долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию
проект (старшая группа)
План реализации проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_dolgosrochnyy_prekt_starshaya_gruppa.docx | 42.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Планета детства» комбинированного вида
СП комбинированного вида «Колокольчик»
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
«Моя малая Родина»
Составили: Ляпина Т.А,
Пышкова С.М.
пгт Комсомольский
2019-2020гг.
«Много есть на свете, кроме нашей страны,
всяких государств и земель, но одна у человека
родная мать, одна у него и Родина».
К. Д. Ушинский
Актуальность
Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей.
Цели проекта.
Приобщение дошкольников к истории, культуре, национальным традициям мордовского народа; создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии .
Задачи проекта.
Образовательные:
- систематизировать и расширить знания детей о Мордовии, о природе родного края;
- познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях;
- познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа;
- углубить и расширить знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, воображение;
- развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;
- развивать интерес детей, к любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать уважение к самобытности национально - региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии;
- воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством;
- воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.
Участники реализации проекта
Дети старшей группы №10.
Воспитатели группы.
Родители.
Социум.
Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь-май 2019-2020гг.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Этапы
- Подготовительный
Содержание работы:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.
2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.
3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.
Предполагаемый результат: создание проекта
- Констатирующий.
Содержание работы:
1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.
2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
4. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.
5. Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Республики Мордовия.
Прогнозируемые результаты: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
- Обучающий
Содержание работы:
1. Обобщение условий для знакомства детей с республикой Мордовией, культурой и традициями мордовского народа.
2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Мой родной край»
3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
4. Накопление методического материала.
5. Реализация плана работы с детьми
6. Анализ контрольного среза.
7.Сравнительный анализ
Предполагаемый результат: Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
- 3аключительный
Содержание работы:
1. Проведение контрольного среза;
2.Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента;
3.Издание программы и методических рекомендаций по приобщению к национально-региональной культуре детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.
Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка, уголка национальной культуры группы, участие в выставках совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечений и досугов.
Формы работы с родителями:
-родительское собрание по нравственно-патриотическому воспитанию;
-вечера вопросов и ответов;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-экскурсия;
-визиты домой;
-совместные с родителями праздники;
-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
План реализации проектной деятельности
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Форма проведения | Работа с родителями |
1 | Изучение проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию, подборка методической литературы, сбор материала по данной теме. | ||||
2 | Познавательное чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздин. | Побуждать ребёнка к желанию рассказать о своём доме, как он помогает дома, проявляет почтение, внимание к близким. Закрепить знания детей о домашних адресах | Беседа | Разучивание с ребенком домашнего адреса. | |
Сентябрь | 3 | Моя малая Родина | Формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край. | Беседа. Просмотр видеофильма о Мордовии. | Анкетирование. Консультация для родителей «Воспитываем патриотов» |
4 | Государственные символы республики Мордовия | Познакомить детей с государственными символами республики Мордовия –гимном, флагом, гербом. | Беседа. Рисование «Флаг республики Мордовия. | Прослушивание гимна республика Мордовия на русском и эрзянском/мокшанском языках. | |
Октябрь | 1 | Саранск – столица республики Мордовия | Познакомить детей с городом Саранск как с самым главным городом республики. Вызывать чувство уважения и восхищения к столице республики. | Беседа. | Экскурсия по городу Саранск. Фотоотчет об экскурсии по Саранску. |
2 | Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии | Дать дошкольникам сведения о том, что народы эрзя и мокша являются коренными жителями Мордовии. Воспитывать чувство гордости за свой народ | Беседа. | Консультация для родителей «Моя малая Родина». | |
3 | Народные промыслы Мордовии. | Познакомить детей с народными промыслами нашей республики –тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством. Вызывать чувство восхищения от творчества мордовских мастеров. | Презентация. | Консультация для родителей «О прошлом и настоящем нашего края» | |
4 | Мордовские народные сказки. | Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к мордовским сказкам. | Беседа. Чтение сказки «Вирява» | Чтение мордовских народных сказок. Консультация для родителей «Значение фольклорных произведений в жизни дошкольника» | |
Ноябрь | 1 | «Белая береза под моим окном» | Формировать бережное отношение к природе и всему живому, воспитывать любовь к родному краю, уметь видеть прекрасное. | Беседа. Рисование. | Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях». |
2 | Мордовский национальный костюм. | Продолжать знакомить детей с элементами мордовского национального костюма; показать оригинальность, самобытность костюма. Воспитывать любовь и бережное отношение к костюму. | Презентация «Мордовский национальный костюм народа –эрзи. | Консультация для родителей: « Знакомьте детей с героическим прошлым России» | |
3 | С.Д. Эрьзя – известный мордовский скульптор. | Познакомить детей с биографией известного скульптора – С. Д. Эрьзи, его творчеством. Прививать чувство гордости за своих земляков. | Беседа. Виртуальная экскурсия по музею С. Д. Эрзи.. | Посещение музея С. Д. Эрьзи в г.Саранск. Консультация для родителей «Великий сын земли мордовской- Степан Эрьзя» | |
4 | Драматизация сказки «Как собака друга искала» | Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Развивать диалогическую речь, творческие способности детей посредством драматизации; развивать фантазию и воображение детей; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки. | Драматизация сказки. | Чтение произведений устного народного творчества мордовского народа. Фотоотчет. | |
Декабрь | 1 | Достопримечательности города Саранск | Расширить представления детей о достопримечательностях города Саранска. Воспитывать чувство любви и гордости за столицу Мордовии. | Беседа. Просмотр видеофильма или фотографий. | Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» |
2 | Мордовские народные зимние игры и забавы. | Продолжать знакомить дошкольников с зимними мордовскими народными играми и забавами. Воспитывать интерес к обычаям и традициям мордовского народа | Беседа. | Консультация для родителей «Мордовские народные подвижные игры» | |
3 | Ф.В. Сычков – известный мордовский художник. | Познакомить детей с биографией и творчеством известного мордовского художника Ф. В. Сычкова; показать красоту и оригинальность его полотен. Воспитывать чувство уважения к произведениям художника. | Беседа. Просмотр альбома с полотнами художника. | Экскурсия в музей им. С. Д. Эрьзи на выставку картин Ф. В. Сычкова. | |
4 | Путешествие по родному поселку Комсомольский. | Расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; формировать интерес к малой Родине; продолжать воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой город. | Беседа. | Прогулка по улицам поселка. | |
Январь | 2 | Сёла чамзинского района | Познакомить дошкольников с названиями сёл чамзинского района республики Мордовия, их расположением на карте, формировать интерес к малой Родине. Воспитывать чувство любви и гордости к родному району. | Беседа. | Индивидуальная беседа с родителями на тему: «А моя бабушка живет в селе…» |
3 | Праздники мордовского народа. Роштува. | Закрепить знания детей о многонациональности республики Мордовия; продолжать знакомить с традициями, обрядами и праздниками мордовского народа; воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордвы. | Развлечение. | Беседа «Мордовские народные праздники» | |
4 | С .М. Люлякина-известная мордовская писательница | Познакомить дошкольников с биографией и творчеством известной мордовской сказительницы и детской писательницы С.М. Люлякиной; побуждать у детей желание слушать произведения писательницы. | Беседа. Чтение произведений. | Чтение произведений С. М. Люлякиной | |
Февраль | 1 | Знаменитые люди Мордовии. Кто такие чемпионы? | Познакомить детей с знаменитыми спортсменами Мордовии. Воспитывать уважение к чемпионам Мордовии по разным видам спорта, развивать речевую активность, воспитывать дружеские отношения. | Беседа. | Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи» |
2 | Мордовская национальная кухня | Познакомить детей с мордовской национальной кухней, её особенностями. Воспитывать любовь и уважение к культуре мордовского народа. | Презентация. | Выставка блюд мордовской национальной кухни. | |
3 | Устное народное творчество мордовского народа. Пословицы и поговорки. | Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества мордовского народа. Воспитывать любовь к произведениям мордовского фольклора. | Беседа. Чтение и обсуждение пословиц. | Создание картотеки «Мордовские пословицы и поговорки» | |
4 | Экскурсия в мини-музей поселка Чамзинка. | Формировать у детей представления об истории, культуре, быте мордвы; систематизировать и закреплять знания о традициях и обычаях мордовского народа; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы, воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать сообща. | Экскурсия. | Экскурсия в мордовский районный краеведческий музей. | |
Март | 1 | Животный мир республики Мордовия | Продолжать знакомить дошкольников с животным миром Мордовии. Воспитывать бережное отношение к природе нашей малой Родины. | Беседа | Консультация для родителей «Красная книга Мордовии». |
2 | Мордовские народные праздники. Мастя. | Продолжить знакомство с народными праздниками и обрядами мордовского народа, воспитывать патриотические чувства через детский музыкальный фольклор. | Развлечение. | Фотоотчет «Ой, блины, блины…» | |
3 | Мордовские народные песни. «Ах, Ванине, Ванине». | Познакомить дошкольников с мордовскими народными детскими песнями. Воспитывать патриотические чувства через детский музыкальный фольклор. | Слушание мордовских народных детских песен. | Беседа «Мордовские народные песни» | |
4 | Путешествие в страну эрзянского языка. | Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа. О предметах старины. Создать эмоциональный настрой, прививать интерес к мордовской культуре. Закрепить знания детей о нашей республике, родном городе. Воспитывать любовь к родному краю. | НОД | ||
Апрель | 1 | Растительный мир Мордовии | Продолжать знакомить с растительностью Мордовии. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому вокруг нас, экологическую культуру детей, чувство гордости за природу родного края. | Беседа. | Выставка рисунков « Цветы Мордовской земли» |
2 | Мордовская национальная вышивка. | Познакомить дошкольников с элементами мордовской национальной вышивки. Воспитывать любовь и чувство бережного отношения к культуре мордовского народа. | Беседа. Рисование элементов мордовской вышивки. | Мастер-класс для родителей в изучении элементов народной вышивки. | |
3 | Мордовские народные танцы. | Познакомить детей с элементами мордовских народных танцев. Развивать интерес к национальной культуре мордовского народа. | Просмотр видеофильма. Разучивание элементов мордовского танца. | ||
4 | Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов. | Развивать интерес к художественно-эстетической стороне окружающего мира посредством изучения произведений мордовских поэтов. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. | Беседа. Чтение произведений мордовских поэтов: Ф. Бобылев «Непоседливый гриб», А. Ежов «Моя родина» | Чтение произведений мордовских поэтов о природе. | |
Май | 2 | Чтение сказок мордовских писателей | Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе произведений мордовских писателей о природе. | Чтение сказок писателей Мордовии о природе: Яков Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Татьяна Тимохина «Как зима Степку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки» | Консультация для родителей «Сказкотерапия» |
3 | Подготовка итоговой презентации |
Литература:
- «Валдоня», региональная программа;
- Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», авторы: О.В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002
- Бурляева О.В., Киркина Е.Н. «Детям о Мордовии» - Саранск, 2013 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...
Долгосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Журавлята учатся летать"
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой живе...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Я помню, я горжусь»
Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя н...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе ТНР «Фиалка» Тема: «Родина моя»
Тип проекта: информационно-творческий.Вид: долгосрочныйПроблема: слабые знания детей об истории г. Кингисеппа, Ленинградской области. Не сформированы компетентные способности о нравственности и патрио...
ПРОЕКТ по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» (долгосрочный)
Долгосрочный проект (1 год) «С чего начинается Родина» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...