Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Водоёмы Краснодарского края»
методическая разработка (старшая группа)

Бибик Виктория Владимировна

В наше группе активно ведётся работа с детьми по Краеведению. Это занятие знакомит детей с водоёмами Краснодарского края.  Расширение и пополнение знаний ведется с помощью бесед, показов, презентаций, чтением художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodoemy_kubani.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект образовательной деятельности с детьми старшего   дошкольного возраста по теме: «Водоёмы Краснодарского края»

Цель: закрепление у детей знаний о водоёмах Краснодарского края.

Задачи:

-познакомить детей с естественными водоемами Краснодарского края: Азовским и Черным морями, реками -  Кубань, Белая, с животным миром, морей, рек.

-развивать познавательный интерес о водном мире, о водоёмах Краснодарского края (реки – притоки реки Кубань, озёра.)

-углубить знания о природе и экологии края.

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность;

-воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к природе, любовь к своей малой Родине -Кубань.

-развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

-развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- развивать двигательную активность детей.

Оборудование: модули геометрических фигур, штурвал, игра «Обитатели рек и морей», магнитофон с записью шума моря, картинки с изображением речных рыб и морских обитателей, презентация «Водоёмы Краснодарского края», экран, проектор.

                                         Ход

Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Что это?  (Это глобус)                                  

- Разгадайте –ка ребята, такую загадку:                                                                       «Я и тучка, и туман,                                                                                                              

я – река и океан.                                                                                                                                  

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу» (Вода.)                                                 -Давайте раскрутим наш глобус.                                                                                          - Какого цвета больше?  (Синего, голубого.) Почему? (Ответы детей)              -Потому что большая часть Земли занята водой.                                                        

-  Ребята давайте рассмотрим   карту нашего края. Как называется наш край? (Краснодарский  край.) Нашу малую родину ещё называют Кубанью.                                                                              

- Как вы думаете, что обозначают синие полоски? (Ответы детей.) Синие полоски  обозначают реки, которые текут в разных направлениях и их очень много на  Кубанской земле.                                                                                             

-Каким цветом обозначена вода на карте и на глобусе? (синим)                                                                          

-Какие вы знаете реки в нашем крае? (Кубань).                                                                                                                                      

-Сегодня мы отправимся в путешествие по рекам Краснодарского края на теплоходе.

-А как называются люди, которые путешествуют? Путешественники.) Давайте представим, что мы путешественники. А что нужно для путешествия? (Карта, компас и теплоход.)    

-Сейчас мы смастерим теплоход из геометрических модулей и отправимся в путь.                                                                                                                                  

- Давайте найдём самую большую реку нашего края на карте.  Какая самая большая река?(Кубань.) Вот по ней мы и поплывём.                                                                        

- Ребята, посмотрите, какой красивый вид кубанских просторов открылся нам.                                                                                                                                      

Взмыло солнце над полями.                                                                                  

Свет клубится над рекой,                                                                                                                

А вокруг, куда не глянешь –                                                                                                  

Край кубанский, мой родной.                                                                                        

-Эта река имеет такое же название, как и наш край «Кубань».                                                                                                                          

Она берёт начало высоко в горах. Из маленького горного ручейка она превращается в широкую полноводную реку. Кубань является важной рекой.

Горные ледники дают начало истокам Кубани. Исток –это начало реки. Она мчится по ущельям –это русло реки. Затем река петляет по равнине.                          На территории нашего края протекают  такие реки, как Лаба, Белая, Пшиш,  Синюха. Это малые реки Краснодарского края, которые являются притоками Кубани. Это горные реки.                                                                                            

-  Река может начинаться и из озера. Водичка вытекает из них, собирается в ручьи. Они соединяются, стекают и получается река.                   Дидактическая игра «Скажи наоборот»                                                                                      

-Ребята, давайте поиграем с речкой. Я буду называть слова, а  вы называете слово противоположное по значению.                                                                   Речка глубокая………             (Мелкая.)                                                            Речка извилистая……….  (Прямая.)                                                                      Речка широкая …….    (Узкая.)                                                                           Речка длинная ……..(Короткая.)                                                                          Речка бурлящая ……..(Спокойная.)                                                                       Вода в речке холодная …….. (Тёплая.)                                                               Вода в речке мутная …….   (Прозрачная.)  

- Ой, ребята, посмотрите, а что там плещется в воде? (Рыба.)                            

-Скажите, а какая бывает рыба? (Ответы детей.) Морские, которые живут в море, речные, которые живут в реках.                                                                                Динамическая  пауза                                                                                                                

-Давайте представим, что мы рыбаки.                                                                             В синем небе облака.             (встаём на носочки и поднимаем руки вверх)                        Под горой бежит река,        (приседаем, руки вперёд)                                                     Рано утром из реки ,          (встали)                                                                                    Тянут сети рыбаки .          (имитируют движения, как бы перебирают сети руками)                                                                                                                           Много рыбы наловили ,     (разводим руки в стороны)                                                     Вкусную уху сварили.      (выполняем круговые вращения руками, как бы варим уху в котле)                                                                                                              Ах!

- В наших реках очень много разной рыбы.                                                              

Сом-это самая большая рыба. Он питается мелкой рыбой, лягушками и водоплавающими птицами.                                                                                              

Щука - обыкновенная. Это хищник. тело удлиненное, зеленовато-тёмного цвета, с множеством разных пятен и полосок по бокам. Пасть у щуки огромная, с острыми зубами. Держится она в одиночку, поджидает  в зарослях свою добычу, благодаря своей пёстрой окраске.                            

Судак- красивая рыба. У него длинная голова и широкий рот с острыми мелкими зубами. Окрашен в зеленовато-серый цвет. Судак – хищная рыба. Он любит полакомиться мелкими рыбёшками. Они не любят ходит стаями, живут в одиночку.                                                                                                    

Окунь - не большой по размеру, но он хищник. Эта рыбка любит тишину и покой, поэтому плавает, где поглубже. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё ровно это симпатичный полосатик с красными плавничками и хвостиком.

Проводится игра «Поймай рубку».

Дети удочками «вылавливают» плоскостные   изображения рыб и называют их. (Окунь, карась, щука, карп, тарань, судак, краснопёрка.)

-Вот сколько рыбы мы наловили, вы молодцы, правильно угадали их названия. Ребята, а вы знаете, что рыбу можно ловить, только  удочками. Никогда не брать мелкую рыбу, отпускать её.                                                     -  Давайте отпустим рыбу в речку, а сами поплывём дальше.                                                

- Ребята, посмотрите вдали виднеется озеро. А вы знаете, что такое озеро? Озеро-это большое природное углубление с водой.                                                                                                        

-А как вы думаете одинаковая вода на вкус в реках, озёрах и морях? (Нет) -Она пресная и солёная. Где вода пресная, а где солёная? (В реке пресная, а в море солёная.)                                                                                                              

-И у нас на Кубани есть много озёр. Самое большое -это пресное озеро Абрао. Есть озёра степные горько – солёные: Большое и Малое, недалеко от г. Армавира. Озеро Ханское около г. Ейска известно лечебными грязями.                                                                                                                               (Аудиозапись-шум моря)                                                                                                                                

-Ребята, вы слышите звуки? На что они похожи?  (Плеск волны, звуки моря, прибой, крик чаек)                                                                                                                    Физкультминутка                                                                                                                      

- Давайте представим, что мы на море.                                                                      

И вот перед нами море,                                                                                                    

Бушует оно на просторе. (Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения)                                                                                                                               А в  море высокая волна ,                                                                                                          И вверх до небес                                                                                                                

И вниз до дна.     (Пальцы рук сцеплены)                                                              

Качает вода солёная,                                                                                                      

Водоросли зелёные. (Руки подняли и делают змеевидные движения)                

Скачут весело дельфины,                                                                                        

Подставляя солнцу спину.     (Ладошка на ладошке лежит, мелкие   волнообразные движения вперёд.)                                                                          

На волнах качаются,                                                                                                              

Солнцу улыбаются.             (Руки вверх)

-Правильно, вот мы с вами уже плывём по морю. Посмотрите море огромное, красивое, синее.

- Все реки впадают в моря. Ребята, как вы думаете, что это за море.

-Правильно, это чёрное море. Чёрное море очень тёплое \, не замерзает даже зимой. Оно неспокойное и бурное, так как часто штормит. Каким ещё бывает море? (Тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, бурлящее и т.д.)                                                                                                                              

-Как вы думаете море -это только вода, песок, камни? Или кто- то живёт в море? (Дети перечисляют морских жителей.)                                                                                              

-А теперь отгадайте загадки о морских обитателях.                                                        

Для неё вода-качели,                                                                                                    

И плывёт она без цели.                                                                                            

Ниоткуда в  никуда,                                                                                                        

Вся прозрачна, как вода             (Медуза.)                                                              

-Медузы бывают круглые как шар, вытянутыми и плоскими, как тарелки. Все медузы ядовиты.                                                                                                                    

Над волной дугою взвился,                                                                                                                

Спинкой чёрной заискрился.                                                                                    

Мимо гор плывёт, Афин.                                                                    

Белобрюхий, кто?......                    (Дельфин.)                                                                                      

Глубоко на дне она,                                                                                                      

Словно на небе видна.                                                                                                          

Но не светит и не греет.                                                                                          

Потому что не умеет.                     (Морская звезда.)                                                

Эти животные – хищники. Питаются  морские звёзды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек  с присосками, которые находятся на нижней стороне лучей.

Что за дивная лошадка?                                                                                          

Очень странные повадки.                                                                                                    

Конь несеет и не пашет,                                                                                                                            

Под водой с рыбёшкой  пляшет.                                                                        

Назови его дружок: рыбок друг  …..      (Морской конёк)                                

Морской конёк – небольшая рыбка, одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела напоминает шахматную фигурку коня.                  

-Молодцы ребята, всех морских обитателей вы отгадали.      

-Наше путешествие продолжается. Посмотрите, вот уже и Азовское море, именно в Азовское море впадает река Кубань.                                                                                                        

-Как вы думаете, какое море больше? (Чёрное.)

-Меньше? (Азовское.)

Азовское море самое маленькое и мелкое.  Вода в нём сильно прогревается, оно теплее, чем Чёрное море. Вода менее солёная, поэтому зимой оно замерзает.                                            

 -Ребята, как вы думаете какие рыбы живут в Азовском море?                                      

-Окунь, щука, сом, плотва, судак. Да ребята, эти рыбы как речные, так и морские, которые заплывают в наше Азовском море.                                                  

Но не везде водится рыба, где берега загрязнены, рыба исчезла. Как вы думаете почему? (Рыба погибла, так как люди засорили моря и реки.)                                                                                                                        

Опыт: в аквариум с чистой водой добавляем чёрную краску.

Дети рассказывают, что реку загрязнили и что случится с рыбой. Делают вывод, что нельзя загрязнять природу. Вода нужна растениям, животным, всему живому на Земле.                                                                                                                          

- Для того, чтобы природа нас радовала своей красотой и многообразием её обитателей, нужно бережно к ней относиться и к её обитателям.                                    

- Как вы думаете, что для этого нужно делать? (Нельзя мусорить возле водоёмом, глушить рыбу.) Конечно, для того, чтобы рыбкам жилось хорошо, надо заботиться о чистоте наших водоёмов. И тогда природа отблагодарит нас. Рыбы  в наших реках прибавится  и водоёмов станет больше.                                                                          - Ребята, нам пара возвращаться в детский сад, занимайте свои места в теплоходе и в путь. Давайте, ещё раз нашей красавицей рекой Кубань.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие по морям, озёрам, рекам Краснодарского края? Что вам запомнилось, что узнали нового?        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста. на тему: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина".

Прививать любовь к творчеству А.С Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме:"Скульптура родного края"

Конспект совместной  деятельности с детьми старшей группы по теме скульптура....

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Моя семья»

Вид деятельности: беседаЗадачи:Обучающие:Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательн...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Почему взрослые работают?»

Открытое занятие по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста, часть информации заимствована с сети интернет...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатство Краснодарского края»

Занятие изучения нового материала.  Включает в себя различные виды деятельности: коллективная, работа в парах, эксперимент, наблюдение....