Психологическое сопровождение детей мигрантов в ДОУ
статья

Тихонова Ирина Сергеевна

Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является родным, к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной образовательной организации остаётся одной из сложных в процессе формирования личности ребёнка.

Дети мигрантов находятся на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, если это противоречие не будет разрешено немедленно, то личность ребенка может деформироваться или сформироваться асоциальная личность. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_migrantov_v_dou.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей мигрантов в ДОУ

             Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является родным, к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной образовательной организации остаётся одной из сложных в процессе формирования личности ребёнка.

Дети мигрантов находятся на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, если это противоречие не будет разрешено немедленно, то личность ребенка может деформироваться или сформироваться асоциальная личность. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.

Цель дошкольной образовательной организации – интеграция детей из семей-мигрантов в принимающее сообщество на основе межнационального общения и воспитания межкультурной толерантности. При этом деятельность педагогического коллектива по воспитанию межкультурной толерантности планируется как с детьми мигрантами, так и с их русскоговорящими сверстниками на основе диагностического исследования уровня толерантности у всех воспитанников дошкольной образовательной организации

В детском саду 36 детей мигрантов (киргизы, таджики, грузины, армяне, из них некоторые на достаточном уровне понимают русскую речь и разговаривают хорошо по-русски.

Особо значимым для нас является:

- адаптация детей-мигрантов в дошкольном учреждении с учетом вопроса межкультурных коммуникаций;

- создание индивидуальных маршрутов.

Конечной целью такой адаптации мы видим в эмоциональном благополучии ребенка в группе сверстников, установление дружеских взаимоотношений, толерантность.

В детском саду мы проводим комплекс мероприятий по вопросам социокультурной адаптации детей мигрантов. Одно из них – это компетентное ознакомление детей и родителей с вариантами жизненного уклада россиян, национальной культурой.

Критерии эффективности работы:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогических

работников в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей

мигрантов в образовательных организациях».

2. Повышение положительной динамики детей мигрантов в языковой и социокультурной адаптации.

3. Удовлетворенность родителей (законных представителей) детей мигрантов в части оказания консультационных услуг.

Планируемые результаты нашей совместной деятельности это:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогических

работников в рамках проекта.

2. Повышение положительной динамики детей мигрантов в языковой и

социокультурной адаптации.

3. Удовлетворенность родителей (законных представителей) детей

мигрантов в части оказания консультационных услуг.

Важной проблемой является трудность вживания в новую для ребенка  среду общения, и, как следствие, нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности.

Работа с детьми мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию к условиям поликультурного пространства ДОУ, повышения уровня познавательных способностей и развития речи. Психологическое сопровождение заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и

когнитивной сферы.

В своей работе педагоги применяют специальные упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию и чувства. Все предметы могут быть воображаемые. Такие игры проводятся с детьми, начиная с 2 лет. Участниками, персонажами игры становятся сами дети, цель которых:

- сбросить инертность физического и психического самочувствия;

- разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт.

Игры-упражнения: «Приветствие», «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты слышишь?», «Кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Кто самый веселый, шумный, грустный, задумчивый, радостный, печальный, злой, испуганный?», «Какие зверушки-игрушки есть в комнате?», «Кто тебя позвал?», «Комплименты», «Ладошки». Малоподвижные игры, направленные на контакт друг с другом: «Дай мне руку», «Спинка к спинке» и другие. Такие же упражнения проводятся на эмоции, общение, поведение.

Воспитатели проводят психогимнастику, задачами которой является:

- выработать умение выразить образ фантазии в движении тела, наполнить эмоциональным, мимическим, невербальным (или звуковым) содержанием;

- обогатить сферу навыков и умений, необходимых для создания атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Психогимнастика начинается с приветствия и заканчивается прощанием, что является своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность, сплочение детского коллектива. Поскольку эмоции заразительны, в сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более яркие. Главная цель – создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную

атмосферу для свободного общения и игры.

Физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Дети осознают и называют словом и движением тела или мимики собственное эмоциональное состояние и состояние друг друга, упражняются в выражении и возврате чувств и эмоций, определяют собственные желания и интересы. Например, порычим, как тигры. Тигры разговаривают с тигрятами. Как они рычат? (Ласково, тихо.) А вот к тигрятам подкрадывается хищник. Мамы-тигры зарычали строже. Они пугают хищника. Уходи от моих тигрят. Как изменились морды тигров? Какие злобные стали. Испугались хищники, убежали. Тише. Громче. Ласковее.

«Полаем, как собачки»; «Полетаем, как птицы»; «Послушаем, что говорят игрушки»; «Что вы хотите им сказать?».

Обучая ребенка чему-либо или передавая ему какую-то важную мысль, делаем так, чтобы это было узнаваемо, интересно и понятно. Общаясь с детьми, стараемся говорить с ними на языке, который им понятен, т. е. на языке детской фантазии и воображения, они на него лучше отзываются.

Сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду необходимо взаимодействие в работе с детьми и родителями всех

специалистов дошкольного учреждения. Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из семьи мигрантов.

В заключении хочется сказать, что именно взаимодействие семьи и педагогов детского сада является решением проблемы приобщения детей мигрантов к социальному миру в условиях дошкольной образовательной организации.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)»

В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласи...

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других пр...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...

Психологическая характеристика детей-мигрантов разных возрастных групп

Психологическое обеспечение системы оценки языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образован...