Учебно-методическое пособие с использованием регионального компонента "Бабушкин сундучок со сказками"
методическая разработка
Цель: совершенствование нравственно – патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории родного края и уважительного отношения к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование чувства гражданской принадлежности.
Развивающие:
- Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине; интереса к настоящему и прошлому своего края.
Воспитательные:
- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, понимания того, что Башкортостан – великая многонациональная республика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babushkin_sunduchok.docx | 219.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 8
городского округа города Октябрьский Республики Башкортостан
Учебно-методическое пособие с использованием регионального компонента «Бабушкин сундучок со сказками»
Воспитатель: Сафина Р.Р
2019 год
Выполнил: воспитатель Сафина Резеда Ралифовна
Имеющаяся категория: первая
Стаж в данной должности: 5 лет
Пояснительная записка:
В. Сухомлинский писал - «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца», а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю, любви к малой и большой Родине.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Для достижения цели по ознакомлению детей с родным краем мы находим использование Учебно – игрового пособия «Бабушкин сундучок со сказками».
Направленность:
Пособие направлено на воспитание уважения, интереса к обычаям, традициям и фольклору своего народа, создает у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре развивает интерес к устному-народному творчеству, знакомит с народными промыслами, развивает личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине.
Новизна:
Особенностью данного пособия является то, что благодаря соединению частей пособия, его содержание может меняться и обновляться в зависимости от цели, задач и темы образовательной деятельности. Например, содержание данного пособия, при необходимости, может раскрывать более узкую тему («Игрушки из бабушкиного сундука», «Народные промыслы и быт башкирского народа» и др.)
Предпосылки: оснащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом использования современных технологий по ознакомлению с родным краем.
Вид: Учебно-игровое пособие.
Предназначение: пособие используется в совместной деятельности воспитателя с детьми в процессе организованной образовательной деятельности и индивидуальной работы младшего-старшего дошкольного возраста детей с учетом возрастных особенностей и реализует поставленные цели и задачи к знаниям детей дошкольного возраста.
Актуальность: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Цель: совершенствование нравственно – патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории родного края и уважительного отношения к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование чувства гражданской принадлежности.
Развивающие:
- Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине; интереса к настоящему и прошлому своего края.
Воспитательные:
- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, понимания того, что Башкортостан – великая многонациональная республика.
Проблема:
В своей работе, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении знаний по ознакомлению с родным краем. Часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. Из наблюдений за детьми я выяснила, что многие дети не могут назвать свою малую родину и в каком селе они живут, на вопрос: «Кто является героем?» дети почему- то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек – паук, Терминатор, черепашки Ниндзя и др.
А так как, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, и ведущий видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, я решила создать учебно-игровое пособие «Бабушкин сундучок со сказками», который поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание иллюстраций с использованием дидактических игр в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Гипотеза:
Формирование представлений детей дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем будет успешной при:
- использовании системы дидактических игр, и демонстрационного материала из учебно-игрового пособия «Бабушкин сундучок со сказками».
Описание пособия:
Учебно-игровое пособие «Бабушкин сундучок со сказками» включает в себя:
1. Ознакомление детей с национальным костюмом башкир.
2. Ознакомление детей с бытом башкирского народа.
3. Ознакомление детей с праздниками, обычаями родного края.
4. Ознакомление детей с башкирскими народными сказками, где они могут обыгрывать сказку как индивидуально, так и подгруппой.
5. Ознакомление с башкирскими национальными узорами, орнаментом.
Основные достоинства:
Учебно-игровое пособие отвечает всем требованиям ФГОС к предметно развивающей среде, он:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с родным краем;
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для учебно – игровой деятельности;
- Повышение уровня развития внимания, мышления, творческого воображения;
- Развитие у детей интереса к малой и большой родине и родному краю.
Этапы работы:
I этап – подготовительный (сентябрь 2019г.):
- Изучила методическую литературу, изготовила игровое пособие, накопила информацию. (октябрь 2019г.)
II этап – формирующий (творческий)
Проводила беседы и ООД с использованием учебно-игрового пособия «Бабушкин сундучок со сказками». Более плотно включала дидактические игры и игровые задания в режимные моменты, и индивидуальную работу с воспитанниками.
III этап – заключительный (3-я, 4-я неделя октября)
Опытом работы по изготовлению учебно-игрового пособия «Бабушкин сундучок» поделилась с коллегами своего дошкольного учреждения на педагогическом совете.
Заключение.
Таким образом, работа с Учебно-игровым пособием «Бабушкин сундучок со сказками» позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей. У детей расширились знания о истории родного края, представления об окружающем мире и действительности. Дети научились в продуктивной творческой деятельности – рисунках, аппликации, совместных коллективных работах выражать свои знания и впечатления о родном крае. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать, а также умение взаимодействовать с педагогом и другими детьми.
Но самым главным результатом своей работы, по данному направлению, я считаю, что мои воспитанники прочувствовали, что они маленькие жители красивой Республики Башкортостан, с великой историей и прекрасным будущим, где трудятся люди на благо родного края.
Рекомендую свою методическую разработку как современное образовательное пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Список используемой литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018
2. Агишева Р.Л. «Я – Башкортостанец» – Уфа:БИРО, 2003 – 40с.
3. Агишева Р.Л. «Я познаю Башкортостан»: Учебно- методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. –Уфа,2008. 100с.
4. Агишева, Р. Л. Фольклор и литература Башкортостана . : учеб. хрестоматия для детей дошк. и мл. шк. возраста. - Уфа : Китап, 2011. - 176
5. Гасанова Р.Х. «Земля отцов». Программа – руководство: - Уфа: БИРО, 204.- 50 с
6. Гасанова Р.Х «Я Родину свою хочу познать!» Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа/ БИРО. – Уфа, 2007. – 149с.
7. Гасанова Р.Х. Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись): Комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста. – Уфа: БИРО, 2005. – 30с.
8. Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений /БИРО. – Уфа, 2003.- 43с.
19. Ермолаева Е. В. «Байрам. Башкирская и татарская кухня». Издательство: Урал ЛТД, 2010г.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании». - Уфа: Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан, 2013г.
11. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан». Уфа: Законодательная Палата Государственного Собрания Республики Башкортостан, 1999г.
13. Молчева А.А. Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995 - 112 с.
14. Конституция Республики Башкортостан. – Уфа, 1993г.
15. Сыртланова Н.Ш. Теоретические основы концепции регионального содержания дошкольного образования в РБ.
16.Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем/ Ф.Н. Фазлыева – Уфа: Китап, 2003 – 76с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое игровое пособие «В путешествие по сказкам»
Дидактическая игра, приобщающая детей от младшего до старшего возраста к художественной литературе....
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...
- Мне нравится (4)
Комментарии
Патриотическое воспитание -
Патриотическое воспитание - одна из основных задач в развитии и воспитании подрастающего поколения. Важно с детства прививать любовь к Родине. Именно с знакомства с историей своего народа, его обычаями, культурой, у детей формируется представление о своем крае, прививается любовь к своей малой Родине.
учебно-методоческое пособие
Региональный компонент очень выручил в работе.