Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)»
проект

В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.

Реализация проекта предполагает то, что:

  1. у детей будет развиваться связная речь, пополнится словарный запас;
  2. у детей дошкольного возраста будут сформированы представления о национальной культуре русского народа;
  3. у детей расширятся представления о национальной одежде;
  4. участники проекта приобретут умение играть в народные игры (русских, киргизов, узбеков, таджиков);
  5. участники проекта получат знания об устном народном творчестве национальностей группы;
  6. у детей будут сформированы представления о видах художественной росписи;
  7. будет создан этнокультурный мини-музей в группе на основе этих культур;
  8. будет сформирована у детей культура социального взаимодействия;
  9. повысятся родительская и педагогическая компетентности в вопросах этнокультурного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnyy_proekt.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 489 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Региональный конкурс на лучшую учебно-методическую разработку в рамках реализации проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)

Номинация: «Педагогический проект»

«Когда живется дружно, что может лучше быть!»

Авторы: Старцева Анастасия Альбертовна,

воспитатель первой квалификационной категории

Фроленко Татьяна Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Содержание:

Паспорт проекта………………………………………………….…………………………………3

Актуальность проекта……………………………………………………..…..................................5

Цель и задачи проекта…………………………………….…………...............................................6

Ожидаемые результаты………………………………………..........................................................7

Формы и методы работы с детьми………………………………………........................................8

Принципы работы…………………………………………………………………………………...8

Планирование работы над проектом……………………................................................................9

Оценка качества реализации проекта…………………………………………………………….13

Практическая значимость результатов…………………………………………………………...14

Стоимость проекта………………………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………….………..............................16

Паспорт проекта

Название проекта

«Когда живется дружно, что может лучше быть!»

Авторы проекта

Воспитатель Старцева А.А.

Воспитатель Фроленко Т.П.

Участники проекта, целевая аудитория

  • Дети комбинированной старшей группы №28 «Радуга» (30 человек)
  • Педагоги ДОУ
  • Родители

Тип проекта

Информационный

Сроки реализации проекта

С 21.10.2020по 20.05.2021 долгосрочный

Цель проекта

создать условия к приобщению дошкольников-инофонов к традициям, обычаям и культуре русскогонарода

Основные задачи проекта

Для детей:

  1. Расширять социальный опыт дошкольников к традициям и обычаям русского народа.
  2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, вводить в речь новые слова по данной теме.
  3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
  4. Формировать бережное отношение к историческому наследию.
  5. Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям, к их традициям, обычаям, культуре, прививать детям чувство патриотизма.

Для педагогов:

  1. Повышать компетентность педагогов в сфере этнокультурного воспитания дошкольников.
  2. Пополнить информационную и методическую базу по изучаемой проблеме.

Для родителей:

  1. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами и родителями, детьми.
  2. Вовлечь родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми.
  3. Повышать компетентность родителей в сфере этнокультурного воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате реализации проекта:

  1. у детей будет развиваться связная речь, пополнится словарный запас;
  2. у детей дошкольного возраста будут сформированы представления о национальной культуре русского народа;
  3. у детей расширятся представления о национальной одежде;
  4. участники проекта приобретут умение играть в народные игры (русских, киргизов, узбеков, таджиков);
  5. участники проекта получат знания об устном народном творчестве национальностей группы;
  6. у детей будут сформированы представления о видах художественной росписи;
  7. будет создан этнокультурный мини-музей в группе на основе этих культур;
  8. будет сформирована у детей культура социального взаимодействия;
  9. повысятся родительская и педагогическая компетентности в вопросах этнокультурного образования.

География проекта, координаты

МКДОУ детский сад №489 комбинированного вида

г. Новосибирск, ул. Высоцкого, д. 29

Тел. +7(383)240-91-03

Сайт ДОУ

ds-489.nios.ru

Актуальность проекта

В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.

Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать заново, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Данная тема очень актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как оно расположено в микрорайоне, где проживает большое количество жителей ближнего и дальнего зарубежья.

Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

Цель и задачи проекта

Цели проекта:создать условия к приобщению дошкольников-инофонов к традициям, обычаям и культуре русского народа.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Расширять социальный опыт дошкольников к традициям и обычаям русского народа.
  2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, вводить в речь новые слова по данной теме.
  3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
  4. Формировать бережное отношение к историческому наследию.
  5. Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям, к их традициям, обычаям, культуре, прививать детям чувство патриотизма.

Для педагогов:

  1. Повышать компетентность педагогов в сфере этнокультурного воспитания дошкольников.
  2. Пополнить информационную и методическую базу по изучаемой проблеме.
  3. Организовать и обогащать этнообразовательную среду группы.

Для родителей:

  1. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами и родителями, детьми.
  2. Вовлечь родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми.
  3. Повышать компетентность родителей в сфере этнокультурного воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация проекта предполагает то, что:

  1. у детей будет развиваться связная речь, пополнится словарный запас;
  2. у детей дошкольного возраста будут сформированы представления о национальной культуре русского народа;
  3. у детей расширятся представления о национальной одежде;
  4. участники проекта приобретут умение играть в народные игры (русских, киргизов, узбеков, таджиков);
  5. участники проекта получат знания об устном народном творчестве национальностей группы;
  6. у детей будут сформированы представления о видах художественной росписи;
  7. будет создан этнокультурный мини-музей в группе на основе этих культур;
  8. будет сформирована у детей культура социального взаимодействия;
  9. повысятся родительская и педагогическая компетентности в вопросах этнокультурного образования.

Формы и методы работы с детьми

Методы, используемые в реализации проекта:

  • Словесный – устное изложение, беседы, рассказ, сказка.
  • Наглядный – рассматривание иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу.
  • Практический – выполнение работ.
  • Игровой –инсценировки, дидактические игры, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

В основе этих методов лежит способ организации занятий: групповой (организация работы в подгруппах, парах).

Проект предполагает работу с детьми в форме совместной деятельности детей с педагогом. В ходе работы на занятиях создается атмосфера дружелюбия, поддержки, взаимопомощи.

Принципы работы

  • Принцип наглядности.
  • Принцип занимательности.
  • Принцип личностно-ориентированного общения.
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса.
  • Принцип общедоступности.
  • Принцип индивидуально-личностного подхода.
  • Принцип свободы выбора.

Планирование работы над проектом

Как способствовать пробуждению интереса у детей и взрослых к истории, традициям и обычаям русского народа; символике России.

Как жили люди на Руси? Как работали, отдыхали? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, познакомить с утраченными ценностями.

I этап – организационно-подготовительный.

  1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Подбор литературы, пособий, атрибутов.
  4. Создание в группе специальной этнообразовательной среды – Музей «Дружба народов».
  5. Создание картотеки подвижных народных игр заявленных стран.
  6. Создание подборки национальных сказок.
  7. Создание демонстрационного альбома по видам художественной росписи.
  8. Создание дидактических игр – лото«Быт и культура народов России, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана», «Составь узор».
  9. Составление тематического планирования мероприятий.
  10. Мониторинг.

II этап – основной.

  1. Знакомство детей-инофонов с символикой России.
  2. Знакомство детей с праздниками, традициями русского народа.
  3. Знакомство с видами художественной росписи.
  4. Знакомство дошкольников с элементами киргизской, узбекской, таджикской, русской национальной одежды, с предметами быта.
  5. Знакомство с устным народным творчеством. (Чтение русских и национальных сказок).
  6. Знакомство с народными подвижными играми.
  7. Консультации, памятки для родителей.
  8. Совместный с родителями мастер-класс дымковского барана. (У данных народов есть животное символ. Это баран - древнейший культовый символ - воплощение добра (как жертвенное животное), а также знак богатства, достатка.Под руководством воспитателя родители научатся изготавливать малую скульптуру животной формы, и расписывать дымковской росписью).

III этап – заключительный.

  1. Проведение народных подвижных игр на прогулке.
  2. Совместное развлечение с музыкальным руководителем «Колядки».
  3. Проводы Масленицы на улице с блинами, песнями и играми.
  4. Мониторинг.

Тематическое планирование занятий в рамках проекта

«Когда живется дружно, что может лучше быть!»

по этнокультурному развитию детей-инофонов старшего дошкольного возраста

П/н

Дата

Тема занятия

Примечание

1

14.09.20

Мониторинг

2

21.09.20

Россия – Родина моя. Цель: расширить представления детей о России как стране, в которой они живут. Закреплять и обобщать знания детей о государственных символах России.Аппликация "Флаг России".

3

05.10.21

Исконные символы России.Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России. (валенки, лапти). Украшение трафарета валенок.

4

12.10.21

Исконные символы России. Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России. Формирование представления детей о предметах быта как о символах России (матрёшка, самовар, платок). Роспись трафарета матрешки.

5

19.10.21

«Наша древняя столица». Цель: формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу. Рисование Кремля, выставка.

6

02.11.21

«Что в имени твоем, Новосибирск?»Цель: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его государственными символами; каким был и каким стал город. Приобщать детей к истории возникновения родного города. Закрепить знания детей о достопримечательностях города; познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением. Игра-ходилки по Новосибирску.

7

23.11.21

Мы все разные, но такие похожие. Работа с пословицами, поговорками, стихами разных народов России. Сопоставление. Находим одинаковые пословицы по смыслу.

8

07.12.20

Сказки разных народов (узбеков, киргизов, таджиков), проживающих в городе Новосибирске.

9

21.12.20

Костюмы разных народов России. Знакомство. Рисование людей в русских народных костюмах. Выставка.

10

18.01.21

Колядки (совместное развлечение с музыкальным руководителем). Цель: познакомить детей с обрядом колядования. Изучение песен, игр, стихов.

11

25.01.21

Как жилось на Руси. Изба.Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи. Познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар. Формирование представлений о жизни и быте (лучина, прялка, веретено, пряжа, люлька, посиделки) русского народа, о его традициях.Наполняем русскую избу утварью и мебелью - лепка из пластилина: русская печь, стол, скамья, ухват, горшки.

12

08.02.21

Как на Руси чай пили. Цель: обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии.

13

22.02.21

Русские росписи. Цель: познакомитьдетей народными художественными промыслами русских мастеров - хохломской росписи, Гжели и их особенностях. Украшение трафарета из бумаги росписью Гжель.

14

12.03.21

Проводы Масленицы на улице с блинами, песнями и играми.

15

22.03.21

Символ весеннего равноденствия на Руси - жаворонки. История обычая. Лепка жаворонков из соленого теста.

16

29.03.21

Русские росписи. Цель: познакомитьдетей народными художественными промыслами русских мастеров – филимоновской росписи и ее особенностях. Украшение трафарета из бумаги филимоновской росписью.

17

12.04.21

«Вот моя деревня». Разучивание стихотворений русских поэтов. Конкурс чтецов в группе.

18

19.04.21

Русские народные сказки. Инсценировка одной из сказок.

19

30.04.21

Святая Пасха. Роспись яиц. Украшение трафарета яйца.

20

07.05.21

День Победы. Стихи, рассказы. Изучение песни "Катюша".

21

17.05.21

Хлеб разных народов. Цель: закреплять знания о хлебе как одном из величайших богатств мира; рассказать детям как на нашем столе появляется хлеб; познакомить с хлебом народов мира.

22

24.05.21

Мониторинг

Оценка качества реализации проекта

Для оценки качества реализации проекта, разработали критерии определения уровнясформированности представлений детей-инофонов о традициях, обычаях и культуре русского народа.

  1. Название государства, столицы.

2б. – уверенно называет.

1б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

0б. – не может ответить на вопрос

  1. Символика государства.

2б. – знает и показывает.

1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.

0 б.– не знает символику.

  1. Знание праздников и обычаев.

2б. – называет праздники, имеет представления об обычаях с ними связанными.

1б. – при помощи взрослого называет праздники, но не знаком с обычаями.

0б. – не знает.

  1. Знает и называет русские народные сказки.

2б. –знает название и содержание сказок.

1б. – имеет представления о героях сказок, но затрудняется назвать сказку.

0б. – не знает сказок.

  1. Умение организовывать народные игры.

2б. – самостоятельно организовывает игру.

1б. – обращается за помощью к педагогу.

0б. – не проявляет интереса к народным играм.

  1. Знаниевидов художественной росписи.

2б. – знает и называет виды росписи.

1б. – имеет представление, но не называет.

0б. – не знаком с видами.

Практическая значимость результатов

Планомерная работа, использование средств воспитания, общие усилия детей, родителей и педагогов позволили достигнуть поставленной цели. Реализация данного проекта дала возможность сформировать у детей необходимые представления о традициях, обычаях и культуре русского народа. А также повысилась родительская и педагогическая компетентности в изучении данной темы.

Результаты проведенной работы говорят о том, что формы и методы, использованные в процессе, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний.

Участие в совместной работе над содержанием проекта позитивно влияет на детско-родительские взаимоотношения. Происходит сближение взрослых и детей в воспитании будущих граждан своего города.

Проект заинтересовал всех участников образовательных отношений.

Стоимость проекта

Ресурсы

Имеющееся (стоимость)

Необходимое (стоимость)

Расходные материалы:

Канцелярские товары: карандаши простые и цветные, краски, кисти, альбомы

Фломастеры, мультифоры,

папки-скоросшиватели, бумага для принтера, плёнка для ламинатора, пружины для брошюрирования

Мольберт с магнитной доской

5000

-

1500

-

2000

Ламинатор

3000

-

Переплётчик

2000

-

МФУ

5000

-

Заправка картриджей

2000

-

Компьютер

Музыкальный центр

25000

2000

-

-

Усовершенствование и обогащение материально-технической среды ДОО:

Центр «Дружба народов»:

Раскраски с национальной одеждой

Демонстрационный материал Россия – Родина моя: природа России, народы России, народные промыслы России, державные символы России

Дидактические игры

Художественная литература

Альбом «Моя Киргизия»;

Папка-передвижка «Национальная одежда» по заявленным странам

Посуда

-

-

-

-

1500

-

-

-

500

1000

300

-

400

200

1000

Всего основных расходов

47000

5400

Литература

  1. Богатеева 3. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М., 1982.
  2. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К.Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
  3. Детские подвижные игры народов СССР/Под ред. Т. И. Осокиной; Сост. А. В. Кенеман. – М, 1988.
  4. Рыжова Н., Л. Логинова, Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  5. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.
  6. Суслова, Э.К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения» [Текст]/Э.К. Суслова. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"

Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других пр...