консультация для воспитателей "Поэтика народных традиций детям"
консультация
Народные традиции - неотъемлемая часть нашей жизни. Пусть с годами они не забываются, а наооборот - сохраняются и множатся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poetika_narodnyh_traditsiy_iyun.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Поэтика народных традиций – детям»
Новогодние, рождественские, святочные праздники остаются в памяти нашей на всю жизнь. Детьми, мы конечно, не вникаем в романтическую суть традиций. Это придет значительно позднее. Но первые впечатления, как известно, особенно ярки, долговременны.
В раннем возрасте новогодние праздники дети воспринимают ситуативно; реагируют сиюминутно и конкретно на то, что разворачивается перед их взором. Красочное действо вызывает в душе живой отклик, эмоциональный подъем, активное соучастие. Последнее чрезвычайно значимо для поддержания здоровья. Современная наука отмечает: в зимний период физические силы детского организма утрачивают свою устойчивость, накопленный за лето витаминный запас теряется, снижается иммунитет, в связи с чем наблюдаются учащение простудных заболеваний, быстрая утомляемость, нервная усталость.
Сказанное позволяет констатировать: рождественские праздники, новогодняя елка, излучающая тысячи огней, - идеальный объект, расцвечивающий жизнь ребенка на фоне белой и студеной зимы.
Естественно, возникает вопрос: как воспринимают дети фольклорные образы зимнего праздника – Деда Мороза, Снегурочку, сказочных животных? Самым маленьким особенно значимо народное поэтическое слово. Об этом мы не раз писали. Однако напомним: в потешках, песенках, пестушках отражена сущность детства – видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. В наиболее ранние годы ребенок не видит противоречия между реальным и фантастическим. Во-первых, не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение; во-вторых, не дифференцируется фантастическое и реалистическое, потому что нет достаточного опыта, а главное, малыши не способны еще анализировать ситуацию, оперировать образами. Следовательно, есть риск. Ребенок может испугаться сказочного Деда. Психологи установили: период от 1 года до 1 года 6 месяцев – особый в плане формирования ориентировочной активности. Характеризуется он высокой тревожностью, может сопровождаться негативизмом ко всему новому, незнакомому, выражаться особой настороженностью к чужим взрослым. Вот почему можно ограничиться только зрелищностью елки, загорающейся огоньками, а Деда Мороза и Снегурочку представьте в виде игрушек.
Новогодний праздник прекрасен тем, что включает вереницу тревожных превращений. И эту особенность уже улавливает ребенок третьего года жизни. Он ярко откликается на сказку и игровое взаимодействие со взрослым. И это объяснимо. Дети третьего года жизни уже способны действовать в ролевых рамках. У них интенсивно развивается воображение. Следовательно, формируются ролевая игра, продуктивные виды деятельностей (лепка, рисование). Это значит, что ребенок выделяет игровую ситуацию; мало того, может входить в игровое взаимодействие со взрослым, брать на себя определённую роль; готов к восприятию сюжета бытовой сказки, чувствителен к поэтике народного слова; легко входит в игровое взаимодействие со сказочными персонажами.
В дошкольный период детства восприятие сказочной тематики еще более усиливается, потому что старшие дети прекрасно воспринимают волшебные сказки. Значит, у взрослых есть возможность разыграть впечатляющее рождественское действо. Поэтика народных традиций должна найти яркое отражение в педагогическом процессе. Предвидим вопрос: почему? Поэтический песенный, танцевальный фольклор святочных игр, сочетающий все виды искусств – сильнейший стимул воздействия на эстетическое и патриотическое развитие ребенка.
Благодаря внедрению в образовательный процесс изучения традиций своего народа маленький гражданин страны становится частью великой страны. Интерес к истокам своей культуры привлекает уважение и любовь к своему народу. А так как культура русского народа тесно связана с культурой мордовского народа, то невозможно отточить грань между двумя народностями, будь то православные праздники или праздники государственного значения, народный фольклор или произведения писателей Мордовии, написанные на русском языке. Главное, чтобы ребенок-дошкольник понимал всю суть изложенного и увиденного. Исходя из возрастных особенностей ребенка и его личного опыта в социуме, в своей деятельности воспитатель использует всевозможные методы и приемы, которые способствуют развитию личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Народные традиции и обычаи в воспитании детей"
Воспитание ребенка – тонкое ремесло, способное прививать качества, присущие национальному характеру государства и народов, проживающих в ней, со своими индивидуальными традициями и жи...
Консультация на тему: "Народные традиции в воспитании детей"
Какое значение имеют народные традиции в воспитании детей?...
Консультация для родителей "Народные традиции в воспитании детей
Наше прошлое- это фундамент стабильной, полной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа...
консультация для родителей Народные традиции в воспитании детей
Народные традиции в воспитании детей...
Консультация для родителей "Народные традиции воспитании детей"
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.Трудовые традиции духовно...
Консультация для родителей "Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация предназначена родителям детей дошкольного возраста для приобщения к Нравственно-патриотическому воспитанию....
Консультация для воспитателей "Народные традиции в воспитании детей"
Консультация для воспитателей...