План по самообразованию Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней группы "Моя семья "
проект (средняя группа)

Гульнара Разифовна Павлова

Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

План по самообразованию

Долгосрочный проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей средней группы

«Моя семья – это счастье»

                                                                                                  Проект разработали:

.

Павлова Г.Р.

2024г

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Срок работы над темой: 2024 - 2025 уч. г.

Основание проекта: Федеральная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847));Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители

Задачи:

  1. Знакомить детей с профессией родителей.
  2. Расширять представления детей о семье;
  3. Обогащать словарный запас терминами родства;
  4. Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
  5. Воспитывать уважение к труду взрослых;
  6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.

Прогнозируемый результат: у детей среднего дошкольного возраста формируются личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм; доброжелательные отношения в группе; чувство долга; навыки вежливого обращения; представления о родственных отношениях в семье; представления о социуме.

Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме;

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. Игра-развлечение «Осень».

Цель: ознакомление детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования Осени; уточнение знаний детей об осени;

2. Игра-развлечение «Профессии в моей семье»;

Цель: продолжать знакомить детей с профессией родителей;

3. Челендж « Мой папа самый сильный»

Цель: формировать  представление детей  папа самый сильный, папа это защита;

4.Дидактические игры (Изготовление) «Семья», «Как мы помогаем маме и папе», «Доход расход»;

5.Лепбук «Семейные ценности», «Профессии»;

6. Конспект занятия «Моя семья»;

7.Мастер класс «Год семьи –каждый год»;

8.Акция «День отца»;

9.Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

10. Дидактическая игра «Составь семью из фигурок»

Ноябрь

1. Беседа «Наша дружная семья».

Цель: формирование представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей;

2. Игра-инсценировка «В гости к бабушке».

Цель: формирование у детей чувства привязанности и любви к близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке, формировать понятие пенсионер;

3.  Конспект занятия.«Моя любимая мамочка»;

4.Дидактические интерактивные игры. «Моя семья-самая лучшая»;

5.Создать мульфильм «Моя любимая мамочка»;

6.Акция «День матери»;

7.Тематическое развлечение «День матери»;

Цель: формировать у детей любовь и уважение к маме;

8.Чтение художественной литературы: «Гуси-лебеди»;

9. «Презентация семейный бюджет»;

10.Дидактическая игра : «Собери портрет из деталей»

Декабрь

1. Беседа «Мой любимый город».

Цель: формирование у детей понятие «малая родина»; ознакомление с русским фольклором: пословицами, стихотворениями; расширение кругозора детей;

2. Игра «Умоем куклу Таню».

Цель: воспитание потребности у детей мыть руки с мылом перед едой, умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания;

3. Беседа «Я люблю тебя, Россия».

Цель: формирование знания детей о природе России, чувства восхищения красотой русской природой;

4. Беседа с детьми «Мой дом, моя семья»;

5. Дидактические игры по теме (изготовить) «Семья»;

6. Конспект  занятия «Рассказы о своей семье»;

7.Чтение художественной литературы: «Сказка об умном мышонке» С. Маршак;

8.Дидактическая игра: «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений);

9. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Январь

1. Рождественские посиделки «Рождество Христово».

Цель: формирование у детей понятия «вера»; ознакомление детей с традицией празднования православного праздника Рождества Христова;

2. Беседа «Дни боевой славы»

Цель: объяснить детям, что 23 февраля – День защитника Отечества, что российские воины охраняют нашу Родину; дать понятие о форме одежды различных родов войск;

3. Беседа «Мой воспитатель».

Цель: формирование представления о труде воспитателя, расширение кругозора детей; воспитание уважения к труду и желание быть послушными;

4.Дидактические развивающие изготовить пособия по теме самообразования;

5.Чтение художественной литературы: «Мамина работа» Е. Пермяк

6.Дидактическая игра: «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)

Февраль

1. Игра-беседа «Профессия в семье моей».

Цель: Продолжать знакомить детей с профессией пап;

2. Игра «Мы дежурим по столовой».

Цель: развитие желания участвовать в общем труде, помогать няне. Воспитание заботливости, ответственности, умения оговориться и действовать согласованно;

4.Чтение художественной литературы: «Мамина дочка» В.Белов;

5.Дидактическая игра : «Кто старше?» «Кто младше?»;

6. Тематическое развлечение Защитники Отечества «Вместе с папой».

Цель: развитие силы, быстроты, ловкости, воспитание чувства коллективизма;

7. Конспект занятия по рисованию «Галстук для папы».

Март

1. Дидактическая игра «Маленькие помощники».

Цель: развитие умения радовать своих родных, оказывать им посильную помощь;

2. Дидактическая игра «Дружная семейка».

Цель: формирование знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу;

3.Чтение художественной литературы: «Косточка» К.Ушинский;

4.Конспект по рисованию «Портрет семьи»;

5.Конспект занятия по лепке «Моя мама – солнышко, а я её подсолнушек»;

6.Дидактическая игра «Подбери инструмент». Цель:Продолжать знакомить с профессией родителей.

Апрель

1. Беседа «Маленькая история про большую страну».

Цель: формирование у детей умения отвечать на вопросы по картинке, подбирать точные слова для характеристики действий, развитие мышления, памяти, речи;

2. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?».

Цель: развитие у детей сочувствия, внимания к другому ребенку; предупреждение возникновения зависти, злости;

3.Чтение художественной литературы: «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто;

4.Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: Формировать у детей представление крепкой и дружной семье

Май

1. Беседа «Наша родная армия».

Цель: уточнение представления детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины;

2. Экскурсия «Почта».

Цель: ознакомление детей с городской почтой, ее назначением; расширение знаний о профессиях работников социальной сферы;

3.Чтение художественной литературы: «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский;

5.Дидактические игры: «Кем быть?» Знакомить с профессией родителей, формировать представление понятие пенсионер;

6.Беседа «Права и обязанности в семье»;

7.Составление «Генеалогического древа»;

8.Беседа-встреча за круглым столом (дети + родители) «Традиции моей семьи». ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Консультации: «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет»;
  2. «Семья и семейные ценности»;
  3. «Воспитание у детей толерантного отношения к сверстникам», «Что ребенок должен знать о дне Победы»;
  4. Выставка детской литературы «Добро и зло в детской литературе». Выставка детского рисунка   по прочитанной книге;
  5. Мастер-класс «Год семьи-каждый год»;
  6. Мастер-класс для мам «Семейные традиции»;
  7. Тематические собрания с обсуждением вопросов и задач группы, результативности работы детского сада с учётом годового плана «Вся семья вместе – так и душа на месте»; «Семейные традиции»;
  8. Участие в субботниках, коллективных акциях;
  9. Работа по изготовлению костюмов, атрибутов к утренникам, праздникам, к сюжетно-ролевым играм;
  10. Календарные праздники:

1.Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки;

2.День здоровья;

3.Масленица;

4.«Мама, папа, я – спортивная семья»;

5.День матери;

6. «День отца»

11.Информационный стенд в группе.

2.Тематические выставки.

3.Памятки для родителей.

4.Специальные фотоэкспозиции и выставки.

5.Передвижные библиотеки.

Изучение литературы по теме:

Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

  1. Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
  2. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий».

Вывод:

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий,  которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.

В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья»,  который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый  «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей:  «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».

На наш взгляд, проект «Моя семья – это счастье»  является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

Данный проект – это яркий пример того, что  дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь   и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.

Своё проект хочется завершить словами:

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасенье,

Здесь друг за друга все в ответе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Я помню, я горжусь»

Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя н...

План по самообразованию на тему:«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе ТНР «Фиалка» Тема: «Родина моя»

Тип проекта: информационно-творческий.Вид: долгосрочныйПроблема: слабые знания детей об истории г. Кингисеппа, Ленинградской области. Не сформированы компетентные способности о нравственности и патрио...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...