Психологическое сопровождение детей мигрантов в ДОУ
статья
Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является родным, к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной образовательной организации остаётся одной из сложных в процессе формирования личности ребёнка.
Дети мигрантов находятся на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, если это противоречие не будет разрешено немедленно, то личность ребенка может деформироваться или сформироваться асоциальная личность. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_migrantov_v_dou.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение детей мигрантов в ДОУ
Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является родным, к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной образовательной организации остаётся одной из сложных в процессе формирования личности ребёнка.
Дети мигрантов находятся на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, если это противоречие не будет разрешено немедленно, то личность ребенка может деформироваться или сформироваться асоциальная личность. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.
Цель дошкольной образовательной организации – интеграция детей из семей-мигрантов в принимающее сообщество на основе межнационального общения и воспитания межкультурной толерантности. При этом деятельность педагогического коллектива по воспитанию межкультурной толерантности планируется как с детьми мигрантами, так и с их русскоговорящими сверстниками на основе диагностического исследования уровня толерантности у всех воспитанников дошкольной образовательной организации
В детском саду 36 детей мигрантов (киргизы, таджики, грузины, армяне, из них некоторые на достаточном уровне понимают русскую речь и разговаривают хорошо по-русски.
Особо значимым для нас является:
- адаптация детей-мигрантов в дошкольном учреждении с учетом вопроса межкультурных коммуникаций;
- создание индивидуальных маршрутов.
Конечной целью такой адаптации мы видим в эмоциональном благополучии ребенка в группе сверстников, установление дружеских взаимоотношений, толерантность.
В детском саду мы проводим комплекс мероприятий по вопросам социокультурной адаптации детей мигрантов. Одно из них – это компетентное ознакомление детей и родителей с вариантами жизненного уклада россиян, национальной культурой.
Критерии эффективности работы:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогических
работников в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей
мигрантов в образовательных организациях».
2. Повышение положительной динамики детей мигрантов в языковой и социокультурной адаптации.
3. Удовлетворенность родителей (законных представителей) детей мигрантов в части оказания консультационных услуг.
Планируемые результаты нашей совместной деятельности это:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогических
работников в рамках проекта.
2. Повышение положительной динамики детей мигрантов в языковой и
социокультурной адаптации.
3. Удовлетворенность родителей (законных представителей) детей
мигрантов в части оказания консультационных услуг.
Важной проблемой является трудность вживания в новую для ребенка среду общения, и, как следствие, нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности.
Работа с детьми мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию к условиям поликультурного пространства ДОУ, повышения уровня познавательных способностей и развития речи. Психологическое сопровождение заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и
когнитивной сферы.
В своей работе педагоги применяют специальные упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию и чувства. Все предметы могут быть воображаемые. Такие игры проводятся с детьми, начиная с 2 лет. Участниками, персонажами игры становятся сами дети, цель которых:
- сбросить инертность физического и психического самочувствия;
- разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт.
Игры-упражнения: «Приветствие», «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты слышишь?», «Кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Кто самый веселый, шумный, грустный, задумчивый, радостный, печальный, злой, испуганный?», «Какие зверушки-игрушки есть в комнате?», «Кто тебя позвал?», «Комплименты», «Ладошки». Малоподвижные игры, направленные на контакт друг с другом: «Дай мне руку», «Спинка к спинке» и другие. Такие же упражнения проводятся на эмоции, общение, поведение.
Воспитатели проводят психогимнастику, задачами которой является:
- выработать умение выразить образ фантазии в движении тела, наполнить эмоциональным, мимическим, невербальным (или звуковым) содержанием;
- обогатить сферу навыков и умений, необходимых для создания атмосферы сотрудничества и сотворчества.
Психогимнастика начинается с приветствия и заканчивается прощанием, что является своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность, сплочение детского коллектива. Поскольку эмоции заразительны, в сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более яркие. Главная цель – создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную
атмосферу для свободного общения и игры.
Физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Дети осознают и называют словом и движением тела или мимики собственное эмоциональное состояние и состояние друг друга, упражняются в выражении и возврате чувств и эмоций, определяют собственные желания и интересы. Например, порычим, как тигры. Тигры разговаривают с тигрятами. Как они рычат? (Ласково, тихо.) А вот к тигрятам подкрадывается хищник. Мамы-тигры зарычали строже. Они пугают хищника. Уходи от моих тигрят. Как изменились морды тигров? Какие злобные стали. Испугались хищники, убежали. Тише. Громче. Ласковее.
«Полаем, как собачки»; «Полетаем, как птицы»; «Послушаем, что говорят игрушки»; «Что вы хотите им сказать?».
Обучая ребенка чему-либо или передавая ему какую-то важную мысль, делаем так, чтобы это было узнаваемо, интересно и понятно. Общаясь с детьми, стараемся говорить с ними на языке, который им понятен, т. е. на языке детской фантазии и воображения, они на него лучше отзываются.
Сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду необходимо взаимодействие в работе с детьми и родителями всех
специалистов дошкольного учреждения. Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из семьи мигрантов.
В заключении хочется сказать, что именно взаимодействие семьи и педагогов детского сада является решением проблемы приобщения детей мигрантов к социальному миру в условиях дошкольной образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...
Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""
В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...
Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа основана на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка, учении об ориентировочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования деятельности, ...
Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)»
В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласи...
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других пр...