ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Погорская Татьяна Дмитриевна

ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priobshchenie_detey_k_iskusstvu.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                          Погорская Татьяна Дмитриевна

                                                         Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

                                                    Невского района г. Санкт-Петербурга

По мнению А.П. Усовой, маленьким детям ещё недоступно сознательное усвоение понятия Родины, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него. Такой благоприятной почвой и явится народное творчество во всём его многообразии. Русское народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
        Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры, и ее продолжателем.
        
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:

- формирование положительного отношения к окружающему миру;

- формирование положительных эмоций;

- развитие речи, внимания и мышления;

- обогащение словаря;

- формирование эстетических представлений;

- развитие первоначальных представлений о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо.
        Особой силой воспитательного воздействия в системе народной педагогики обладают традиции и обычаи. Многие обычаи и традиции способствовали нравственному воспитанию. Декоративно - прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности и его быту. Декоративно - прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре народов.

Приобщение ребенка к культуре помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. На протяжении всей жизни человек должен знакомиться с народной культурой своих предков.

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно - прикладным искусством, художественное слово.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

1. Вводить детей в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички, прибаутки.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм.

3. Вызывать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно - прикладного искусства, музыке.

Для реализации поставленных задач необходимы следующие условия:

1. Включение народного творчества в образовательный процесс: в совместной  образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями.

2. Наличие разнообразных видов театров (пальчиковые, перчаточные. Би-ба-бо, теневые театры, настольно-плоскостной театр, театр на фланелеграфе и др.), художественная литература: сказки,  песенки,  потешки, прибаутки с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоение содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Основной формой организации работы с детьми является непосредственная  образовательная деятельность, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Наиболее интересной формой работы по приобщению малышей к народной культуре является использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно - речевой деятельности, игровой, продуктивной.

Фольклор используется как на занятиях и во время игр, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и во время бодрящей гимнастики после сна.

Большую роль в  приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр дети учатся воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Помимо театрализованной деятельности важным фактором в приобщении детей к народной культуре выступает игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.  Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры.  

Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр - стимулируют интерес детей, усиливают их впечатления и переживания, обогащают художественное и эстетическое восприятие.

Как правило все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно - речевых занятиях используют предметно - манипулятивные действия с игрушками, игры - показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно представить без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу.

В психологии отмечается, что любой опыт (в нашем случае народные традиции) может быть усвоен двумя путями. Один из них — воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. В основе другого пути — творческая переработка, создание новых образов и действий. Это, по Л.С. Выготскому, путь творчества. Поэтому в технологии приобщения к истокам русской народной культуры выделяют компонент творческого развития.

Компонент творческого развития включает в себя игровую, познавательную, продуктивную деятельность. Ознакомление с фольклором, художественно-речевую и музыкальную деятельность. Продуктивная деятельность включает в себя рисование, лепку, конструирование, аппликацию.  
         Таким образом, приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, но и наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами декоративно - прикладного искусства.

Список литературы:

  1. Батурина, Т.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и мл. школьники): Пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М.: Шк. пресса, 2003. – 142 с.
  2. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. «КАРАПУЗ»,2009 10. Махлынева С. Д. Краткий курс по детской психологии. М. 2015
  3. Семухина А. Н., Лазюк Р. К. Приобщение дошкольников к русской народной культуре как первый шаг на пути познания современного мира // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 91-93.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к народной культуре детей младшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Вопрос приобщения детей к народному искусству остается актуальным и в наше время. На сегодняшний день очень важно, чтобы дети не только создавали произведения народного искусства, но и знали о его про...

Народные традиции в младшем дошкольном возрасте.

Формировать представление о кошке, как о домашнем животном....

Сценарий развлечения «Народная игрушка - русская матрешка» для детей младшего дошкольного возраста

Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры....

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Масленица.

Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.Задачи:- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;-...