовательной деятельности по "Познавательному развитию". Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Осенний квест - марафон»

Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей ...

Конспект НОД по познавательному развитию /ознакомление с окружающим миром природы/. Старшая группа. Тема: «Подземный житель – могера».

Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.Задачи:образовательные:- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;- дать детям представление об особенностях внешнего ст...

Конспект занятия по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой».

Конспект занятия  по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой»       Для детей подготовительной ...

Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные предметы»

Формирование представления детей о рукотворном и природном мире;осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы...