Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка
«Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tsypysheva_n.n.docx | 55.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ Мулымская СОШ
Методическая разработка
«Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»
Разработал:
Цыпышева Н.Н.
01.03.2023г
Содержание
1.Актуальность………………………………………………………………3
2.Научно-теоретическое обоснование ……………………………… 4 3.Цели, задачи …………………………………………………………… 6
4.Концептуальные подходы………………………………………………..7
5.Развивающие функции……………………………………………………9
6.Модель социального партнерства……………………………………… 10
7.Этапы реализации разработки ………………………………………… 11
8.Формы реализации………………………………………………………..13
9.Заключение………………………………………………………………..18
10.Перспективный план работы на 2022-2023 уч. г……………………..19
11.Список использованных источников………………………………….24
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,
В которых воплощается Родина»
В.М. Сухомлинский
- Актуальность
Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народов Севера и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
- в законе Российской Федерации «Об образовании»;
- в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
- в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20011-2015 годы».
Принятый в 2013 г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования одними из своих принципов определяет:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
- Научно-теоретическое обоснование
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того, этно-художественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.
Интерес к декоративному и искусству народов ханты, манси - не просто дань уважения к культурным традициям или выражение абстрактного стремления к их сохранению (в чём они действительно нуждаются) в традиционном искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребёнка, его становление не только восприемником, но и субъектом-автором культуры.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определяться, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
- приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
- гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
- формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.
Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Таким образом, содержание методической разработки социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
- Цель разработки: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
- Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Ханты-мансийского округа (русского, хантов, манси и др.)
- Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
- Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды МКОУ.
- Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МКОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитанники-семья.
- Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, налаживать партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и угорской национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей
- Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МБДОУ.
Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в МКОУ и нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.
Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста.
4. Концептуальные подходы
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо-культурной среды и т.д..
Основу реализации разработки составили три концептуальных подхода:
Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность
Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению
Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить, как жили люди в древности, понять основы традиционного уклада и ценностей этнической культуры народов Севера.
Ребенок, шире и глубже знакомясь с жизнью и бытом народа ханты и манси, раскрывает в себе неиссякаемые возможности художественного творчества, формирует основы личностного роста.
5. Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:
- Образовательные: знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов ханты и манси;
- Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
- Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю, к коренным народам.
Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.
Метод реализации разработки:
Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.
Проектирование — это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.
Метод проектов способствует формированию следующих умений:
- анализировать ситуацию;
- обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
- предлагать пути её решения;
- работать в команде;
- давать экспертную оценку;
- выявить результативность;
- осуществить презентацию.
6. Модель социального партнерства выстраивается в нескольких направлениях:
- взаимодействие с семьями воспитанников
- взаимодействие с образовательными учреждениями
- взаимодействие с учреждениями культуры
- взаимодействие с местными органами самоуправления
- взаимодействия с учреждениями здравоохранения.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.
Так же, в контексте реализации сетевых взаимодействий, акцентируется внимание на расширении партнерских отношений пенсионерами и лицами пожилого возраста. Данная категория людей обладает большим жизненным опытом, и значительным часто недооцененным воспитательным потенциалом. Люди старшего поколения всегда считались верными хранителями нравственно-культурных традиций общества.
Старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, является хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, и исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема не только адаптации к новому статусу, но и переживание падения интенсивности уровня социальных коммуникаций. Эффективное решение данной проблемы кризиса пенсионной социализации можно найти во включении пенсионеров в активные социальные контакты с подрастающим поколением, в частности с детьми дошкольного возраста (5-7 лет).
7. Этапы реализации разработки
I этап подготовительный (организационный):
Задачи:
- Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дошкольного образования».
- Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений. (По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов
- Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.
- По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.
- Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.
- Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.
- Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.
- Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей МКОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.
II этап (Продуктивный)
Задач:
- Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
- Создание условий для успешного овладения детьми этно-национальной культуры средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
- Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.
- Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).
- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОО и в процессе взаимодействия с социумом).
- Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
III этап (заключительный):
Задач:
- Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МБДОУ за год.
- Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
- Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
- Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
- Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.
- Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.
- Формы реализации методической разработки. 1. Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Севера и истоками русской народной культуры в выбранных группах.
2.Организация работы по декоративному творчеству (вариативная программа «Край мой северный»).
3.Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: макет стойбища «Моя Югра», мини-музей «Стойбище», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
4.В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов во время экскурсий в этнографический музей г. Урай, встреч с мастерами народного творчества.
5.В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры народов Севера.
- Формы работы с детьми в процессе реализации разработки:
- Диагностирование детей (до начала работы над проектом и послеокончания);
- Тематические беседы;
- Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел;
- Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация,);
- Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителей, педагогов Изо и др.);
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, экспонатов;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, народных песен;
- Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (хантыйские сказки);
- Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, городе);
- Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
- Экскурсии;
- Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Использование народных игр, в том числе хороводов;
- Организация тематических вечеров;
- Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
- Формы работа с родителями по реализации разработки:
- Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
- Консультирование родителей;
- Участие в сборе предметов народного творчества коренных народов Севера;
- Беседы;
- Мастер — класс для родителей по изготовлению оберегов и амулетов Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
- Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
- Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
- Участие в тематическом вечере «Народные промыслы»;
- Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;
- Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
- Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
- Просмотр итоговой презентации.
- Формы работы с педагогами по реализации разработки:
- проведение консультаций;
- проведение мастер-классов, открытых занятий;
- встречи с народными мастерами;
- участие в семинарах-практикумах;
- методическое обеспечение педагогической работы;
- дидактическое обеспечение педагогической работы;
Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:
- Макет стойбища «Моя Югра»
Цель: создание представлений об образе жизни в суровых северных лесах народов Ханты и Манси, расположении стойбища, организации быта.
Формы организации: создание большого макета типового стойбища Хантов и Манси расположенного в суровых северных лесах, с наличием моделей основных объектов стойбища, самих жителей, оленей, животных и рыб являющихся средством пропитания народностей.
- Мини-музей «Чум-жилище ханты»
Цель: создание представлений об образе жизни народа ханты и манси, организации быта, убранстве русской избы.
Формы организации: создание мини-музея оформленного в стиле убранства русской народной избы, обязательно наличие типовых моделей: красного угла, печи, стола, лавки, самовара, посудной утвари, славянской мужской и женской одежды, элементы народного ДПИ и т.д.
- Условия организации развивающей среды в группе:
- наличие дидактических и развивающих игр;
- создание папок с силуэтным моделированием;
- разработка таблиц с элементами народных росписей;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
- наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.
13. Ожидаемые результаты и диагностика реализации разработки
- Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (югорский);
- Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
- Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
- умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства, а также фольклора угорских народов Севера;
- появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
- умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- Создана предметно – развивающая среда по этнокультурному образованию группах и в саду в целом.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
- Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Заключение
При реализации методической разработки подтверждается положение о том, что декоративно-прикладное искусство народов Севера- самобытный пласт этнокультуры- доступно для освоения детям старшего дошкольного возраста. Оно является источником творческого воображения, осмысленной моторики, эстетического вкуса ребёнка, способствует превращению этнокультурной традиции в «факт его личной биографии».
Анализируя работы, выполненные детьми экспериментальной группы, приходим к выводу, что в практике детских садов необходимо:
- учить детей некоторым традиционным способам изобразительной деятельности доступным для понимания и освоения детьми старшего дошкольного возраста.
- систематически знакомить детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, для чего организовать выставки произведений народных умельцев в детском саду, посещать центры народного творчества.
- способствовать овладению детьми исторически сложившимися средствами художественной выразительности, практическими навыками и умениями из области народного декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребёнка.
- развивать умение планировать последовательность выполняемых действий, формировать социально значимые мотивы отношения к труду
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе на 2022 - 2023 учебный год
Сентябрь
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1-2 неделя | Мониторинг | Определение первичного уровня знаний детей о Родине, о родном крае, родном городе. |
3 неделя | Моя улица (целевая прогулка) Рисование "Моя родная улица". Создание альбома "Улицы моего поселка" Работа по проекту "Что я знаю о своём поселке?": "История названия улиц поселка" | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
4 неделя | "Здравствуй, мой поселок Мулымья" Рисование "Любимый сердцу уголок" Рассматривание альбома, дополнение фотографий в альбом "Наш край» | Уточнить знания детей о родном городе. Продолжать знакомить детей с главными достопримечательностями родного города; развивать любознательность, интерес; воспитывать патриотические чувства. |
Октябрь
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 неделя | Беседа "Дом, в котором я живу". Составление альбома "Семьи наших воспитанников" Конструирование домов, фантазирование сказочного дома. Подвижная игра "Поймай оленя» | Закрепить знания детей о практических принципах функционирования семьи, неповторимой структуре семейных отношений. Воспитывать у детей эмпатию к родным и окружающим людям. Формировать интерес к малой родине. Воспитывать желание играть в народные игры ханты и манси. |
2 неделя | Знакомство детей национальными костюмами народов Севера. Рисование "Кукла в женском национальном костюме" "Кукла в мужском национальном костюме" П.Игра "Ворон на дубу" | Познакомить детей с национальным костюмом народов ханты и манси, стимулировать речь, развивать познавательный интерес. Учить изображать характерные особенности национального костюма. Воспитывать интерес к прошлому коренного народа Севера, воспитывать любовь к Родине. |
| ||
Ноябрь
Дата | Форма работы | Программные задачи |
1 Неделя | Знакомство с праздником "День народного единства". "Знаете ли вы?" Познавательный рассказ педагога о празднике народного единства. Лепка "Праздничный хоровод" П.Игра "Золотые ворота" | Расширять представления детей о государственных праздниках, вызвать интерес к истории своей страны. Воспитывать чувство единения с народами разных национальностей. Закрепить представления о праздниках, которые отмечают в России. Формировать уважительное отношение к своей родной стране, её красоте и богатству. |
2 Неделя | Символика России и ХМАО. Герб. Флаг. Гимн. Дид. игра "Узнай наш флаг (герб). Конструирование "Изготовление герба ХМАО". П.Игра "Кто быстрее соберёт флаг?" | Закрепить знания детей о символике России и округа, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. |
3 неделя | Мой край- многонациональная семья. Знакомство с пословицами, поговорками народов ханты и манси. П.игра "Цветы и ветерки" | Формировать представления детей о многонациональности северного края, его народах, традициях. Продолжать знакомить детей с легендами ханты и манси, с фольклором, народными играми. Развивать познавательный интерес к истории родного края, знание о его культурном наследии. Воспитывать у детей желание играть в хантыйские игры. |
Декабрь
Дата | Форма работы | Программные задачи |
1 неделя | Знакомство с этническими группами региона. Знакомство с хантыйскими музыкальными инструментами (санквылтап) Создание альбома "Мы такие разные" Рисование"Олени в упряжке". П.Игра"Похищение огня" | Обеспечить социальное развитие личности в гармонии с культурой других народов; систематизировать знания о своём регионе, этнических группах, населяющих его и особенностях их культуры; формировать культуру общения с представителями других национальностей и уважение их традициям.
|
2 неделя | Новогодние праздники на Руси. Знакомство с традицией встречи Нового года. Танцы народов Севера, фольклор. П.игра " Снежки" | Познакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение. Объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу. |
Январь
Дата | Формы работы | Программное содержание |
1-2 неделя | Каникулы | |
3 неделя | "Кто такие ханты?" Знакомство с коренным народом Севера, их традициями, костюмом. Рисование"Малица". Лепка игрушки "Олень, лайка" | Познакомить детей с культурой быта хантов и манси, познакомить с фольклором Чтение хантыйских сказок. Развивать познавательный интерес, помочь глубже понять быт, его специфичность и неоднородность. |
Февраль
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 неделя | Предметы прикладного искусства- народное творчество. П.Игра "Здравствуй, сосед!" | Знакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков. |
2 неделя | Хантыйский национальный костюм. Оформление альбома "Предметы быта и кухонной утвари народа ханты". Рисование "Орнамент национального костюма". П.Игра "Пастух". | Познакомить детей с национальным костюмом, вызвать желание передать его в своих рисунках. Продолжать знакомить детей с предметами быта и кухонной утварью армянского народа. Воспитывать уважительное отношение к культуре других наций, уважительное отношение к армянскому народу. |
Март
Дата | Формы работы | Программное содержание |
1 Неделя | "Сундучок из прошлого". Знакомство детей с предметами прикладного искусства народа ханты(обереги, амулеты, вышитые бисером предмты). | Дать детям возможность первого прикосновения в историю быта родного края, хантыйского народа. Вызвать интерес к традициям нашего культурного прошлого. Расширять представления детей о жизни и труде предков в прошлом. Дать возможность сравнить предметы современности с предметами прошлого. Помочь увидеть красоту и неповторимость изделий. Воспитывать любовь и интерес к декоративно- прикладному искусству предков. |
2 Неделя | Легенды о Северном крае. "Родной свой край люби и знай» Чтение художественной литературы | Познакомить детей с серией легенд о мифических животных северного края, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову. |
Апрель
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 Неделя | Русь святая и великая. Комплексное занятие «Медвежьи игрища» | Рассказать детям о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке. Донести до детей через стихи, музыку художественную ценность духовной культуры, величие Руси. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей. |
2 неделя | "Весенние посиделки " Фольклорный праздник «Вороний день» | Знакомить детей со старинной жизнью. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, коренного народа, к традициям и заповедям народа ханты. Воспитывать такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. |
Май
Дата | Форма работы | Программное содержание |
1 неделя | "День Победы" Цикл бесед "Мои земляки - герои ВОВ" Тематическое занятие к празднику Победы в ВОВ. Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о Дне Победы. Возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата. | Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать чувства патриотизма. |
2 неделя | Диагностика | Обобщить и закрепить знания детей о северном крае, его месторасположении на карте, растительном и животном мире края, памятниках архитектуры и искусства, предприятиях . Воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность , интерес, желание заботиться о процветании родного края Украшать орнаментом образцы одежды. |
Список использованной литературы
- Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А. П. .Аверьянова. - М.: Мозаика – Синтез, 2015. - 240 с.
- Алексахин, Н. Н. Голубая сказка [Текст] / Н. Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2016. - 120 с.
- Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: УЦ Перспектива, 2015. - 145 с.
- Буре, Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2014. - 86 с
- Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / А. А. Грибовская. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 220 с.
- Клиенов, А. П. Народные промыслы [Текст] / А. П. Клиенов. - М.: Белый город, 2016. - 180 с.
- Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.
- 214 с.
- Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ [Текст] / Г.А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2013. - 180 с.
- Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание [Текст]/ С. А. Козлова. - М.: АРКТИ, 2014. – №9. – С. 12-20.
- Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников [Текст]/ Т. С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 196 с.
- Корчаловская, Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников [Текст]/ Н. В. Корчаловская. - М.: Феникс, 2013. - 180 с.
- Мещ, В.А. Здравствуй Югра [Текст]/ В.А. Мещ. - М.: Полиграфист, 2015.
- 168 с.
- Разина, Т. М. Русское народное творчество [Текст]/ Т. М. Разина. - М.: Полиграфист, 2014. - 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...
Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....
Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...
«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»
Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности» ...
Доклад: «Знакомство детей дошкольного возраста с прикладным искусством народов Севера»
Земля бескрайняя, озера синие, Сугробы белые, кругом леса – Моя Якутия, моя Якутия, Моя Республика Саха!Качаев В....