Конспект познавательной деятельности Тема: «Мы разные, но мы вместе»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: знакомство детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_my_raznye_no_my_vmeste.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Семицветик»
Конспект познавательной деятельности
Тема: «Мы разные, но мы вместе»
Воспитатель:
Бородина Ольга Валерьевна
г. Гурьевск
2023
Цель: знакомство детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.
Задачи:
- Познакомить с названиями предметов русского костюма (мужского, женского);
- Воспитывать интерес и уважение к русской культуре;
- Познакомить с разнообразием национальностей России;
- Способствовать развитию речи через пополнение словарного запаса (кушак, порты, кокошник и пр.);
- Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы с помощью дидактических игр «Национальные костюмы», «Что перепутал художник»,
- Развивать логическое мышление, сравнивая информацию;
- Развивать творческие способности с помощью раскраски «Костюмы народов России».
Предварительная работа: если в группе есть дети разных национальностей, то необходимо провести работу с их родителями о том, чтобы каждый ребенок смог представить свою национальность. Подобрать картинки с изображением национальных костюмов, по которой ребенок сможет описать одежду и будет знать применение ее элементов. Также необходимо раздать родителям бумажные куклы и элементы одежды к ним для того, чтобы они их вырезали и подготовила для ОД.
Ход ОД:
Дети входят в помещение, где на столе стоят куклы в национальных одеждах различных народов, населяющих Россию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, какие у нас сегодня не обычные гости. Как вы думаете, откуда они к нам приехали?
Дети: Из других стран.
Воспитатель: А вот и нет. Они все живут на территории нашей огромной страны- России. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Люди, каких национальностей живут в нашей стране?
Дети: Русские, белорусы, армяне, чукчи и др…
Воспитатель читает стихотворение о народах России.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Воспитатель спрашивает детей, о чем это стихотворение.
Дети: о том, что в Росси живет много разных народов.
Воспитатель: Наша страна Россия – люди в ней россияне. Но в России много народов, например: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши и так далее. Каждый народ говорит на своём языке, но знает и русский — это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России. У каждого народа не только свой язык, но свои обычаи, традиции, национальная кухня, сказки, игры, танцы, одежда, жилища и многое другое.
Ребята, но обратите внимание, все наши гости без головных уборов. На фабрике, где шили одежду для этих кукол, произошел какой-то сбой и мастера не успели одеть их до конца. А рядом стоит коробка с головными уборами. Как же быть?
Дети: нужно нам одеть головные уборы на кукол.
Воспитатель: но как мы узнаем, где чей убор? Ведь мы впервые видим национальные костюмы народов России?
Дети предлагают варианты- посмотреть в книге, интернете, спросить у родителей.
Воспитатель: Ребята, а может кто-то из вас знает одежду некоторых кукол и сможет рассказать о ней. (не более двух детей)
Ребенок (армянин) (представляет костюм своего народа): Национальный армянский костюм получил название тараз. Гардероб армянской женщины состоял из: платья, безрукавки, жилеты. Обязательно подвязывалось поясом с традиционным орнаментом. Поверх платья надевался фартук. На голове носили национальную шапку- поша. Представлял из себя тюбетейку с бисерной, золотой расшивкой. Мужской армянский национальный костюм (тараз) состоял из кафтана, шароваров, штанов, рубахи
Ребенок надевает шапку на куклу.
Ребенок (беларус) (представляет костюм своего народа): Мужской вариант наряда белорусов складывался из рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора. Женский костюм состоял из сорочки (кашули). Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, на юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет). Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.
Ребенок надевает шапку на куклу
Воспитатель: спасибо, ребятам, что помогли! Но как же быть с одеждой кукол других народов?
Дети: Спросить у кого-нибудь, почитать в интернете.
Воспитатель: А я предлагаю вам воспользоваться справочным материалом.
Дети, опираясь на дидактический материал, самостоятельно подбирают головной убор для каждой куклы. Воспитатель с детьми проговаривают национальность каждой куклы.
Воспитатель: а кто мне покажет, какая же кукла представляет русский народ?
Дети показывают.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: у нее на голове кокошник.
Воспитатель: Конечно, национальный русский костюм мы легко можем узнать по женскому головному убору- кокошнику. Существовала масса головных уборов. Дома женщины просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» - головной убор с твердой подложкой на лбу. К нему могли крепить серьги.
Женский костюм был несколько сложнее, чем мужской. Сорочка - в женском костюме была, по сути, нижним бельем, шили из хлопка или льна, а для богатых дам из шелка. Длина женской рубахи была всегда до пола. Девушки их обильно расшивали - даже если узоров не было видно, они служили оберегом от сглаза.
Воспитатель: Кто знает, как называется этот элемент одежды?
Дети: Сарафан.
Сарафан - длинное платье без рукавов и основа женского костюма. И рубаху, и сарафан нужно было подпоясывать. Сверху на сарафан часто надевали ожерелья или бусы.
Душегрея - праздничным элементом одежды была такая кофта, которая надевалась поверх верхней одежды. Дизайны и ткани были самыми разнообразными.
Обувь - крестьянки, конечно, тоже носили лапти с онучами и валенки. Кроме того, сапоги и башмаки, их шили в основном из кожи, а кто побогаче - из парчи и бархата - и обильно украшали.
Во время рассказа воспитателя, дети одевают бумажную куклу в те элементы одежды, о каких идет речь. Работа индивидуальная.
Воспитатель: Мужской костюм был очень прост. Рубаха, или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом - такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором.
Пояс. Рубаху чаще всего подпоясывали - пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки. Часто его называли кушак, но со временем это название заменили на пояс.
Штаны, или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи».
Онучи - плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь - вместо носков.
Лапти - известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей.
Сапоги - могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.
Валенки - зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерсти.
Верхней одеждой на холодной время года был кафтан. Их было много разновидностей, они могли быть разной длины и шились из разных материалов. На теплое время года были кафтаны без ворота из грубого сукна - «зипуны». На зиму «кожухи» - кафтаны из овечьей шкуры, подбитые мехом.
Головной убор - зимой надевали шапку «треуху», которая имела три лопасти, защищавшие затылок и уши и чем-то напоминает шапку-ушанку, которая появится только в 20 веке.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами пройдем к рисунку неизвестного художника?
Дети подходят к мольберту с рисунком, на котором изображены женщина и мужчина. Элементы одежды все перепутаны.
Воспитатель: Он хотел изобразить здесь барыню и крестьянина, которые жили на Руси. Но все ли здесь правильно?
Дети: Нет, все вещи перепутаны.
Воспитатель: Лада, назови предмет одежды, который художник нарисовал не правильно? Никита, а ты как считаешь?
Детям необходимо перечислить все ошибки художника. Кроссовки, худи, бейсболка и др.
Рефлексия.
Воспитатель: Мы нашли с вами все ошибки художника, ребята, потому что были очень внимательными. Давайте с вами вспомним, как же называются элементы русского национального костюма. Как называется нательная рубаха, которую расшивали узорами? Для чего ее расшивали? Кто сможет назвать длинное платье без рукавов? На что надевали лапти? И пр. Скажите, а с кому мы можем рассказать о том, что сегодня узнали?
Воспитатель: Ребята, кто из вас мне сможет сказать, а зачем нам вообще знать название элементов национальных костюмов? Зачем вообще изучать историю своего народа?
Дети: Для того, чтобы знать кто мы и своих предков. Чтобы знать где мы родились.
Воспитатель: Есть очень хорошая фраза: «Все начинается с прошлого». Ведь если мы знаем историю своей страны, своего народа, то мы понимаем, как жили наши предки, как жили наши родные до нас. Мы строим свою жизнь, исходя из их опыта. Учимся у них не совершать ошибки, поступать в разных ситуациях определённым образом, то есть приобретаем свой опыт. Но этот опыт неразрывно связан с культурой, обычаями, обрядами нашего народа, со всем тем, что передается из поколения в поколение.
Воспитатель: А наши гости пришли к нам не с пустыми руками. Вы помогли найти каждому из них свой головной убор. А взамен вы можете выбрать любую раскраску с изображением людей в национальных костюмах. Только помните, что важно соблюдать цветовую гамму национальной одежды. А в этом вам помогут костюмы наших гостей.
Дети выбирают раскраски по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»
Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...
Конспект досуга "Мы разные, но мы вместе"
Досуг для старшей группы...
Познавательно-творческий проект: «Мы разные, но мы вместе»
Краткосрочный проект (1 неделя) , цель проекта сформировать у детей основы толерантной культуры....
Познавательно-творческий проект "Мы разные, но мы - вместе!" (для детей старшего дошкольного возраста)
Проект познавательно-творческой направленности по формированию основ толерантности у детей старшего доршкольного возраста....
Конспект познавательного занятия «Такая разная посуда»
В занятии дети учатся классифицировать посуду по назначению...