Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)»
проект
В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.
Реализация проекта предполагает то, что:
- у детей будет развиваться связная речь, пополнится словарный запас;
- у детей дошкольного возраста будут сформированы представления о национальной культуре русского народа;
- у детей расширятся представления о национальной одежде;
- участники проекта приобретут умение играть в народные игры (русских, киргизов, узбеков, таджиков);
- участники проекта получат знания об устном народном творчестве национальностей группы;
- у детей будут сформированы представления о видах художественной росписи;
- будет создан этнокультурный мини-музей в группе на основе этих культур;
- будет сформирована у детей культура социального взаимодействия;
- повысятся родительская и педагогическая компетентности в вопросах этнокультурного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_proekt.docx | 53.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 489 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Региональный конкурс на лучшую учебно-методическую разработку в рамках реализации проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов (билингвов и инофонов)
Номинация: «Педагогический проект»
«Когда живется дружно, что может лучше быть!»
Авторы: Старцева Анастасия Альбертовна,
воспитатель первой квалификационной категории
Фроленко Татьяна Петровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание:
Паспорт проекта………………………………………………….…………………………………3
Актуальность проекта……………………………………………………..…..................................5
Цель и задачи проекта…………………………………….…………...............................................6
Ожидаемые результаты………………………………………..........................................................7
Формы и методы работы с детьми………………………………………........................................8
Принципы работы…………………………………………………………………………………...8
Планирование работы над проектом……………………................................................................9
Оценка качества реализации проекта…………………………………………………………….13
Практическая значимость результатов…………………………………………………………...14
Стоимость проекта………………………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………….………..............................16
Паспорт проекта
Название проекта | «Когда живется дружно, что может лучше быть!» |
Авторы проекта | Воспитатель Старцева А.А. Воспитатель Фроленко Т.П. |
Участники проекта, целевая аудитория |
|
Тип проекта | Информационный |
Сроки реализации проекта | С 21.10.2020по 20.05.2021 долгосрочный |
Цель проекта | создать условия к приобщению дошкольников-инофонов к традициям, обычаям и культуре русскогонарода |
Основные задачи проекта | Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате реализации проекта:
|
География проекта, координаты | МКДОУ детский сад №489 комбинированного вида г. Новосибирск, ул. Высоцкого, д. 29 Тел. +7(383)240-91-03 |
Сайт ДОУ |
Актуальность проекта
В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.
Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать заново, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Данная тема очень актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как оно расположено в микрорайоне, где проживает большое количество жителей ближнего и дальнего зарубежья.
Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.
Цель и задачи проекта
Цели проекта:создать условия к приобщению дошкольников-инофонов к традициям, обычаям и культуре русского народа.
Задачи проекта:
Для детей:
- Расширять социальный опыт дошкольников к традициям и обычаям русского народа.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, вводить в речь новые слова по данной теме.
- Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
- Формировать бережное отношение к историческому наследию.
- Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям, к их традициям, обычаям, культуре, прививать детям чувство патриотизма.
Для педагогов:
- Повышать компетентность педагогов в сфере этнокультурного воспитания дошкольников.
- Пополнить информационную и методическую базу по изучаемой проблеме.
- Организовать и обогащать этнообразовательную среду группы.
Для родителей:
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами и родителями, детьми.
- Вовлечь родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми.
- Повышать компетентность родителей в сфере этнокультурного воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация проекта предполагает то, что:
- у детей будет развиваться связная речь, пополнится словарный запас;
- у детей дошкольного возраста будут сформированы представления о национальной культуре русского народа;
- у детей расширятся представления о национальной одежде;
- участники проекта приобретут умение играть в народные игры (русских, киргизов, узбеков, таджиков);
- участники проекта получат знания об устном народном творчестве национальностей группы;
- у детей будут сформированы представления о видах художественной росписи;
- будет создан этнокультурный мини-музей в группе на основе этих культур;
- будет сформирована у детей культура социального взаимодействия;
- повысятся родительская и педагогическая компетентности в вопросах этнокультурного образования.
Формы и методы работы с детьми
Методы, используемые в реализации проекта:
- Словесный – устное изложение, беседы, рассказ, сказка.
- Наглядный – рассматривание иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу.
- Практический – выполнение работ.
- Игровой –инсценировки, дидактические игры, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
В основе этих методов лежит способ организации занятий: групповой (организация работы в подгруппах, парах).
Проект предполагает работу с детьми в форме совместной деятельности детей с педагогом. В ходе работы на занятиях создается атмосфера дружелюбия, поддержки, взаимопомощи.
Принципы работы
- Принцип наглядности.
- Принцип занимательности.
- Принцип личностно-ориентированного общения.
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса.
- Принцип общедоступности.
- Принцип индивидуально-личностного подхода.
- Принцип свободы выбора.
Планирование работы над проектом
Как способствовать пробуждению интереса у детей и взрослых к истории, традициям и обычаям русского народа; символике России.
Как жили люди на Руси? Как работали, отдыхали? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, познакомить с утраченными ценностями.
I этап – организационно-подготовительный.
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор литературы, пособий, атрибутов.
- Создание в группе специальной этнообразовательной среды – Музей «Дружба народов».
- Создание картотеки подвижных народных игр заявленных стран.
- Создание подборки национальных сказок.
- Создание демонстрационного альбома по видам художественной росписи.
- Создание дидактических игр – лото«Быт и культура народов России, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана», «Составь узор».
- Составление тематического планирования мероприятий.
- Мониторинг.
II этап – основной.
- Знакомство детей-инофонов с символикой России.
- Знакомство детей с праздниками, традициями русского народа.
- Знакомство с видами художественной росписи.
- Знакомство дошкольников с элементами киргизской, узбекской, таджикской, русской национальной одежды, с предметами быта.
- Знакомство с устным народным творчеством. (Чтение русских и национальных сказок).
- Знакомство с народными подвижными играми.
- Консультации, памятки для родителей.
- Совместный с родителями мастер-класс дымковского барана. (У данных народов есть животное символ. Это баран - древнейший культовый символ - воплощение добра (как жертвенное животное), а также знак богатства, достатка.Под руководством воспитателя родители научатся изготавливать малую скульптуру животной формы, и расписывать дымковской росписью).
III этап – заключительный.
- Проведение народных подвижных игр на прогулке.
- Совместное развлечение с музыкальным руководителем «Колядки».
- Проводы Масленицы на улице с блинами, песнями и играми.
- Мониторинг.
Тематическое планирование занятий в рамках проекта
«Когда живется дружно, что может лучше быть!»
по этнокультурному развитию детей-инофонов старшего дошкольного возраста
П/н | Дата | Тема занятия | Примечание |
1 | 14.09.20 | Мониторинг | |
2 | 21.09.20 | Россия – Родина моя. Цель: расширить представления детей о России как стране, в которой они живут. Закреплять и обобщать знания детей о государственных символах России.Аппликация "Флаг России". | |
3 | 05.10.21 | Исконные символы России.Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России. (валенки, лапти). Украшение трафарета валенок. | |
4 | 12.10.21 | Исконные символы России. Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России. Формирование представления детей о предметах быта как о символах России (матрёшка, самовар, платок). Роспись трафарета матрешки. | |
5 | 19.10.21 | «Наша древняя столица». Цель: формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу. Рисование Кремля, выставка. | |
6 | 02.11.21 | «Что в имени твоем, Новосибирск?»Цель: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его государственными символами; каким был и каким стал город. Приобщать детей к истории возникновения родного города. Закрепить знания детей о достопримечательностях города; познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением. Игра-ходилки по Новосибирску. | |
7 | 23.11.21 | Мы все разные, но такие похожие. Работа с пословицами, поговорками, стихами разных народов России. Сопоставление. Находим одинаковые пословицы по смыслу. | |
8 | 07.12.20 | Сказки разных народов (узбеков, киргизов, таджиков), проживающих в городе Новосибирске. | |
9 | 21.12.20 | Костюмы разных народов России. Знакомство. Рисование людей в русских народных костюмах. Выставка. | |
10 | 18.01.21 | Колядки (совместное развлечение с музыкальным руководителем). Цель: познакомить детей с обрядом колядования. Изучение песен, игр, стихов. | |
11 | 25.01.21 | Как жилось на Руси. Изба.Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи. Познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар. Формирование представлений о жизни и быте (лучина, прялка, веретено, пряжа, люлька, посиделки) русского народа, о его традициях.Наполняем русскую избу утварью и мебелью - лепка из пластилина: русская печь, стол, скамья, ухват, горшки. | |
12 | 08.02.21 | Как на Руси чай пили. Цель: обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии. | |
13 | 22.02.21 | Русские росписи. Цель: познакомитьдетей народными художественными промыслами русских мастеров - хохломской росписи, Гжели и их особенностях. Украшение трафарета из бумаги росписью Гжель. | |
14 | 12.03.21 | Проводы Масленицы на улице с блинами, песнями и играми. | |
15 | 22.03.21 | Символ весеннего равноденствия на Руси - жаворонки. История обычая. Лепка жаворонков из соленого теста. | |
16 | 29.03.21 | Русские росписи. Цель: познакомитьдетей народными художественными промыслами русских мастеров – филимоновской росписи и ее особенностях. Украшение трафарета из бумаги филимоновской росписью. | |
17 | 12.04.21 | «Вот моя деревня». Разучивание стихотворений русских поэтов. Конкурс чтецов в группе. | |
18 | 19.04.21 | Русские народные сказки. Инсценировка одной из сказок. | |
19 | 30.04.21 | Святая Пасха. Роспись яиц. Украшение трафарета яйца. | |
20 | 07.05.21 | День Победы. Стихи, рассказы. Изучение песни "Катюша". | |
21 | 17.05.21 | Хлеб разных народов. Цель: закреплять знания о хлебе как одном из величайших богатств мира; рассказать детям как на нашем столе появляется хлеб; познакомить с хлебом народов мира. | |
22 | 24.05.21 | Мониторинг |
Оценка качества реализации проекта
Для оценки качества реализации проекта, разработали критерии определения уровнясформированности представлений детей-инофонов о традициях, обычаях и культуре русского народа.
- Название государства, столицы.
2б. – уверенно называет.
1б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.
0б. – не может ответить на вопрос
- Символика государства.
2б. – знает и показывает.
1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.
0 б.– не знает символику.
- Знание праздников и обычаев.
2б. – называет праздники, имеет представления об обычаях с ними связанными.
1б. – при помощи взрослого называет праздники, но не знаком с обычаями.
0б. – не знает.
- Знает и называет русские народные сказки.
2б. –знает название и содержание сказок.
1б. – имеет представления о героях сказок, но затрудняется назвать сказку.
0б. – не знает сказок.
- Умение организовывать народные игры.
2б. – самостоятельно организовывает игру.
1б. – обращается за помощью к педагогу.
0б. – не проявляет интереса к народным играм.
- Знаниевидов художественной росписи.
2б. – знает и называет виды росписи.
1б. – имеет представление, но не называет.
0б. – не знаком с видами.
Практическая значимость результатов
Планомерная работа, использование средств воспитания, общие усилия детей, родителей и педагогов позволили достигнуть поставленной цели. Реализация данного проекта дала возможность сформировать у детей необходимые представления о традициях, обычаях и культуре русского народа. А также повысилась родительская и педагогическая компетентности в изучении данной темы.
Результаты проведенной работы говорят о том, что формы и методы, использованные в процессе, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний.
Участие в совместной работе над содержанием проекта позитивно влияет на детско-родительские взаимоотношения. Происходит сближение взрослых и детей в воспитании будущих граждан своего города.
Проект заинтересовал всех участников образовательных отношений.
Стоимость проекта
Ресурсы | Имеющееся (стоимость) | Необходимое (стоимость) |
Расходные материалы: Канцелярские товары: карандаши простые и цветные, краски, кисти, альбомы Фломастеры, мультифоры, папки-скоросшиватели, бумага для принтера, плёнка для ламинатора, пружины для брошюрирования Мольберт с магнитной доской | 5000 - 1500 | - 2000 |
Ламинатор | 3000 | - |
Переплётчик | 2000 | - |
МФУ | 5000 | - |
Заправка картриджей | 2000 | - |
Музыкальный центр | 25000 2000 | - - |
Усовершенствование и обогащение материально-технической среды ДОО: Центр «Дружба народов»: Раскраски с национальной одеждой Демонстрационный материал Россия – Родина моя: природа России, народы России, народные промыслы России, державные символы России Дидактические игры Художественная литература Альбом «Моя Киргизия»; Папка-передвижка «Национальная одежда» по заявленным странам Посуда | - - - - 1500 - - - | 500 1000 300 - 400 200 1000 |
Всего основных расходов | 47000 | 5400 |
Литература
- Богатеева 3. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М., 1982.
- Ботнарь В. Д., Суслова Э. К.Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
- Детские подвижные игры народов СССР/Под ред. Т. И. Осокиной; Сост. А. В. Кенеман. – М, 1988.
- Рыжова Н., Л. Логинова, Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
- Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.
- Суслова, Э.К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения» [Текст]/Э.К. Суслова. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"
Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, в ростом вооруженных конфликтов и по ряду других пр...