Народные традиции - детям
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья из опыта работы, раскрывающая принципы работы, задачи проектирования для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_naroda_-_detyam.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
Традиции русского народа уходят корнями в далекую старину. Уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, отражается в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, Многие связаны с православными и языческими русскими праздниками и обычаями — Пасха, Святки, Рождество. Масленица. Традиции и обычаи могут многое рассказать о жизненном укладе, характере народа. Народные традиции и обычаи русского народа включают не только определенные обряды, но и правила встречи календарных и православных праздников. Например, Синичкин день, День русской березки
Русский народный календарь представлен разными аспектами и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могут познакомиться с жизнью, бытом, природой родного края, узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Очень важно донести эти знания нашим детям, на эмоциональном уровне познакомить детей с русской народной культурой.
Принципы работы
- Принцип культуросообразности – воспитание должно оставаться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.
- Принцип наглядности, который просматривается при проведении наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков. Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.
- Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Данный принцип реализуется в педагогической технологии следующим образом: все полученные знания о датах народного календаря могут быть успешно использованы детьми в других видах деятельности (игровой, трудовой, учебной).
- Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитываются особенности развития детей и внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников.
- Принцип систематичности и последовательности. Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определенном порядке, системе, что позволит достичь наиболее оптимальных результатов в обучении.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире.
Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой мы придерживаемся
На основе принципов строятся задачи проектирования для педагогов:
- Отобрать содержание народного календаря,
- формы работы, соответствующие возрастным возможностям познания и интереса детей;
- содержание развивающей предметно-пространственной среды группы.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Оптимальная форма работы с детьми – погружение в народную культуру посредством развлечений, игровой, познавательной деятельности по знакомству с бытом и культурой русского народа. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизация к поощрению, движению и активной деятельности. А также играет немало важную роль в забавах и развлечениях.
Краеведческий, региональный подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Взаимодействие детей и педагогов с музеем ижорских народов дает всесторонний эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры, является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. Тематика занятий, проводимых во Дворце творчества детей и молодежи Колпинского района, тесно перекликается с содержанием регионального компонента, заложенного в Программе группы детского сада, что позволяет полнее прожить тему, дополнить и расширить ее. Вот некоторые из тем, которые тесно были взаимосвязаны, и нашли отражение в работе педагогов Дворца творчества и нашей группы ДОУ.
- как рубашка в поле выросла
- народный быт
- Рождество
- Встреча весны
- Пасха
Заложенный в понятии «Традиционная народная культура» эстетический, нравственный, эмоциональный заряд бесспорен: он противостоит злу, агрессии, насилию над личностью, человеконенавистническим взглядам, деструктивным силам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.
Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...
Методическая разработка "Народные традиции детям"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Народные традиции детям Комплексно- тематическое планированиенепосредственной образовательной деятельности по теме:« Духовно–нравственное воспитание»в под...
консультация для воспитателей "Поэтика народных традиций детям"
Народные традиции - неотъемлемая часть нашей жизни. Пусть с годами они не забываются, а наооборот - сохраняются и множатся....
ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...