План по самообразованию Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней группы "Моя семья "
проект (средняя группа)
Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста». | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Лучик»
План по самообразованию
Долгосрочный проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей средней группы
«Моя семья – это счастье»
Проект разработали:
.
Павлова Г.Р.
2024г
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Срок работы над темой: 2024 - 2025 уч. г.
Основание проекта: Федеральная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847));Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители
Задачи:
- Знакомить детей с профессией родителей.
- Расширять представления детей о семье;
- Обогащать словарный запас терминами родства;
- Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
- Воспитывать уважение к труду взрослых;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.
Прогнозируемый результат: у детей среднего дошкольного возраста формируются личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм; доброжелательные отношения в группе; чувство долга; навыки вежливого обращения; представления о родственных отношениях в семье; представления о социуме.
Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме;
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. Игра-развлечение «Осень». Цель: ознакомление детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования Осени; уточнение знаний детей об осени; 2. Игра-развлечение «Профессии в моей семье»; Цель: продолжать знакомить детей с профессией родителей; 3. Челендж « Мой папа самый сильный» Цель: формировать представление детей папа самый сильный, папа это защита; 4.Дидактические игры (Изготовление) «Семья», «Как мы помогаем маме и папе», «Доход расход»; 5.Лепбук «Семейные ценности», «Профессии»; 6. Конспект занятия «Моя семья»; 7.Мастер класс «Год семьи –каждый год»; 8.Акция «День отца»; 9.Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; 10. Дидактическая игра «Составь семью из фигурок» |
Ноябрь 1. Беседа «Наша дружная семья». Цель: формирование представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей; 2. Игра-инсценировка «В гости к бабушке». Цель: формирование у детей чувства привязанности и любви к близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке, формировать понятие пенсионер; 3. Конспект занятия.«Моя любимая мамочка»; 4.Дидактические интерактивные игры. «Моя семья-самая лучшая»; 5.Создать мульфильм «Моя любимая мамочка»; 6.Акция «День матери»; 7.Тематическое развлечение «День матери»; Цель: формировать у детей любовь и уважение к маме; 8.Чтение художественной литературы: «Гуси-лебеди»; 9. «Презентация семейный бюджет»; 10.Дидактическая игра : «Собери портрет из деталей» |
Декабрь 1. Беседа «Мой любимый город». Цель: формирование у детей понятие «малая родина»; ознакомление с русским фольклором: пословицами, стихотворениями; расширение кругозора детей; 2. Игра «Умоем куклу Таню». Цель: воспитание потребности у детей мыть руки с мылом перед едой, умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания; 3. Беседа «Я люблю тебя, Россия». Цель: формирование знания детей о природе России, чувства восхищения красотой русской природой; 4. Беседа с детьми «Мой дом, моя семья»; 5. Дидактические игры по теме (изготовить) «Семья»; 6. Конспект занятия «Рассказы о своей семье»; 7.Чтение художественной литературы: «Сказка об умном мышонке» С. Маршак; 8.Дидактическая игра: «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений); 9. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» |
Январь 1. Рождественские посиделки «Рождество Христово». Цель: формирование у детей понятия «вера»; ознакомление детей с традицией празднования православного праздника Рождества Христова; 2. Беседа «Дни боевой славы» Цель: объяснить детям, что 23 февраля – День защитника Отечества, что российские воины охраняют нашу Родину; дать понятие о форме одежды различных родов войск; 3. Беседа «Мой воспитатель». Цель: формирование представления о труде воспитателя, расширение кругозора детей; воспитание уважения к труду и желание быть послушными; 4.Дидактические развивающие изготовить пособия по теме самообразования; 5.Чтение художественной литературы: «Мамина работа» Е. Пермяк 6.Дидактическая игра: «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало) |
Февраль 1. Игра-беседа «Профессия в семье моей». Цель: Продолжать знакомить детей с профессией пап; 2. Игра «Мы дежурим по столовой». Цель: развитие желания участвовать в общем труде, помогать няне. Воспитание заботливости, ответственности, умения оговориться и действовать согласованно; 4.Чтение художественной литературы: «Мамина дочка» В.Белов; 5.Дидактическая игра : «Кто старше?» «Кто младше?»; 6. Тематическое развлечение Защитники Отечества «Вместе с папой». Цель: развитие силы, быстроты, ловкости, воспитание чувства коллективизма; 7. Конспект занятия по рисованию «Галстук для папы». |
Март 1. Дидактическая игра «Маленькие помощники». Цель: развитие умения радовать своих родных, оказывать им посильную помощь; 2. Дидактическая игра «Дружная семейка». Цель: формирование знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу; 3.Чтение художественной литературы: «Косточка» К.Ушинский; 4.Конспект по рисованию «Портрет семьи»; 5.Конспект занятия по лепке «Моя мама – солнышко, а я её подсолнушек»; 6.Дидактическая игра «Подбери инструмент». Цель:Продолжать знакомить с профессией родителей. |
Апрель 1. Беседа «Маленькая история про большую страну». Цель: формирование у детей умения отвечать на вопросы по картинке, подбирать точные слова для характеристики действий, развитие мышления, памяти, речи; 2. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?». Цель: развитие у детей сочувствия, внимания к другому ребенку; предупреждение возникновения зависти, злости; 3.Чтение художественной литературы: «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто; 4.Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: Формировать у детей представление крепкой и дружной семье |
Май 1. Беседа «Наша родная армия». Цель: уточнение представления детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; 2. Экскурсия «Почта». Цель: ознакомление детей с городской почтой, ее назначением; расширение знаний о профессиях работников социальной сферы; 3.Чтение художественной литературы: «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский; 5.Дидактические игры: «Кем быть?» Знакомить с профессией родителей, формировать представление понятие пенсионер; 6.Беседа «Права и обязанности в семье»; 7.Составление «Генеалогического древа»; 8.Беседа-встреча за круглым столом (дети + родители) «Традиции моей семьи». ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Консультации: «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет»;
- «Семья и семейные ценности»;
- «Воспитание у детей толерантного отношения к сверстникам», «Что ребенок должен знать о дне Победы»;
- Выставка детской литературы «Добро и зло в детской литературе». Выставка детского рисунка по прочитанной книге;
- Мастер-класс «Год семьи-каждый год»;
- Мастер-класс для мам «Семейные традиции»;
- Тематические собрания с обсуждением вопросов и задач группы, результативности работы детского сада с учётом годового плана «Вся семья вместе – так и душа на месте»; «Семейные традиции»;
- Участие в субботниках, коллективных акциях;
- Работа по изготовлению костюмов, атрибутов к утренникам, праздникам, к сюжетно-ролевым играм;
- Календарные праздники:
1.Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки;
2.День здоровья;
3.Масленица;
4.«Мама, папа, я – спортивная семья»;
5.День матери;
6. «День отца»
11.Информационный стенд в группе.
2.Тематические выставки.
3.Памятки для родителей.
4.Специальные фотоэкспозиции и выставки.
5.Передвижные библиотеки.
Изучение литературы по теме:
Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
- Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
- Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий».
Вывод:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
На наш взгляд, проект «Моя семья – это счастье» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.
Своё проект хочется завершить словами:
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасенье,
Здесь друг за друга все в ответе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...
Поэтапно-творческий план по самообразованию "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через искусство"
Поэтапно-творческий план по самообразованию воспитателя подготовительной группы....
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Я помню, я горжусь»
Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя н...
План по самообразованию на тему:«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе ТНР «Фиалка» Тема: «Родина моя»
Тип проекта: информационно-творческий.Вид: долгосрочныйПроблема: слабые знания детей об истории г. Кингисеппа, Ленинградской области. Не сформированы компетентные способности о нравственности и патрио...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...