Месяц | Тема | Программное содержание | НОД (Основные части занятия) |
СЕНТЯБРЬ | 1-2 нед. Диагностика
3 нед. «Планета Земля в опасности» |
Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. На земном шаре есть два полюса. На планете Земля обитает много живых существ. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности. |
- Орг.момент
- Беседа о планете Земля
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание планеты Земля
- Физминутка
- Беседа о нашей стране.
- Почему наша планета в опасности
- Как мы можем помочь нашей планете
- Итог
|
| 4 нед. Чтение книги «Экология в картинках» | Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, – мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. | - Орг.момент
- Знакомство с книгой
- Беседа с детьми
- Чтение рассказа «Удивительная прогулка»
- Физминутка
- Беседа по прочитанному
- Итог занятия
|
ОКТЯБРЬ | 1 нед. «Простые и ценные камни в природе» | Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях. Дать представление о ценных камнях, показать изделия из драгоценных камней. | - Орг.момент
- Рассматривание речных и морских камней
- Сравнение и описание камней
- Рассматривание иллюстраций
- Физминука
- Рассматривание женских украшений
- Знакомство с художественными изделиями
- Итог
|
| 2 нед. «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях» | Дать представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка. | - Орг.момент
- Задание детям найти места обитания лягушек
- Знакомство с образом жизни лягушек
- Наблюдение за поведением лягушек
- Физминука
- Рассказ воспитателя о защитных функциях лягушек
- Итог
|
| 3 нед. «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Познакомить с белым медведем и его образом жизни (крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана; у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой). | - Орг.момент
- Беседа о местах обитания медведей
- Загадка о белом медведе
- Чтение рассказа «Почему белые медведи не живут в лесу»
- Рассматривание картин
- Физминутка
- Беседа по прочитанному
- Итог
|
| 4 нед. «Беседа о кроте» | Дать представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами). | - Орг.момент
- Рассматривание картины
- Беседа по картине
- Рассказ воспитателя о жизни кротов
- Физминутка
- Беседа с детьми о приспособлении кротов к жизни под землей
- Итог
|
НОЯБРЬ | 1 нед. «Слепые землекопы» | Закреплять представления детей о кротах. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | - Орг.момент
- Вспомнить с детьми картину «Кроты»
- Чтение рассказа «Слепые землекопы»
- Физминутка
- Беседа по прочитанному
- Рассматривание иллюстрации медведки
- Итог
|
| 2 нед. «Что человек делает из глины?» | Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины. Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской. | - Орг.момент
- Рассмотреть глину
- Сравнить простую и художественную глину
- Осмотр выставки изделий из глины
- Физминутка
- Рассказ воспитателя о процессе изготовления глиняных изделий
- Лепка любого предмета по желанию детей
- Итог
|
| 3 нед. «Сравнение рыб и лягушек» | Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому. | - Орг.момент
- Беседа с детьми о водных обитателях
- Опыт: где труднее производить движения- в воде, воздухе
- Беседа о лягушках
- Рассматривание строения рыб
- Физминутка
- Игра-соревнование
- Итог
|
| 4 нед. «Сравнение песка, глины и камней» | Уточнить представления о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их. | - Орг.момент
- Игра-соревнование
- Опыты
- Физминутка
- Использование природного материала
- Наблюдение
- Лепка домашнего животного
- Итог
|
ДЕКАБРЬ | 1 нед. «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» | Сформировать у представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.
| - Орг.момент
- Беседа с детьми об условиях для роста растений
- Рассказ воспитателя о потреблении влаги разными растениями
- Сравнение алоэ и тродесканции
- Рассказ воспитателя о комнатных растениях алоэ, тродесканции
- Физминутка
- Рассматривание растений, определить влаголюбивые и засухоустойчивые
- Итог
|
| 2 нед. «Где у саксаула листья?» | Дать первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники. Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить представления о приспособленности знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки, рыб. | - Орг.момент
- Беседа с детьми о пустыне
- Рассматривание картины «Караван верблюдов»
- Чтение рассказа «Где у саксаула листья?»
- Физминутка
- Беседа по прочитанному
- Итог
|
| 3 нед. «Беседа о лесе» | Уточнять и расширять представление детей о лесе. Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
| - Орг.момент
- Игровой момент (Старичок-лесовичок)
- Называние знакомых деревьев
- Отгадывание загадок
- Рассматривание иллюстраций
- Физминутка
- Рассказ воспитателя о лесе
- Итог
|
| 4 нед. «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Раскрыть на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | - Орг.момент
- Литературные примеры добрых и злых поступков
- Называние детьми знакомых сказок
- Работа с моделью «Сухое дерево»
- Физминутка
- Запоминание панорамы добрых дел
- Итог
|
ЯНВАРЬ | 1 нед. каникулы
2 нед. «Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов»
3-4 нед. Диагностика |
Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. |
- Орг.момент
- Игровой момент (Старичок-лесовичок)
- Знакомство с плакатами
- Пальчиковая гимнастика
- Придумывание и изготовление плакатов
- Физминутка
- Итог
|
ФЕВРАЛЬ | 1 нед. «Экскурсия в зимний лес» | Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают. На всех ярусах живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. | - Орг.момент
- Повторение правил поведения в лесу
- Рассматривание следов на снегу
- Чтение стихотворения вместе с детьми «Здравствуй лес»
- Наблюдение за кустарниками и деревьями
- Физминутка
- Игра «Узнай дерево»
- Прощание с лесом – стихотворение «Лес дремучий, до свидания!»
- Итог
|
| 2 нед. «Сравнение кроликов и зайцев» | Уточнить представления о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных. | - Орг.момен.
- Игровой момент (игрушка Зайчик)
- Рассматривание картины Заяц-беляк
- Рассказы детей по картинке «Кролики»
- Физминутка
- Рассказ воспитателя о кролике Северной Америки
- Итог
|
| 3 нед. «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать у представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Эти животные живут на разных этажах леса – там, где они находят пищу. У них есть враги – хищные звери. Животные по-разному спасаются от них: быстро убегают, маскируются, прячутся. Все они хорошо приспособлены к жизни в лесу в зимнее время. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. | - Орг.момент
- Игровой момент (заяц-игрушка)
- Рассказ детей по картинке
- Кто где живёт
- Физминутка
- Чем заняты звери зимой в лесу
- Итог
|
| 4 нед. «Земля – живая планета» | Уточнить представления о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. Земля – это дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте. На Земле разные условия, но везде есть жизнь. На Земле много водного пространства, а на суше есть большие пространства, покрытые лесами, – там, среди деревьев живут разные животные. Люди живут на суше в разных местах, но там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.)
| - Орг.момент
- Рассматривание карты «Солнечная система», называние планет в системе
- Рассказ воспитателя о Земле
- Физминутка
- Игра «Марсиане на Земле»
- Рассказы детей о животных планеты
- Итог
|
МАРТ | 1 нед. «Олени и хищники» | Уточнять и расширять представления о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества. | - Орг.момент
- Беседа о волке
- Чтение рассказа «Олени и хищники»
- Беседа по прочитанному
- Физминутка
- Рассматривание картины «Волки»
- Итог
|
| 2 нед. «Сравнение домашних и диких животных»
| Уточнить признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях).
| - Орг.момент
- Рассматривание домашних птиц
- Объяснения детей чем дикие животные отличаются от домашних
- Физминутка
- Игра-соревнование «Кто даст больше правильных ответов»
- Итог
|
| 3 нед. «Что мы знаем о птицах» | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.) | - Орг.момент
- Рассматривание и называние птиц
- Беседа о воздухе
- Рассказы почему птицы могут летать по воздуху
- Физминутка
- Опыт с ветром
- Итог
|
| 4 нед. «Море бывает в беде» | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные. | - Орг.момент
- Рассказ воспитателя о море
- Рассматривание репродукций картин о море
- Сообщение воспитателя об опасности морей
- Чтение рассказов «нефть и моря», «От чего погибли киты»
- Физминутка
- Рисование картинок к прочитанным рассказам
Итог |
АПРЕЛЬ | 1 нед. «Когда животных в природе становится много или мало?» | Уточнить представления о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе. | - Орг.момент
- Беседа о диких животных
- Выстраивание цепочки – равновесие в природе
- Чтение рассказа «Взрыв без шума»
- Физминутка
- Беседа по прочитанному
- Чтение рассказа «Что делать с кроликами»
- Итог
|
| 2 нед. «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.) | 1. Орг.момент - Рассказ воспитателя о строении «Солнечной системы»
- Физминутка
- П/игра «Солнце и планеты»
- Опыт – смена дня и ночи
- Итог
|
| 3 нед. «Морские коровы и Красная книга» | Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности. | - Орг.момент
- Чтение рассказа «Морские коровы и Красная книга»
- Беседа по содержанию
- Физ-минутка
- Рассказ о Красной книге
- Пальчиковая гимнастика
- Рисование морской коровы
- Итог
|
| 4 нед. «Мой родной край: заповедные места» | Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. | - Орг.момент
- Просмотр презентации «Наш край»
- Физ-минутка
- Беседа с детьми о заповедниках
- Итог
|
МАЙ | 1 нед.«Кому нужна вода?» | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.) Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха (кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям).
| - Орг.момент
- Беседа с детьми на тему «Кому нужна вода?»
- Рассматривание картинки
- Рассказ воспитателя о видах воды
- Физ-минутка
- Чтение рассказа «Что такое кислый дождь»
- Загадывание загадок
- Итог
|
| 2 нед. Экскурсия на водоем | Дать представление о том, что река – это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде. Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде, там же растет их потомство. Водные растения могут расти только в реке (пруду), им нужно много воды. Дать представление о том, что на берегу растут растения (травы, деревья), которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе. | - Орг.момент
- Беседа об аквариуме
- По дороге – состояние деревьев, кустов, называние цветущих растений
- Наблюдения и сравнения
- Рассматривание травянистых растений у берега, деревьев
- Физминутка
- Наблюдение за лягушками, насекомыми (стрекозы, комары)
- Итог
|
| 3 нед. «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером»
4нед. Диагностика | Уточнить представления: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять в устанавливании цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов. | - Орг.момент
- Игровой момент – рыбки
- Рассказ детей об экскурсии к реке
- Составление цепочки зависимости животных и растений друг от друга
- Игра-соревнование «Чем аквариум отличается о речки и чем они похожи»
- Физ-минутка
- Дети дают советы гостям
- Итог занятия
|