Перспективное планирование по программе Е.С. Бабуновой "Наш дом - Южный Урал" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)
В данной методической разработке содержится перспективное планирование по национально-региональному компоненту по программе Е.С. Бабуновой "Наш дом - Южный Урал".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально-регионального компонента на основе программы Е.С Бабуновой «Наш дом – Южный Урал» на 2023-2024 уч. г.г.
Программное содержание:
1. Продолжать приобщать детей к духовно-художественным ценностям, созданным народом:
— познакомить с особенностями жилища, быта русских крестьян, казаков, башкир и других народов Южного Урала как предметами народного искусства;
— подводить их через народное искусство к пониманию особенностей традиций, быта, национального характера разных народов, общечеловеческих ценностей.
2. Развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов-типов («древо жизни», «мать-земля», солярные знаки и т. п.).
3. Продолжать развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации, выражая собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности, искусству.
4. Знакомить детей со способами проектирования предметной среды народного быта (эскизы, разработка элементов экстерьера, интерьера жилища, макетирование и т. п.).
5. Развивать и обогащать эмоционально-образную, объяснительно-выразительную речь детей, умение вести диалог по поводу искусства.
6. Продолжать воспитывать внимательность и целенаправленность эстетического восприятия, бережное отношение к природе, человеку, самостоятельность и творческую инициативу.
Месяц. | № недели. | Познавательный блок. | Цели и задачи | Программное содержание. |
Сентябрь. | 1 неделя- 2 неделя | История жизни человека на Южном Урале. Знакомство с народным фольклором: колыбельные песни. Ай, люли, ай, люли, прилетели журавли. | Познакомить детей с историей заселения Южного Урала разными народами: русские, казахи, башкиры, татары, нагайбаки и т.д; объяснить понятия «первобытные люди», «каменный век», «медная эпоха», «бронзовая эпоха»; формировать знания о различных видах труда народа. В старшем дошкольном возрасте знания о жанровых особенностях колыбельных уточняются и обобщаются. Развиваются творческие способности детей. Дети сочиняют свои колыбельные песни. Колыбельные широко используются в сюжетно-ролевых играх, в досугах, в играх-инсценировках. Помочь понять роль колыбельных в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, дедушек, бабушек, детей (взаимная любовь, забота). Учить видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай», «люли-люли»). | 1.Беседа: «Эволюция народов Южного Урала» 2. Беседа «Коренные жители Урала» 3. Досуг «Город Пласт – наша гордость». 4. Досуг «Поэтическая гостиная»: «Колыбельные песни народов Южного Урала». (обр. оласти: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие). 5. Сюжетно- ролевая игра « Дочки-матери». 6. Заучивание наизусть колыбельных песен «Ай, люли, ай, люли, прилетели журавли». 7. Выставка поделок из овощей «Подарки осени». . |
3 неделя- 4 неделя | Человек и мир вокруг. Знакомство с народными играми: русскими, башкирскими, татарскими. | Познакомить детей с образными выражениями о природе, о народном представлении мира, природы и космоса. Познакомить с понятиями «кочевой народ» и «оседлый народ», «земледелие», «родичи». Дать сведения детям о появлении первых железо- и медеплавильных заводах Южного Урала. Работа людей «в горе» — в шахтах по добыче руды, драгоценных камней, угля. Объяснить понятие «мастеровой», «заводской» человек — человек, который работал на заводе, мог что-либо мастерить, изготавливать. Познакомить детей с понятием народная игра и её особенностями. Значением народной игры в жизни человека. 1.«Пчелы» русская народная игра. 2. «Земля, вода, огонь, воздух» татарская народная игра. — 3.Башкирская народная хороводная игра «Юрта». | 1. Беседа:«Свой край – люби и знай!». (Познавательное развитие – обр. область). 2. Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»; — русская народная хороводная игра «Чурилки»; — татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»; — башкирская народная подвижная игра «Белая кость»; — башкирская народная подвижная игра «Гроза»; — русская народная настольная игра «Бирюльки». 3. Досуг «Поиграй- ка!» (обр. область- художественно- эстетическое развитие). | |
Октябрь. о | 1неделя-2 неделя. | Человек и календарь природы. Знакомство с пестушками, потешками, прибаутками. 1. Я умница-разумница… 2. Журавель долгоногий на мельницу ездил… | Расширить представления детей о правилах природы, по которым жили люди на Южном Урале, т.е. по определённому календарю – земледельческий и скотоводческий. Познакомить с новыми понятиями «лад», «земледельческий», «скотоводческий», «круглый год». Познакомить с особенностями народных костюмов. 1. Обобщать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье. 2. Учить выделять в тексте образные средства языка. 3. Способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. 4. Совершенствовать исполнительские умения детей. | 1.Беседа: «Пушешествие по Южному Уралу». 2.Заучивание наизусть потешек, пестушек: 1. Я умница-разумница… 2. Журавель долгоногий на мельницу ездил… 3. Фольклорный праздник «В гостях у Марьюшки» (обр. область – художественно- эстетическое развитие). 3. Театр потешки «Журавель долгоногий на мельницу ездил…». |
3 неделя – 4 неделя. | Человек и природа Южного Урала. Знакомство с небылицами. 1.Из-за тучи, из-за гор… 2. Рано утром, вечерком… | Познакомить детей с природно – географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, степная, лесостепная. Дать сведения об озёрах, реках, горах, отражающих историю родного края; Познакомить с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе. 1. Уточнять представления о жанровых особенностях небылиц. 2. Учить детей рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний. 3. Учить придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами. 4. Развивать чувство юмора. | 1. НОД: «Русские мастера». (Обр. область – познавательное развитие). 2. Развлечение «Флора и фауна Южного Урала». (Обр. область – познавательное развитие). 3. Экологический досуг «Берегите край родной». 4. Литературная гостиная «Небылицы я люблю». (Обр. область – художественно- эстетическое развитие). 5. Рисование «Небылицы». (Обр. область – художественно- эстетическое развитие). 6. Досуг «Праздник Осени». | |
Ноябрь. | 1 неделя – 2 неделя. | Человек и календарные традиции. Знакомство с закличками, приговорками. 1.Радуга-дуга, принеси нам дождя. 2.Мочи, мочи, дождь, на нашу рожь… | Формировать представления детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой. Дать сведения о календарных обрядах и традициях народа Южного Урала и познакомить с некоторыми из них. 1. Уточнять представления о жанровых особенностях закличек, приговорок. 2. Развивать умение произносить заклички выразительно (интонация просьбы). 3. Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек, приговорок. | 1.Досуг «Открываем календарь». (Обр. область – познавательное развитие). 2. Досуг «Традиции народов Южного Урала» (обр. область – художественно – эстетическое развитие). 3. Заучивание наизусть закличек, приговорок: «Осень, осень…», «Медведь могучий…», «Радуга-дуга, принеси нам дождя», «Мочи, мочи, дождь, на нашу рожь…». |
3 неделя – 4 неделя. | Человек, род и природа. Знакомство с докучными сказками. | Познакомить детей с фольклором народов Южного Урала. Дать сведения о семантическом значении слов «природа», «род», «родня», о домашних (семейных) народных способах лечения больных – траволечение, грязелечение, закаливание в бане и т.д. 1. Уточнять знания детей об особенностях содержания и формы докучных сказок. 2. Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни. 3. Поддерживать желание рассказывать докучные сказки. 4. Развивать чувство юмора. 5. Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты докучных сказок, создавать иллюстрации к докучным сказкам. | 1.Досуг «Богат талантами Южный Урал» (обр. область – познавательное развитие). 2. Досуг «Литературная гостиная» «В гостях у сказки» (обр. область – художественно – эстетическое развитие); 3. Чтение детям докучных сказок. 4. Д/И «Сочини докучную сказку». 5. Рисование «По мотивам докучных сказок». 6. Драматизация докучных сказок «Про Шиша». 7. Чтение сказа П. Бажова «Каменный цветок». | |
Декабрь. | 1 неделя – 2 неделя.
| Человек и его семья. Сила семьи в его родне. Знакомство с пословицами и поговорками. | Познакомить детей со смысловым значением слов «семья», «родня», «родственники», «племянники», «двоюродный» (состав семьи, традиции, родственные связи). Формировать добросердечные, дружелюбные отношения к родственникам. 1. Обогащать представления детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма). 2. Учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни. 3. Учить выделять общий смысл в пословицах разных народов. 4. Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной. 5. Активизировать самостоятельное использование детьми пословиц. | 1.Спортивный досуг «Мама, папа, я – дружная семья». 2.Викторина «7 и я – получается СЕМЬЯ!». 3. НОД: «Уральские мастера умельцы». (Образ. область – познавательное развитие). 4. Чтение сказов П. Бажова «Огневушка - поскакушка». 5. Рисование «Уральские сказы» по мотивам сказов П. Бажова. 6. Заучивание наизусть пословиц и поговорок. 7. Рисование по мотивам пословиц и поговорок. 8. Словесные игры — «Кто больше назовет», с наглядным материалом — «Собери пословицу». |
3 неделя – 4 неделя. | Жилище семьи. Подвижные народные игры. | Познакомить с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Дать сведения о названиях и назначении частей народного жилища: окна, стены, двери. Продолжать знакомить детей с понятием народная игра и её особенностями. Значением народной игры в жизни человека. | 1.Экскурсия в музей г. Пласта. 2 Беседа «Новоселье мы справляем» (обр. область – познавательное развитие). 3. Акция «Птичья столовая». 4. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». 5. Изготовление коллективного макета «Русская изба». 6. Фестиваль игр народов Южного Урала. 7. Подвижная игра «Маленькие ножки – большие ножки», Р. н. и. «Бег по стволу» Т. н. и «Спутанные кони» Б. н. и «Букэн кайыш» (поймай воробья поясом) | |
Январь. | 1 неделя – 2 неделя. | Предметы народного домашнего быта. Знакомство с народной песней. | Познакомить детей с семантическим значением слова «утварь», различными её видами. Дать сведения об особенностях украшения народного жилища, предметов домашнего быта и одежды. Познакомить детей с понятием народная песня, её жанровыми особенностями. | 1.Экскурсия в «русскую избу» ДОУ. 2. Изготовление предметов народного быта из природного и бросового материала. 3. «Аппликация «Укрась сапоги – ичиги». 4. Досуг «Коляда, коляда». 5. Беседа: «Лейся песня». 6. Конкурс певцов «Шире круг!». |
3 неделя. | Особенности взаимоотношений в семье. | Познакомить детей с народными особенностями взаимоотношения в семье: мужа, жены, братьев, сестёр, бабушек, дедушек. | 1.Досуг «В гостях у бабушки Агафьюшки». 2. Спортивный досуг «А, ну-ка, мальчики!». 3. Беседа «Крещенье». 4. Акция «Генеалогическое дерево» (совместно с родителями воспитанников). 5. Викторина «Семейная». 6. Заучивание пословиц и поговорок о семье. | |
Февраль. | 1 неделя – 2 неделя. | Нравственные основы семьи. | Дать детям представление об отношениях в семье к старым людям, больным и сиротам, малым детям, людям, попавшим в беду; о воспитании в семье – любовью, заботой, милосердием, поощрением, наказанием (словесный). | 1. НОД «Генеалогическое дерево» (образов. область - познавательное развитие .) 2.Поэтическая гостиная «Поэты Южного Урала». 3.Рисование «Моя семья». 4. Досуг «Поэтическая гостиная « Чтение стихотворений о семье поэтов Южного Урала – Л. Таничевой, В. Кузнецова. 5. НОД «23 февраля – день Защитника Отечества» (образ. область – познавательное развитие). |
3 неделя – 4 неделя. | Семья и домашнее хозяйство. | Формировать у детей знания о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье и домоводстве. | 1.Досуг «На подворье у Матрёны». 2. Аппликация «На скотном дворе». 3.НОД «В мире интересного» (образ. область –познавательное развитие). 4. Викторина «Знатоки домашнего хозяйства». | |
Март. | 1 неделя – 2 неделя. | Народные праздники семьи. | Расширить знания детей об особенностях народного гостеприимства и подготовки к праздникам. |
(образ. область – познавательное развитие).
|
3 неделя – 4 неделя. | Семья и природа. | Познакомить детей с отношениями народа к природе и с образными народными названиями растений, природы. | 1.НОД «Весна на Южном Урале» (образ. область – познавательное развитие).
| |
Апрель. прель. | 1 неделя – 2 неделя. | Народные увеселения, игры, забавы семьи | Познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых. | 1. КВН «День смеха» (обр. область – познавательное развитие). 2. Беседа « Веснянка». 3. Акция «Скворечники». 4. Выпуск газеты «Семейные забавы». 5. Досуг «Пасха». 6. Акция «Пасхальные яйца». 7. НОД: «Встречаем перелётных птиц» (обр. область- познавательное развитие). |
3 неделя – 4 неделя. | Знакомство с дразнилками. | 1. Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и происхождением. 2. Учить правильно оценивать типичные жизненные ситуации. 3. Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку (если дразнилка справедлива, стараться исправиться: «Маша-растеряша»), не обижаться, уметь отвечать на дразнилку. |
| |
Май. | 1 неделя – 2 неделя. | Здоровье – успех и богатство семьи. | Познакомить детей с народными домашними способами лечения больных в семьях. |
|
3 неделя – 4 неделя. | Знакомство с уральскими сказками и легендами. | Познакомить детей с уральскими сказками и легендами, авторами уральских сказок, историей возникновения уральских легенд. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...
ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАТИВНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПУНКТА «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение
Исходя из современных социально-экономических условий для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, найден вариант функционирования вариативной модели...
Перспективное планирование проектной деятельности на 2020 – 2021 учебный год группа № 10 ( старший дошкольный возраст)
Перспективное планирование проектной деятельности на 2020 – 2021 учебный год группа № 10( старший дошкольный возраст)...
Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...
Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»
Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...