проект по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина..." средняя группа
проект (средняя группа)

Елена Николаевна Ферко

"С чего начинается Родина..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Проект

по патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина…»

 в средней группе «Незабудка»

                                                                                                           

                                                                                                            Автор проекта
                                                                                                        воспитатель:
                                                                                                      Ферко Е. Н.

г.Гусиноозерск
2022г.

Введение

 Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Толстой А. Н.

Актуальность проекта: Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет,  полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания он получит, какими впечатлениями обогатят.

Совсем недавно развитие духовных ценностей  стояло на втором плане, но с  введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей  дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей  с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, области.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе,  важно показать ребенку что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми .

Очень важно  привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания.  Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он не задумываясь ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья.»

Поэтому  было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина»

Тема проекта: «С чего начинается Родина…»

Вид проекта: творческий, познавательный

По количеству обучающихся: групповой

По срокам реализации: краткосрочный (21 ноября – 30 ноября)

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители

Предмет исследования: познавательное развитие

Цель проекта:

Привить детям понимание  Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране.

Воспитывать патриотические чувства.

Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи

Задачи проекта:

(для детей)

Обучающие:

Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города.

Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

 Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.

Развивающие:

Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.

Развитие познавательно-поисковой активности детей.

Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).

Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности,  развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своей семье   (монологическая речь, связная речь).

Воспитательные:

Формировать самопознание ребёнка как члена семьи.

Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям.

Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.

Приобщение к культуре поведения.

Для педагога:

1. Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.

2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.

3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.

4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Для родителей

Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.

Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять   детскую деятельность.

Наполнение жизни семьи позитивной энергией.

 Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Беседы;

Указание, пояснение, объяснение,  разъяснение.

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;

Загадывание и отгадывание загадок;

Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий;

Показ образца;

Рассматривание иллюстраций; открыток.

Практические

Игровые действия;

Внезапное появление объектов;

Художественное творчество;

Создание игровой ситуации, упражнение, моделирование.

Основные принципы реализации проекта:

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества).

Этап (информационный) подготовительный включает в себя:

Провести опрос с детьми, выявить проблему;

Составление перспективного плана работы по проведению проекта;

Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;

Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр.

 Создание и пополнение предметно – развивающей среды.

Этап (практический) включает в себя:

Привлечение родителей к оказанию помощи;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Проведение с детьми бесед;

План реализации проекта

Формы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителями

Беседа «Моя семья»

Дидактическая игра «Как зовут тебя по другому», «Расскажи мне о себе».

Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игра- ситуация «Знакомство с членами семьи».

Пальчиковые игры по теме «Семья».

Чтение художественной литературы, стихотворений А. Барто  «Семья», Е. Благинина «Посидим в тишине», Е. Карганова «Праздник бабушек и мам», «Про бабушек».

Беседа с родителями об оснащении работы по проекту. (Обшить куклу в русский национальный костюм).

Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Пополнить родительский уголок памятками для родителей на темы: «Воспитание патриотизма …»; «Нравственное воспитание детей».

Беседы «За что я люблю детский сад».

Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад»

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Мой Гусиноозерск»

Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

                                                                                                         

 Приложение 1

Консультация для родителей:

« Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников ».

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Приложение 2

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 3

Консультация для родителей «Взаимоотношения детей в детском саду»

Когда ребенок «дорастает» до детского сада и начинает его посещать, он попадает в сообщество детей-сверстников. Теперь он общается не с близкими родственниками, а взаимодействует с другими детьми. Игра с однолетками становится для него не только средством осознания окружающего мира, здесь ребенок еще проходит «школу» выстраивания отношений между людьми. В группе детского сада ребенок находится в достаточно устойчивой системе взаимоотношений, где имеет свое определенное место. Это обусловлено теми навыками и умениями, которые у него есть, его личными качествами, характером, все это влияет на взаимодействие со сверстниками.

Когда родители отдают ребенка в детский сад, они в той или иной мере сталкиваются с проблемой отношений между детьми в группе сада. Иногда ситуация складывается весьма печально. Ребенок через несколько дней начинает устраивать родителям истерики с целью получить возможность не посещать детское учреждение. Этому может быть много различных причин, но зачастую это проблемы в отношениях с детьми. Оказываясь в среде сверстников, малыш впервые надолго попадает в коллектив с правилами, традициями. И если в ясельной группе это не влияет на общение, так как ребенок еще не проявляет большого интереса к сверстникам в силу психологических особенностей возраста, то к трем годам отношения начинают выстраиваться. Ребенок еще не может пока объяснить, почему он чаще разговаривает и играет с одними детьми и меньше с другими, одним дает игрушки, а другим – нет. Пока еще дети не могут долго обижаться друг на друга, ссоры быстро забываются, и дети снова готовы играть вместе.

Первые дружеские отношения начинают «зарождаться» в этом возрасте, хотя еще и не проявляются активно. К возрасту шести лет дети уже начинают обосновывать свои интересы в отношении конкретных детей. Они могут объяснить, почему один ребенок им симпатичен, а другой нет. Если товарищ в группе дерется, то он будет «плохим» и отношения с ним вряд ли будут складываться положительно. А если партнер готов поделиться игрушкой, то он «хороший» и достоин дружбы. Себя ребенок всегда оценивает исключительно положительно, и здесь родителям нужно приложить усилия для поддержки ребенка в этом стремлении. Но значительную роль в «обеспечении» хороших отношений между детьми в группе играют воспитатели.

Когда дети находятся в позитивной и дружеской атмосфере, комфортными будут взаимоотношения между одногодками. Однако если воспитатель будет выделять в сообществе детей наиболее активных и ориентироваться на них, у этих детей может возникать завышенная самооценка, дети будут относиться к другим детям «покровительственно». Это в итоге может «заставить» других детей либо замкнуться в себе, либо усиленно добиваться дружбы с лидерами. Ребенок, оставшийся в аутсайдерах, в итоге стремится остаться дома, и не посещать такое «неприятное» для него место, как детский сад. Дома он чувствует себя значительно комфортнее и спокойнее. Такое разделение детей отрицательно влияет на их взаимоотношения и воспитание у них отрицательных черт личности. Микроклимат в группе должен стать объектом внимания, как работников детского сада, так и родителей.

Взрослым необходимо помочь детям найти общий язык и воспитывать у них уважительное отношение к сверстникам. В этом случае все возникающие конфликты и ссоры в детском коллективе, которых в любом случае детям избежать не удастся, будут иметь положительную динамику обучения общению, и у них будет формироваться система ценностей личности и поведения. Они будут понимать людей, и сопереживать им, научатся иметь собственное мнение и делиться им.

 

Приложение 4

Конспект НОД по ФЦКМ «Дикие животные наших лесов»

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Задачи:

- Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.

- Закреплять названия детенышей диких животных.

- Учить словообразованию притяжательных прилагательных от

существительных, обозначающих животных.

- Развивать связную речь, внимание, мышление, память.

Оборудование: предметные картинки зверей и их детёнышей; игрушки зверей; картинка жилищ диких животных.

Ход занятия:

Воспитатель приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра! (дети здороваются друг с другом). Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Орг. Момент:

- “Ребята, сегодня я получила письмо. Интересно, откуда оно пришло? ” “Письмо пришло из волшебного леса, а прислал его старичок – лесовичок

(при правильном отгадывании загадки, ребенок выставляет фотографию животного на доску).  

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и пищу добывают себе сами.

 Отгадывание загадок.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко

Разгребёт из наста корку,

За мышами лезет в норку.

И на праздник в Новый год

Веселиться к нам придёт

Очень любит чудеса

Эта хитрая… (Лиса)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь
)
Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый. (Волк)

Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет диких животных.

- Ребята как мы можем назвать всех этих животных?

- Почему их называют дикими?

Обогащение словарного запаса прилагательными.

Игра «Дикие животные - какие они? ».

- Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (злые, сердитые, хищные, плотоядные, травоядные, опасные, пугливые, маленькие, большие, сильные и т. д.)

- А вы знаете, что у каждого животного есть свои детёныши?

- Пока зверей не было в лесу, их детёныши потерялись. Давайте поможем им найти своих детёнышей.

Игра “Найди детёныша”.

Детям раздаются картинки животных. На доске – картинки с детёнышами этих животных.

- У каждого животного есть детёныш. Поможем мамам найти своих детей.

Каждый ребёнок называет детёныша, который потерялся, и берёт соответствующую картинку.

- Кого нашла лисица? Ответь полным предложением и т. д.

- Ребята, встанем в круг. Вокруг себя повернитесь и в зайчиков  все превратитесь.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Зайки»:

Зайки серые сидят (присели),
Ушки длинные торчат
 (показывают руками ушки).
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, 
(бег на месте)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь 
(присели)
Зайки, попрыгайки.
По лесной полянке
Разбежались зайки
 (прыжки на месте).
Вот такие зайки,
Зайки, попрыгайки.

- Ребята а вы знаете чем питаются лесные звери?

Воспитатель: У каждого из животного есть свой дом, как и у людей. На доске висят картины с изображением жилищ животных. Внимательно посмотрите и распределите животных по их домам (отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение жилища, в котором оно живёт):

– Где живёт медведь? (В берлоге).
– Где живёт волк? (В логове).
– Где живёт белка? (В дупле).
– Где живут лиса? (В норе).
– Где живёт заяц? (Под кустом).

Итог занятия.

Воспитатель:

– Ребята, мы с вами познакомились с обитателями леса, лесными жителями, дикими животными.

Что умеют делать животные?

Ответы детей:

– Медведь – плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться мёдом, разорять муравейники.

– Лиса – воровать кур в деревне, охотится за мышами, зайцами.

– Белка – собирать шишки, лазать по деревьям.

– Заяц – прыгать.

– Волк (пословица) – «Сколько волка не корми, всё на лес смотрит».

Воспитатель предлагает детям показать, как двигаются медведи, лисички, волки, белки, зайцы.

9. Рефлексия. – Ребята, вы сегодня многое узнали и научились. Вы очень были внимательными и старательными. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Лесные жители оставили вам свои подарки – лесные картинки.

- Чуткая, славная,

А на кухне – главная.

Кулебяки и рулет,

Приготовит нам в обед.

Всей семье носочки вяжет,

Нежные слова всем скажет.

Говорю ей: «Лапушка»,

Это моя …. (бабушка)

 

- Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко

Разгребёт из наста корку,

За мышами лезет в норку.

И на праздник в Новый год

Веселиться к нам придёт

Очень любит чудеса

Эта хитрая… (Лиса)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь
)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый. (Волк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ к «23 ФЕВРАЛЯ» «С чего начинается Родина» (подготовительная группа)

ПРОЕКТ к  «23 ФЕВРАЛЯ»           «С чего начинается Родина»  (подготовительная группа)...

Проект «С чего начинается Родина?» (подготовительная группа)

Проект «С чего начинается Родина?» (подготовительная группа) Актуальность темы:В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо извес...

Проект по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» средней группы

Разработка проекта по патриотическому воспитанию  «С чего начинается Родина» для детей средней группы....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» средняя группа

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..»  С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родите...

Проект по патриотическому «С чего начинается Родина…»

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя малая Родина" (средняя группа)

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за место, где мы живем, за "малую" Родину....