Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
консультация (старшая группа) на тему
Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по социальной политике
городского округа Саранск
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №16»
Круглый стол
Выступление на тему:
«Приобщение детей дошкольного
возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры»
Подготовила:
Игошина Л.В.
Саранск, 2016
Мир детства не может быть без игры. Ведь детство – самое беззаботное и безмятежное время для человека. Всё свободное время дети играют. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В игре развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, умение управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей. И не будут исключением старые, так называемые, «дворовые игры».
Веселые подвижные игры — это наше детство! Кто не помнит загадочных пряток, ловишек, салочек? Нет имени автора , даты и места создания этих игр. Эти игры, как легенды, былины, сказки и песни созданы народом! Содержание многих игр не меняется на протяжении веков и несет в себе лучшие национальные традиции.
По мнению А.П.Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Веселье, удальство, ловкость, состязание — вот основные характеристики народных игр.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка- дошкольника.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными и веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески использует игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Прошли годы, века, и игры постепенно ушли из дворов и из деятельности детей. Теперь у наших детей появились другие ценности: телевизор, компьютер, развивающие кружки и секции. Да, мир изменился, изменились интересы. Многие из дворовых игр, в которые мы играли в детстве, сейчас позабыты. Но давайте не будем терять нити, связывающие нас с историей и богатством родной культуры.
Названия и правила народных игр часто были различны в разных областях России, но всегда в них было общее — это желание одержать победу, единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.
Народные подвижные игры развивают ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.
Д. С. Лихачёв писал: «Народ не должен терять своего нравственного авторитета, не должен забывать о своём культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи...»
Народные игры неоценимы в педагогическом отношении, в их влиянии на воспитание характера, воли, нравственных чувств, они укрепляют ребенка физически, создают определенный духовный настрой, формируют интерес к народному творчеству.
Народное творчество во всем его многообразии является благоприятной почвой для основ патриотического воспитания дошкольников, оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
.
Литература
1. О. Л.Князева, М. Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л.С. Куприна, Т. А.Бударина, О. А.Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. К.Ю.Белая, В.М.Сотникова. Разноцветные игры. – М: «Линка-Пресс»,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....
Сообщение по теме: Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России Из опыта работы
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образоват...
Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям (театру, музыке, живописи) через разные виды деятельности
В 2018-19 учебном году в нашем саду была проведена большая работа направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников.Было проведено много мероприятий и проектов. Получая знания об...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
Формировать у детей первоначальные представления о культуре и культурном наследии нашей страны, воспитывать восхищение результатами творчества своего народа...
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»...
Родительское собрание на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
Целью родительского собрания является-ознакомить родителей, как приобщить детей к культурным ценностям, на примере русской, удмуртской культуры....
«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи....