Проект по социально-коммуникативному и познавательному развитию "Мой край соловьиный"
проект (старшая группа)

Ряполова Елена Борисовна

Мы рассматриваем проект как педагогическое сотрудничество взрослых и детей для активного приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитания любви к родному краю. Это сложный и длительный процесс, но он имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала, и начинать его нужно именно в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kray_nash.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  

ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИНОМУ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«МОЙ КРАЙ СОЛОВЬИНЫЙ»

РЯПОЛОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА, воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Курского района Курской области".

Тип проектаинформационный, творческий.

По количеству участников: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ:

Лежит на трех холмах, раскинув крылья,

Святая русская земля.

Люблю её природы звуки,

Ведь это – Родина моя!

Андрей Чернецов.

ФГОС ДО, определяя принципы дошкольного воспитания, рассматривает педагогическое сотрудничество взрослых и детей как активное приобщение к общечеловеческим ценностям.  Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на воспитании желания понимать и любить культуру и национальные традиции родного края, побуждаем детей на дальнейшее участия в сохранении и приумножении его достояния. Отношение ребенка к самым близким людям, к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, городу, родному краю - это неотъемлемые качества личности, которые определяют его жизненную позицию. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди – приоритетные направления патриотического воспитания. Это сложный и длительный процесс, но он имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала, и начинать его нужно именно в дошкольном детстве.

Проводя тестирование с детьми с использованием серии вопросов по краеведению (приложение №1), беседу с использованием «модели трех вопросов» (приложение № 2) мы отметили, что дети имеют представления о животном и растительном мире края, официальных и неофициальных символах Курской области, но затрудняются с ответами на вопросы об исторических местах, памятниках. Необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, воспитать бережное отношение культурному наследию.

Таким образом, была определена проблема: недостаточный уровень знаний и представлений об исторических местах, памятниках Курского края, известных людях, прославивших его.

ЦЕЛЬ: создание условий для расширения представлений об истории края, знакомства с региональным культурным наследием.

ЗАДАЧИ:

Задачи для воспитанников:

Образовательные:

  • расширять представления о родном крае (история, символика, промышленные и культурные объекты);
  • продолжать знакомить с достопримечательности края, в котором живут дети;
  • поощрять интерес к событиям, происходящим в городе, крае;
  • знакомить с известными и знаменитыми земляками, воспитывать чувство гордости за их достижения;
  • продолжать знакомить с традициями Соловьиного края;
  • актуализировать представления детей об экологических проблемах родного города и поселка.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к родному краю;
  • развивать умение использовать разные средства для получения информации;
  • развивать активность, инициативность, самостоятельность;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию края, желание сохранять и приумножать его;
  • воспитывать чувство принадлежности к семье, народу, уважение к традициям и обычаям;
  • воспитывать духовно-нравственные качества личности, способной к сохранению и приумножению традиций, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • способствовать социализации детей.

Задачи по взаимодействию с семьей:

  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности при создании книжек-малышек;
  • содействовать в организации экскурсий по историческим местам города;
  • повысить интерес родителей к истории края;
  • познакомить родителей с художественными произведениями о Курском крае;
  • повышать активность участия родителей в жизни группы.

Организационные задачи:

  • создать в группе необходимые условия для обогащения представлений детей о родном крае;
  • оформить фотовыставку «Моё любимое место в Курске»;
  • оформить методическое портфолио проекта.

Планируемые результаты:

Дети:

  • расширили и систематизировали  знания   о родном крае, его традициях и обычаях;
  • узнали о знаменитых людях, неофициальных символах Соловьиного края;
  • проявляют соответствующую их возможностям и возрасту социальную активность: посильная уборка участка детского сада, помощь малышам, поздравление ветеранов, участие в акциях («Покормим птиц зимой», «Сохраним землю потомкам», «Георгиевская ленточка», участие в параде ко Дню Победы);
  • увеличили словарный запас по теме;
  • умеют самостоятельно рассуждать, анализировать информацию, обобщать;
  • получат положительные эмоции от совместных действий, совместного труда;
  • используют полученные знания в самостоятельной деятельности со сверстниками;
  • проявляют активный интерес к познавательной деятельности, самостоятельно изучают художественную литературу, энциклопедии по краеведению.

Родители:

  • увеличилась активность участия родителей в образовательном процессе группы;
  • родители активно взаимодействуют с педагогами по вопросам   ознакомления детей с историей, традициями родного края (экскурсии в музеи, на выставки, походы);
  • участвуют в социально значимых проектах («Покормим птиц зимой», «Сохраним землю потомкам», «Георгиевская ленточка», участие в параде ко Дню Победы);
  • проявляют интерес к творческим занятиям с ребенком.

Педагог:

  • в группе созданы необходимые условия для обогащения представлений о родном крае (картотека дидактических игр по краеведению, альбом «Красная книга Курской области», уголок краеведения);
  • «Литературный центр» пополнился произведениями курских авторов Е.Носова и А.Гайдара;
  • оформлено методическое портфолио проекта.

Продукты  проекта.

  • Выставка рисунков «Птицы, животные и растения Курского края».
  • Фотовыставка «Любимые места Соловьиного края».
  • Книжки-малышки о животных и растениях.
  • Альбом «Красная книга Курской области».
  • Картотека дидактических игр по краеведению.

Оценка результативности проекта:

  • Проведение интеллектуальной викторины для детей «Умники и умницы. Знатоки Курского края».
  • Повторная беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП: 

  • обсудить с детьми тему предстоящего проекта;
  • выявить представления по теме проекта, которыми обладают дети  (тестирование с использованием серии вопросов по краеведению, беседа с использованием «модели трех вопросов»); 
  • заинтересовать родителей и мотивировать на участие в проекте (индивидуальные беседы, памятка «Историческое и настоящее название улиц и площадей города», консультация «Наш край – наша гордость»);
  • направить родителей на совместную творческую деятельность с детьми (создание  фотовыставки «Любимые места Соловьиного края», создание книжек-малышек о животных, птицах  и растениях края);
  • определить актуальность темы проекта и сформулировать проблему;
  • определить цель и задачи в соответствии с возрастом и образовательными областями;
  • изучить методическую литературу, литературу по истории края;
  • подобрать художественную литературу, наглядный материал (иллюстрации неофициальных символов края «Шесть чудес» (Курский соловей, Курская магнитная аномалия, заповедник имени Алехина, Курская антоновка, Курская битва, Кожлянская игрушка; фотографии Г.Свиридова, Н.Плевицкой, Е.Носова, А.Гайдара, картинки исторических мест и памятников Курска и области, исторические и современные фотографии зданий).
  • подобрать подвижные игры, создать дидактические игры по краеведению («Четвертый лишний», «Почемучка», «Символика края», «Красный огонек», «Пьедестал почета», «Узнай по контуру», «Кто в домике живет?» и т.д.), настольно-печатные игры (Лото «Курск», «Знатоки Курского края»);
  • составить план деятельности по реализации задач проекта;
  • заинтересовать детей темой проекта (рассмотреть герб Курска и предложить совместное творчество родителей и детей «Герб семьи»);
  • создать проблемную ситуацию: «Интервью» (дети выступают в роли корреспондентов газеты «Курские вести» и составляют рассказы о своих любимых местах города);
  • создать «паутинку» проекта.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Курск – частица России», «Хорошо в нашем поселке жить».

Сюжетно-ролевые: «Школа»,

«Детский сад», «Почта»,«Строители», «Путешествие», «Архитекторы», «Экскурсоводы».

Игровые ситуации: «Поможем

Незнайке», «Подскажи дорогу».

Настольно-печатные: «Лото «Курск»»,

«Знатоки Курского края».

Дидактические: «Узнай по контуру», «История в картинках», «Лента времени».

Консультация «Курск - город, воспетый в былинах».

Информация в уголок для родителей «Знаменитые люди нашего города».

Памятка «Достопримечательности Курска».

Трудовой десант по уборке территории «Сохраним природу вместе».

Экскурсии: «Православный Курский край», «Выставка художника Александра Конева».  

Познавательное развитие

НОД: «Город, в котором мы с тобой живем», «Край соловьиный – близкий и родной», «Кожлянская        игрушка – гордость Курского края».

Рассказ воспитателя «Мы помним. Курская дуга»

Беседы: «Главная площадь города Курска», «Уважения достойны».

Видеофильм «Путешествие по улицам и площадям».

 Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Что за улица?», «Карта моего города», «Я - фотограф», «Выбери герб города»,

«Найди чужака», «Красный огонек», «Животные нашего края», «Пьедестал почета».

Рассматривание альбома: «Красная книга Курской области», «Наши друзья по соседству – животные и птицы».

Работа с пазлами «Флаги и гербы».

Исследовательская деятельность «Путешествие по карте Курской области».

Информация в уголок для родителей  «Как    поддержать интерес к истории малой Родины»,

Консультация      «Знакомим детей с природой родного края»

Памятка  «Неофициальные символы Курского края».

Выставка фотографий старого и нового города «Лента времени».

Речевое развитие

Беседы: «Православный мой край родной», “Чем славится Курская земля?».

Творческое рассказывание: «Моя любимая Кожлянская игрушка», «За что я люблю свой  поселок?».

Заучивание стихотворений:

 В. Степанов «Что мы Родиной зовём?», Я.Аким "Родные просторы», А.Барто  «Соловей», А.Черенцов «Святая Курская  земля», пересказ рассказа Е.Носова «Хитрюга», «Тридцать зерен», «Радуга».

Речевые игры: «Почемучка», «К нам гости пришли…», «Интервью».

Кинезиологические игры: «Давайте люди дружить друг с другом», «Мой дом».

Составление рассказов «Я поведу тебя в музей», «Моя семья – моя гордость».

Рассматривание иллюстраций к произведениям курских писателей Е.Носова и А.Гайдара.

Информация в уголок для родителей:  «Читаем детям произведения Курских писателей».

Повторение стихотворений, потешек, чтение детям произведений по теме.

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Художественно-эстетическое развитие

НОД: «Соловей, соловушка -серебряное горлышко».

Чтение художественной литературы: Пришвин М.М. “Моя Родина (из воспоминаний детства)”,  Рыженкова Р.И. «Сторонка родная», Шитиков А.Н. «Курский вальс”, «Курск»,

Корнеев Н.И. «Курская земля», «Соловьиный край», Ушинский К.Д. “Наше  отечество”,    Носов Е.И. «Где просыпается солнце?», «Трудный хлеб», «Как ворона на крыше заблудилась», «Тропа длиною в лето», Гайдар А.П. «Тимур и его команда» (главы), «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Голубая чашка», «Военная тайна», «Чук и Гек».  Прослушивание музыкальных произведений: Гимн города Курска, Г.Свиридова «Романс», Владимир Курский  «Курск»

Чтение загадок, пословиц  о Курске: «Курские леса и дубравы полны легендарной славы»,  «Виден в Курских лесах боевой размах», «Курск – город древний, страж России верный», «Красивы курские леса – не отведешь  глаза».

Рисование: «Растительный мир Курского края», «Кожлянская игрушка», «Народный костюм», «Дом офицеров».

Лепка «Кожлянская игрушка-свистулька».

Аппликация «Соловей», «Наш поселок».

Рассматривание альбомов: «Кожлянская игрушка», «Народные костюмы Курской губернии».

Конструирование из бумаги «Птица».

Музыкально-литературная гостиная «Стихи и песни о тебе, мой край родной».

Совместное творчество: изготовление книжек-малышек «Птицы, растения, животные нашего края».

Физическое развитие

Подвижные народные игры: «Подними ладошки», «Жаворонок», «Кружева», «Катай каравай», «Белая береза», «Птицелов».

Хороводная игра «Соловей», «У Маланьи».

Рекомендовать родителям в выходные дни походы по территории края.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Интеллектуальная викторина для детей «Умники и умниц. Знатоки Курского края».

Торжественное закрытие фотовыставки: «Любимые места Соловьиного края».

Презентация результатов проекта «Край соловьиный – близкий и родной» воспитателям и родителям.

Чествование участников проекта (Чаепитие после проведения викторины).

Повторное тестирование (Приложение № 3).

Повторная  рефлексия: беседа с использованием «модели трех вопросов». (Приложение 4).

Определение направлений продолжения проекта.

ВЫДЕРЖКА ИЗ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Утро

Прослушивание музыки

Г.Свиридова «Время, вперед!».

Ситуативная беседа: «Чем славится Курская земля»

Дидактическая игра «Красный огонек»

Работа с альбомом «Красная книга Курской области».

НОД

НОД: «Соловей, соловушка -серебряное горлышко».

Моделирование из деталей логической игры «Танграмм» соловья.

Прогулка

Подвижная игра: «Кружева», хороводная игра «Соловей».
Речевая игра: «Почемучки».

Отгадывание загадок о животных и птицах Курского края.

Самостоятельная двигательная активность.

С\р игра «Семья».

Конструирование «Наш детский сад».

Вторая половина дня

Чтение и пересказ рассказа Е.Носова «Хитрюга».

Игровая ситуация «Экскурсоводы».

Заучивание пословицы «Курск – город древний, страж России верный».

Рассматривание иллюстраций к произведениям курских писателей Е.Носова и А.Гайдара.

Настольно-печатная игра «Знатоки Курского края».

Рисование «Соловей».

Самостоятельная работа с пазлами «Флаги и гербы».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТА

Приложение 1.

Серия вопросов для тестирования.

  1. Как называется наш город, его жители.
  2. Неофициальные символы Курского края.
  3. Какие животные и птицы обитают в Курских лесах.
  4. Какие реки протекают в Курске.
  5. Назовите главные улицы  и площади города.
  6. Какие памятники есть в Курске.
  7. Музеи города Курска.
  8. Достопримечательности Курска.
  9. Известные люди, прославившие город  Курск.

Результаты тестирования.

Результаты тестирования детей на начало проекта.

Высокий – 25% (4 ребенка)

Средний – 55% (11 детей)

Низкий – 20% (5 детей)

Приложение 2.

Результаты работы с «моделью трех вопросов».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать?

Какие птицы и животные живут  в нашем крае (Катя)

Какие животные и птицы занесены в Красную книгу

Курской области.

Спросить у воспитателя,

обсудить с родителями, рассмотреть альбомы,

посмотреть энциклопедию.

В Курске много памятников (Дима)  

Кому и за что установлены памятники.

Посмотреть презентацию, провести экскурсии.

У Курска есть герб и флаг.

(София)

Почему на гербе

изображены куропатки.

Прочитать в энциклопедии.

В нашем крае много соловьев.  (Вика)

Чем их пение отличается от пения других птиц?

Прослушать аудиозапись пения соловья и других певчих птиц.

Наш город старинный

(Андрей)

Историю возникновения города.

Спросить у воспитателя, послушать рассказ, посмотреть презентацию.

Приложение 3.

Повторное тестирование.

Результаты обследования детей на конец проекта.

Высокий – 45%(9 детей)

Средний – 55%(11  детей)

Сравнительная диаграмма (начало и конец проекта)

Приложение 4.

Результаты рефлексии.

Что нового узнали?

Что удивило?

Что было самым интересным?

Какие птицы и животные занесены в Красную книгу Курской области.

Названия редких животных и птиц – Соня лесная,

Змееед, Лесной лунь,

Усатая синица.

Рассматривать, как выглядят редкие животные и птицы.

Кому  и за что установлены памятники в Курске.

Памятник яблоку.

Узнать о подвигах, совершенных курянами, Курской битве.

Почему на гербе города изображены куропатки.

Одинаковый герб      Курска и Курской области.

Придумать и нарисовать герб семьи.

Соловьи живут не только в Курске, но и на Дальнем Востоке, в Китае.

Что в Курске есть музей

соловья.

Мастер-класс по росписи Кожлянской игрушки-свистульки.

Когда и как возник наш город.

Что о Курске писали еще в старинных летописях.

Увидеть, каким Курск   был

раньше.

Приложение 5.

КОНСПЕКТ

интеллектуальной игры-викторины.

Тема «Умники и умницы: знатоки Курского края»

возраст 6-7 лет

Цель:  поддержание интереса детей к истории родного города.

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей  о родном городе, людях, прославивших его;
  • закрепить знания детей о государственных символах (флаг, герб,
    гимн) и неофициальных символах области;
  • продолжать знакомить с художественным словом и музыкальными произведениями, посвященными родному краю;
  • продолжать формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением;
  • обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов.

Развивающие:

  • развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками;
  • развивать конструктивно – творческие способности.
  • развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию края, желание сохранять и приумножать его;
  • воспитывать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

Предварительная работа: создание уголка по краеведению, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом и  гербом  города Курска; беседы об истории возникновения города, исторических значимых событиях. Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Курска, фотографий известных людей, прославивших наш город. Чтение и разучивание стихов и пословиц о малой Родине.

Оборудование:   магнитофон,  фото достопримечательностей города Курска; символика города и области; пазлы «Герб Курска».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

 (Звучит грамзапись «Песня о Курске» (автор О.Семенов), дети входят в зал).

(Воспитатель читает стихотворение).

ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ КУРСКА.

Стань на колени, руками коснись

Курской Святой земли,

Если ты веруешь, ей поклонись,

Тяжесть с души сними

Это она в ту пору могла

Огненной зваться Дугой,

Нас сохраняла и берегла

Часть уносила с собой.

Слышишь, как тысячи этих сердец.

Слившись в одно, стучат.

Видишь, кругом проступает свинец.

Тот, что косил солдат.

Чувствуешь, дышат герои твои.

С ними вздыхает земля,

Там, где особенно бились они.

В Прохоровке и Понырях.

Ты убедился на этих полях,

Крепко они не спят,

Прошлое видят в "Березовых снах".

Мне и тебе говорят:

"Помни, гордись, не давай никому

Эту святыню топтать.

Может придется тебе самому

Скоро ее защищать".

Так завещают они, кто лежит

В теплых объятьях земли.

Память о них над Отчизной кружит,

Рядом и в светлой дали. (Г.Ильин)

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать Вас! 
1 ребенок: 

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас (интернет-ресурс: nsportal.ru)

2 ребенок:

Хлебосольством и радушьем

Знаменит наш Курский край.

Здесь для вас и песни русские,

И медовый каравай (Г.Устинова).

3 ребенок: 

Мой Курск, ты славный и чудесный,  

Всегда красивый, молодой.

России-матушке известен

Своею Курскою дугой (Г.Устинова).

4 ребенок: 

Город шумных садов и аллей

И радушных прекрасных людей,

Обелисков, одетых в гранит

Память подвиг солдатский хранит (Г.Устинова).

5 ребенок:

По погибшим здесь колокол бьёт,

Божья мать в Коренную зовёт.

Легендарный наш край дорогой,

Мы, куряне, навеки с тобой (Г.Устинова).

6 ребенок:

Мой Курск, мой добрый чудный город!

Ты разделил судьбу мою.

Так будь всегда красив и молод!  

Ты слышишь, о тебе пою. (Г.Устинова)

Воспитатель: дорогие маленькие Куряне! Мы много говорили о нашем городе, рассматривали фотографии, читали. Сейчас я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о нашей малой Родине и сыграть в интеллектуальную игру «Умники и умницы: знатоки Курского края».

Воспитатель: Что ж пора нам начинать.
Я хочу вам пожелать:
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на всё вы отвечали!

1 ЭТАП. КОНКУРС «РАЗМИНКА».

1. Как называется наша область? (Курская область).

2. Как называются жители города Курска? (Куряне).

3. От какой реки произошло название нашего города? (Кур).

4. Назовите реки г. Курска? (Сейм, Тускарь, Кур).
5. Назовите улицы г. Курска? (Садовая, Карла Маркса, Ленина, Союзная, Клыкова).

6. Назовите главную площадь г. Курска? (Красная площадь).
7. Назовите главную улицу г. Курска? (Ленина).
8. Назовите достопримечательности города Курска? (Знаменский собор, Триумфальная арка, Первомайский парк, Театр кукол, Курский цирк).

9. Какие парки города вы знаете? (Первомайский, парк Пионеров, парк имени Героев Гражданской войны, парк Победы).

10. Назовите города Курской области? (Льгов, Фатеж, Железногорск, Курчатов, Обоянь, Рыльск, Суджа).

11. Назовите музеи Курска? (музей археологии, краеведческий музей, картинная галерея, литературный музей, военно-исторический музей Курской битвы).

12. Как называется знаменитое  сражение под Курском, произошедшее в годы Великой Отечественной войны? (Курская битва).

2 ЭТАП. ИГРА-ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ ГЕРБ»

(приглашаются по 8 игроков, 2 собирают герб, а остальные им приносят части).

ИГРА «Экскурсоводы».

Воспитатель: Представьте, что к вам в гости приехали ваши друзья, родственники из другого города. Куда бы их повели, какие достопримечательности своего города им бы показали? Что бы вы рассказали гостям о своем городе? Сейчас,  вы возьмете фотографию с изображением своего любимого места в Курске. Ваша задача рассказать, что запечатлено на фото.

Музыкальная пауза.

Воспитатель: Сядьте удобно, расправьте плечи, руки. Свободно их положите на колени, закройте глаза и представьте, что вы в городском парке.

(Звучит аудио-запись трелей соловья).

Вы узнали голос этой птицы? Это поёт наш знаменитый курский соловей. О нём знают не только в нашем городе, но и далеко за его пределами. 

На слух как песню узнаю
Мой край, сады мои.
Нигде, нигде так не поют
Как в Курске соловьи! (Н. Корнеев).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Птички в гнездышки».

(Звучит музыка Г.Свиридова «Время, вперед!»).

Воспитатель: не менее знаменит наш курский край своими писателями, поэтами, композиторами и задорными песнями. Приглашаем девчонок спеть частушки.

Мы веселые девчата

В Курской области живем.

И веселые частушки

Мы для вас сейчас споем.

А мы в Курске родились

И в поселке мы живем.

Мы девчонки боевые

И нигде не пропадем.

Вот моя земля родная

Вся от края и до края.

Мне мой край дорогой

Сердцу милый такой.

Я по Курску пройду

По знакомой улице.

Как домики хороши

Все на них любуются.

(интернет-ресурс)

А чем ещё знаменит наш Курский край мы сейчас узнаем.

3 ЭТАП.  «НАШИ ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ?»

1. Какую   певицу  называли «Курским  соловьем»?
А) Надежда Плевицкая  Б) Варвара Панина     В) Анастасия Вяльцева
2. Какому сорту яблок поставлен памятник в г.Курске?
А) белый налив     Б) антоновка    В)  штрифель
3. Выберите писателя, родившегося в г. Курске.
А) Евгений Носов  Б) Александр Сергеевич Пушкин    В) Иван Андреевич Крылов
4. Назовите великого композитора, родившегося в Курской области.
А) Георгий Васильевич Свиридов  Б) Петр Ильич Чайковский  В) Сергей Васильевич Рахманинов
5. Именем какого известного художника названа картинная галерея в г. Курске?
А) Васнецов  Б) Серов   В) Дейнеко
6. Как называется заповедник  Курской области.
А) Центрально-черноземный заповедник имени Алехина   Б) Ямская степь В) Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново".
7. Назовите имя православного святого, родившегося в городе Курске.
А) Николай Чудотворец   Б) Серафим Саровский      В) Сергий Радонежский

Воспитатель: в нашем Курском крае не только знают свою историю, ну и чтут традиции.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ТИМОНЯ».

(Звучит народная песня «Тимоня», дети выполняют танцевальные движения).

А сейчас ребята прочтут стихотворения, написанные курскими поэтами.

Лежит на трех холмах, раскинув крылья,

Святая Курская земля,

Люблю ее природы звуки,

Ведь это Родина моя!

Во времена татарского набега

Случилось чудо из чудес:

Простой охотник в корнях дуба

Нашел икону, посланную нам с небес!

Сей лик хранит наш край поныне,

Во все былые времена

Она спасала Курск от горя,

Но в город грянула война!

Куряне славно защищали

Свой край с оружием в руках,

И в знаменитой Курской битве

Фашист разбит был в пух и прах.

И то великое сраженье

Решило весь исход войны,

И наконец, пришло спасенье

От черной дьявольской орды.

Хочу, чтоб город мой цвел вечно,

Чтоб среди парков и аллей

Встречал всегда нас звонкой песней

Наш символ – Курский соловей. (А Чернецов)

Малая моя Родина, Курская земля!

Леса и перелески, песни соловья,

Роскошные луга, на заре росистые,

Травы и цветы, на солнышке душистые.

Твои поля бескрайние, хлеба колосистые,

Возле дома отчего ели ветвистые.

Сторона любимая,

Нет светлей тебя.

И я вполне счастливая:

Ты – Родина моя! (интернет-ресурс: infourok.ru)

Воспитатель: Наша игра подошла к концу и мне хочется закончить ее словами:
В мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая,
И вместе с нами здесь живёт

История родного края (интернет-ресурс: nsportal.ru)

(Праздник заканчивается чаепитием).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ.

«ПЬЕДЕСТАЛ ПОЧЕТА».

Цель: расширение представлений о достопримечательностях города.

Материал: карточки с фотографиями  достопримечательностей Курска, изображение «Пьедестала почета» - лесенки из трёх ступеней.

Количество участников: от одного до четырех.

Ход игры.

Из набора карточек ребенку предлагается выбрать три с изображением наиболее интересных ему или любимых мест и разместить их на пьедестале почета, составить короткий описательный рассказ, выделяя характерные особенности данного объекта и объяснить, почему именно они привлекли его внимание.

«УЗНАЙ ПО КОНТУРУ».

Цель: формирование представлений об архитектурных особенностях сооружений, представляющих историческую и культурную ценность, развитие зрительного восприятия.

Материал: фотографии известных зданий города, «пазлы» из этих фотографий, картинки с их контурным изображением.

Количество участников: от одного до шести.

Ход игры.

1 вариант: Детям предлагается выбрать понравившуюся фотографию, назвать, что на ней изображено. Потом из набора контурных картинок подобрать пару – изображение данного объекта.

2 вариант: по контурному шаблону  собрать «пазл» (выбранную фотографию).

«ЛЕНТА ВРЕМЕНИ».

Цель: знакомство с историческим и современным видом улиц, площадей, зданий города Курска.

Материал: набор иллюстраций с видами современного города и города в 19-20 веке.

Количество участников: неограниченно.

Ход игры:

Ребенок выбирает понравившуюся ему современную иллюстрацию и находит соответствующую историческую.

«НАЙДИ ЧУЖАКА».

Цель: систематизация знаний о живых объектах природы Курского края, развитие умения концентрировать внимание.

Материал: набор картинок с изображением птиц, животных, обитающих на территории края и за его пределами.

Количество участников: от двух до шести.

Ход игры.

Выбирается с помощью считалки ведущий. Он выкладывает по шесть карточек с изображениями животных, птиц. Дети находят и исключают те, на которых изображены «чужаки» (не обитающие в данной местности).

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ.

«ЗНАТОКИ КУРСКОГО КРАЯ».

Цель: обогащение знаний о неофициальных символах Курского края.

Материал: игровое поле, обозначающее карту Курской области, с нанесенными кружками красного и фиолетового цвета. Красные кружки нанесены в исторически значимых местах, где находятся объекты, являющиеся неофициальными символами края; фишки – 4 штуки, кубик, карточки с описанием символов и места их расположения крупным шрифтом для самостоятельного прочтения детьми.

Количество участников: от двух до четырех.

Ход игры.

Участники выстраивают свои фишки на кружке «СТАРТ», по очереди бросают кубик, передвигаются по игровому полю, переставляя фишки на то количество кружков, которое выпало на кубике. Попадая на красный кружок, участник игры берет соответствующую карточку и читает название и описание объекта. Побеждает тот, кто первый доберется до кружка «ФИНИШ».

«ЛОТО «КУРСК».

Цель: знакомство с архитектурными, скульптурными, историческими, культурными объектами, являющимися достопримечательностями Курска, развитие наблюдательности, логического мышления.

Материал: игровые поля (карты) с изображением разных объектов (Краеведческий музей, Курский цирк, Драматический театр имени А.С.Пушкина, Триумфальная арка, памятник Г.Свиридову, Знаменский собор, памятник Курской антоновке, Филармония) – 8 штук, разрезные фишки с картинками маленького размера с изображением частей объекта.

Количество участников: от двух до восьми.

Ход игры.

Участники разбирают игровые поля (карты). Ведущий (воспитатель, ребенок) показывает фишки с картинками с изображением частей объекта, играющие узнают свой объект, забирают карточку, располагают ее на своем игровом поле (карте). Выигрывает тот, кто правильно соберет все части объекта.

Литература.

  1. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, -М, АРКТИ, 2007г., 142 с.
  2. Блинова Г.Н.  Познавательное развитие детей 5 – 7 лет, - М, Сфера, 2010 г., 128 с.
  3. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- В, Учитель, 2007 г., 181 с.
  4. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия, СПб., Литера, 2007 г., 30 с.
  5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир, -СПб, Мозаика-Синтез, 2014 г., 80 с.
  6. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России.//Дошкольное воспитание  №6, 2007 г., с.14-18.
  7. Королев Б.Н. История и современность Курского края, -К, Курский ПКиПП, 2012 г.,  551 с.
  8. Комарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 2006. - №2. - с. 3-8.
  9. Кондрыкинская Л.А.. С чего начинается Родина, -М, Сфера, 2005 г, 192 с.
  10. Кондрыкинская Л.А.. Дошкольникам о защитниках Отечества, -М, Сфера, 2005 г, 162 с.
  11. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду, -М, Сфера, 2011 г, 160 с.
  12. Матова В.Н. Краеведение в детском саду, -СПб, Детство-Пресс, 2015 г., 176 с.
  13. Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», -М, Сфера, 2018 г., 128 с.
  14. Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М, АЙРИС-пресс, 2008 г., 128 с.
  15. Рыбалова И.П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания//Дошкольное воспитание № 6, 2003 г., с. 45-47.
  16. Татарникова Л.Ю. Я и моя семья, -СПб, Литера, 2014 г., 86 с.
  17. Шварц Т.В., Немченко Е.В., Ильина С.В. «Курские края - Родина моя», Курск, 2014 г., 135 с.
  18. Интернет-ресурс: infourok.ru, kopilkaurokov.ru, vkursk.com, kray.kur skond.ru.

Приложение 4.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ.

«РАССТАВЬ ПО ПОРЯДКУ?»

ЦЕЛЬ: развитие сенсорного восприятия, формирование поисковых способов ориентировки – методов проб, примеривания, зрительного соотнесения.

ХОД ИГРЫ: Перед ребенком в произвольном порядке (хаотично) выставляются 5–7 матрешек разного размера. Он должен расставить их по порядку в зависимости от величины (от самой маленькой до самой большой или наоборот).

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

ЦЕЛЬ: развитие зрительного внимания, мышления.

ХОД ИГРЫ: на стол перед ребенком выставляется 7-8 предметов. Потом педагог просит закрыть глаза и убирает один из них. Играющему нужно назвать предмет, которого не стало.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ.

«ПАЗЛЫ»

ЦЕЛЬ: развитие логического мышления и зрительной памяти.

ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагаются 5–7 частей картинки с изображением предмета, из которых он должен собрать целое изображение. Затем нужно изображенный на картинке предмет найти и показать в мини-музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно....

Проект по социально-коммуникативному и познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Снегири – Рубеж славы»

Актуальность рассматриваемой темы мы  связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных,...