Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка

«Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tsypysheva_n.n.docx55.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ Мулымская СОШ

                                   Методическая разработка

«Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»

                                                                                                          Разработал:

                                                                                                         Цыпышева Н.Н.

                                                                                                 

01.03.2023г

                                                 

                                              Содержание

1.Актуальность………………………………………………………………3

2.Научно-теоретическое обоснование ………………………………        4        3.Цели, задачи ……………………………………………………………   6

4.Концептуальные подходы………………………………………………..7

5.Развивающие функции……………………………………………………9

6.Модель социального партнерства……………………………………… 10

7.Этапы реализации разработки ………………………………………… 11

8.Формы реализации………………………………………………………..13

9.Заключение………………………………………………………………..18

10.Перспективный план работы на 2022-2023 уч. г……………………..19

11.Список использованных источников………………………………….24

                                                                                                                                   

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,
В которых воплощается Родина»
В.М. Сухомлинский

  1. Актуальность

       Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народов Севера и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • в законе Российской Федерации «Об образовании»;
  • в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
  • в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20011-2015 годы».

Принятый в 2013 г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования одними из своих принципов определяет:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это:                                    объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

        Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

        Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

  1. Научно-теоретическое обоснование

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

 Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того, этно-художественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

      Интерес к декоративному и искусству народов ханты, манси - не просто дань уважения к культурным традициям или выражение абстрактного стремления к их сохранению (в чём они действительно нуждаются) в традиционном искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребёнка, его становление не только восприемником, но и субъектом-автором культуры.

        Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

        Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определяться, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

  • приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
  • гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
  • формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.

Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Таким образом, содержание методической разработки социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

  1. Цель разработки: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Ханты-мансийского округа (русского, хантов, манси и др.)
  2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
  3. Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
  4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды МКОУ.
  5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МКОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитанники-семья.
  6. Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, налаживать партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и угорской национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей
  7. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МБДОУ.

Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в МКОУ и нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста.

4. Концептуальные подходы

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо-культурной среды и т.д..

Основу реализации разработки составили три концептуальных подхода:

Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить, как жили люди в древности, понять основы традиционного уклада и ценностей этнической культуры народов Севера.

Ребенок, шире и глубже знакомясь с жизнью и бытом народа ханты и манси, раскрывает в себе неиссякаемые возможности художественного творчества, формирует основы личностного роста.

5. Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

  1. Образовательные: знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов ханты и манси;
  2. Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
  3. Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю, к коренным народам.

Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.

Метод реализации разработки:

Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.

Проектирование — это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектов способствует формированию следующих умений:

  • анализировать ситуацию;
  • обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
  • предлагать пути её решения;
  • работать в команде;
  • давать экспертную оценку;
  • выявить результативность;
  • осуществить презентацию.

6. Модель социального партнерства выстраивается в нескольких направлениях:

  • взаимодействие с семьями воспитанников
  • взаимодействие с образовательными учреждениями
  • взаимодействие с учреждениями культуры
  • взаимодействие с местными органами самоуправления
  • взаимодействия с учреждениями здравоохранения.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.

        Так же,  в контексте реализации сетевых взаимодействий, акцентируется внимание на расширении партнерских отношений пенсионерами и лицами пожилого возраста. Данная категория людей обладает большим жизненным опытом, и значительным часто недооцененным воспитательным потенциалом. Люди старшего поколения всегда считались верными хранителями нравственно-культурных традиций общества.

Старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, является хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, и исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема не только адаптации к новому статусу, но и переживание падения интенсивности уровня социальных коммуникаций. Эффективное решение данной проблемы кризиса пенсионной социализации можно найти во включении пенсионеров в активные социальные контакты с подрастающим поколением, в частности с детьми дошкольного возраста (5-7 лет).

7. Этапы реализации разработки

I этап подготовительный (организационный):

Задачи:

  1. Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дошкольного образования».
  2. Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений. (По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов
  3. Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.
  4. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.
  5. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.
  6. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.
  7. Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.
  8. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей МКОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (Продуктивный)

Задач:

  1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
  2. Создание условий для успешного овладения детьми этно-национальной культуры средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
  3. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.
  4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).
  5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
  7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОО и в процессе взаимодействия с социумом).
  8. Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

III этап (заключительный):

Задач:

  1. Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МБДОУ за год.
  2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
  3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
  4. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
  5. Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.
  6. Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.
  7. Формы реализации методической разработки.                                               1. Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Севера и истоками русской народной культуры в выбранных группах.

2.Организация  работы по декоративному творчеству (вариативная программа «Край мой северный»).

3.Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: макет стойбища «Моя Югра», мини-музей «Стойбище», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.

4.В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов во время экскурсий в этнографический музей г. Урай, встреч с мастерами народного творчества.

5.В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры народов Севера.

  1. Формы работы с детьми в процессе реализации разработки:
  • Диагностирование детей (до начала работы над проектом и послеокончания);
  • Тематические беседы;
  • Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел;
  • Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация,);
  • Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителей, педагогов Изо и др.);
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, экспонатов;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, народных песен;
  • Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (хантыйские сказки);
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, городе);
  • Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
  • Экскурсии;
  • Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов;
  • Организация тематических вечеров;
  • Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
  1. Формы работа с родителями по реализации разработки:
  • Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
  • Консультирование родителей;
  • Участие в сборе предметов народного творчества коренных народов Севера;
  • Беседы;
  • Мастер — класс для родителей по изготовлению оберегов и амулетов Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
  • Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
  • Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
  • Участие в тематическом вечере «Народные промыслы»;
  • Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;
  • Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
  • Просмотр итоговой презентации.
  1. Формы работы с педагогами по реализации разработки:
  • проведение консультаций;
  • проведение мастер-классов, открытых занятий;
  • встречи с народными мастерами;
  • участие в семинарах-практикумах;
  • методическое обеспечение педагогической работы;
  • дидактическое обеспечение педагогической работы;

Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:

  • Макет стойбища «Моя Югра»

Цель: создание представлений об образе жизни в суровых северных лесах народов Ханты и Манси, расположении стойбища, организации быта.

Формы организации: создание большого макета типового стойбища Хантов и Манси расположенного в суровых северных лесах, с наличием моделей основных объектов стойбища, самих жителей, оленей, животных и рыб являющихся средством пропитания народностей.

  • Мини-музей «Чум-жилище ханты»

Цель: создание представлений об образе жизни народа ханты и манси, организации быта, убранстве русской избы.

Формы организации: создание мини-музея оформленного в стиле убранства русской народной избы, обязательно наличие типовых моделей: красного угла, печи, стола, лавки, самовара, посудной утвари, славянской мужской и женской одежды, элементы народного ДПИ и т.д.

  1. Условия организации развивающей среды в группе:
  • наличие дидактических и развивающих игр;
  • создание папок с силуэтным моделированием;
  • разработка таблиц с элементами народных росписей;
  • создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
  • наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.

13. Ожидаемые результаты и диагностика реализации разработки

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (югорский);
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
  • умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства, а также фольклора угорских народов Севера;
  • появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
  • умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
  • Создана предметно – развивающая среда по этнокультурному образованию группах и в саду в целом.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

  1. Методы диагностики:
  • собеседование с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

                                  Заключение

При реализации методической разработки подтверждается положение о том, что декоративно-прикладное искусство народов Севера- самобытный пласт этнокультуры- доступно для освоения детям старшего дошкольного возраста. Оно является источником творческого воображения, осмысленной моторики, эстетического вкуса ребёнка, способствует превращению этнокультурной традиции в «факт его личной биографии».

 Анализируя работы, выполненные детьми экспериментальной группы, приходим к выводу, что в практике детских садов необходимо:

- учить детей некоторым традиционным способам изобразительной деятельности доступным для понимания и освоения детьми старшего дошкольного возраста.

- систематически знакомить детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, для чего организовать выставки произведений народных умельцев в детском саду, посещать центры народного творчества.

- способствовать овладению детьми исторически сложившимися средствами художественной выразительности, практическими навыками и умениями из области народного декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребёнка.

- развивать умение планировать последовательность выполняемых действий, формировать социально значимые мотивы отношения к труду


Перспективный план работы в подготовительной к школе группе на 2022 - 2023 учебный год

Сентябрь

Дата

Форма работы

Программное содержание

1-2 неделя

Мониторинг

Определение первичного уровня знаний детей о Родине, о родном крае, родном городе.

3 неделя

Моя улица

(целевая прогулка)

Рисование "Моя родная улица".

Создание альбома "Улицы моего поселка"

Работа по проекту "Что я знаю о своём поселке?": "История названия улиц поселка"

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

4 неделя

"Здравствуй, мой поселок Мулымья"

Рисование "Любимый сердцу уголок"

Рассматривание альбома, дополнение фотографий в альбом "Наш край»

Уточнить знания детей о родном городе. Продолжать знакомить детей с главными достопримечательностями родного города; развивать любознательность, интерес; воспитывать патриотические чувства.

Октябрь

Дата

Форма работы

Программное содержание

     1 неделя

Беседа

"Дом, в котором я живу".

Составление альбома "Семьи наших воспитанников"

Конструирование домов, фантазирование сказочного дома.

Подвижная игра

"Поймай оленя»

Закрепить знания детей о практических принципах функционирования семьи, неповторимой структуре семейных отношений. Воспитывать у детей эмпатию к родным и окружающим людям. Формировать интерес к малой родине.

Воспитывать желание играть в народные игры ханты и манси.

     2

неделя

Знакомство детей национальными костюмами народов Севера.

Рисование "Кукла в женском национальном костюме"

"Кукла в мужском национальном костюме"

П.Игра "Ворон на дубу"

Познакомить детей с национальным костюмом народов ханты и манси, стимулировать речь, развивать познавательный интерес.

Учить изображать характерные особенности национального костюма. Воспитывать интерес к прошлому коренного народа Севера, воспитывать любовь к Родине.

 

Ноябрь

Дата

    Форма работы

    Программные задачи

       1

Неделя

Знакомство с праздником "День народного единства".

"Знаете ли вы?" Познавательный рассказ педагога о празднике народного единства.

Лепка "Праздничный хоровод"

П.Игра "Золотые ворота"

Расширять представления детей о государственных праздниках, вызвать интерес к истории своей страны.

Воспитывать чувство единения с народами разных национальностей.

Закрепить представления о праздниках, которые отмечают в России.

Формировать уважительное отношение к своей родной стране, её красоте и богатству.

      2

Неделя

Символика России и ХМАО.

Герб. Флаг. Гимн.

Дид. игра "Узнай наш флаг (герб).

Конструирование "Изготовление герба ХМАО".

П.Игра "Кто быстрее соберёт флаг?"

Закрепить знания детей о символике России и округа, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

     3

неделя

Мой край- многонациональная семья.

Знакомство с пословицами, поговорками народов ханты и манси.              П.игра "Цветы и ветерки"

Формировать представления детей о многонациональности северного края, его народах, традициях. Продолжать знакомить детей с легендами ханты и манси, с фольклором, народными играми.

Развивать познавательный интерес к истории родного края, знание о его культурном наследии.

Воспитывать у детей желание играть в хантыйские игры.

 

Декабрь

Дата

Форма работы

Программные задачи

       1 неделя

Знакомство с этническими группами региона.

Знакомство с хантыйскими музыкальными инструментами

(санквылтап)

Создание альбома "Мы такие разные"

Рисование"Олени в упряжке".

П.Игра"Похищение огня"

Обеспечить социальное развитие личности в гармонии с культурой других народов; систематизировать знания о своём регионе, этнических группах, населяющих его и особенностях их культуры; формировать культуру общения с представителями других национальностей и

уважение их традициям.

 

       2

   неделя

Новогодние праздники на Руси. Знакомство с традицией встречи Нового года. Танцы народов Севера, фольклор.

П.игра " Снежки"

Познакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение. Объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.

                                                               

       

                                                 Январь

Дата

Формы работы

Программное содержание

  1-2

неделя    

Каникулы

      3

неделя

"Кто такие ханты?"

Знакомство с коренным народом Севера, их традициями, костюмом.

Рисование"Малица".

Лепка игрушки "Олень, лайка"

Познакомить детей с культурой быта хантов и манси, познакомить с фольклором Чтение хантыйских сказок.

Развивать познавательный интерес, помочь глубже понять быт, его специфичность и неоднородность.

Февраль

Дата

Форма работы

Программное содержание

      1

неделя

Предметы прикладного искусства- народное творчество.

П.Игра "Здравствуй, сосед!"

Знакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков.

       2

неделя

Хантыйский национальный костюм.

Оформление альбома "Предметы быта и кухонной утвари народа ханты".

Рисование "Орнамент национального костюма".

П.Игра "Пастух".

Познакомить детей с национальным костюмом, вызвать желание передать его в своих рисунках. Продолжать знакомить детей с предметами быта и кухонной утварью армянского народа. Воспитывать уважительное отношение к культуре других наций, уважительное отношение к армянскому народу.

Март

Дата

Формы работы

Программное содержание

       1

Неделя

"Сундучок из прошлого".

Знакомство детей с предметами прикладного искусства народа ханты(обереги, амулеты, вышитые бисером предмты).

Дать детям возможность первого прикосновения в историю быта родного края, хантыйского народа.

Вызвать интерес к традициям нашего культурного прошлого. Расширять представления детей о жизни и труде предков в прошлом. Дать возможность сравнить предметы современности с предметами прошлого. Помочь увидеть красоту и неповторимость изделий. Воспитывать любовь и интерес к декоративно- прикладному искусству предков.

       2

Неделя

Легенды о Северном крае.

"Родной свой край люби и знай»

Чтение художественной литературы

Познакомить детей с серией легенд о мифических животных северного края, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края.

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

                                                             

                                                   Апрель

Дата

Форма работы

Программное содержание

       1

Неделя

Русь святая и великая.

Комплексное занятие

«Медвежьи игрища»

Рассказать детям о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке. Донести до детей через стихи, музыку художественную ценность духовной культуры, величие Руси. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей.

       2

неделя

"Весенние посиделки "

Фольклорный праздник «Вороний день»

Знакомить детей со старинной жизнью. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, коренного народа, к традициям и заповедям народа ханты. Воспитывать такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

                                                         Май

Дата

Форма работы

Программное содержание

       1

неделя

"День Победы"

Цикл бесед "Мои земляки - герои ВОВ"

Тематическое занятие к празднику Победы в ВОВ.

Конкурс чтецов на лучшее  стихотворение о Дне Победы.

Возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата.

Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать чувства патриотизма.

      2

неделя

Диагностика

Обобщить и закрепить знания детей о  северном крае, его месторасположении на карте, растительном и животном мире края, памятниках архитектуры и искусства, предприятиях . Воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность , интерес, желание заботиться о процветании родного края Украшать орнаментом образцы одежды.

                                Список использованной литературы

  1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А. П. .Аверьянова. - М.: Мозаика – Синтез, 2015. - 240 с.
  2. Алексахин, Н. Н. Голубая сказка [Текст] / Н. Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2016. - 120 с.
  3. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: УЦ Перспектива, 2015. - 145 с.
  4. Буре, Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] /              Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2014. - 86 с
  5. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников [Текст] /               А. А. Грибовская. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 220 с.
  6. Клиенов, А. П. Народные промыслы [Текст] /  А. П.   Клиенов. - М.: Белый город, 2016. - 180 с.
  7. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] /  О. Л. Князева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

- 214 с.

  1. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ [Текст] / Г.А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2013. - 180 с.
  2. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание [Текст]/ С. А.  Козлова. - М.: АРКТИ, 2014. – №9. – С. 12-20.
  3. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников [Текст]/  Т. С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 196 с.
  4. Корчаловская, Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников [Текст]/ Н. В.  Корчаловская. - М.: Феникс, 2013. - 180 с.
  5. Мещ, В.А. Здравствуй Югра [Текст]/ В.А.  Мещ. - М.: Полиграфист, 2015.

- 168 с.

  1. Разина, Т. М. Русское народное творчество [Текст]/ Т. М. Разина. - М.: Полиграфист, 2014. - 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»

Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»          ...

Доклад: «Знакомство детей дошкольного возраста с прикладным искусством народов Севера»

Земля бескрайняя, озера синие, Сугробы белые, кругом леса – Моя Якутия, моя Якутия, Моя Республика Саха!Качаев В....