Доклад: «Знакомство детей дошкольного возраста с прикладным искусством народов Севера»
методическая разработка
Земля бескрайняя, озера синие,
Сугробы белые, кругом леса –
Моя Якутия, моя Якутия,
Моя Республика Саха!
Качаев В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_yakutiya.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 «Полянка» Нерюнгринского района г.Нерюнгри
Сообщение
Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с прикладным искусством народов Севера»
Воспитатель: Кушматова Л.А.
г. Нерюнгри
Земля бескрайняя, озера синие,
Сугробы белые, кругом леса –
Моя Якутия, моя Якутия,
Моя Республика Саха!
Качаев В.
Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.
«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы». Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.
Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Севера, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.
Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм, мотивов. Оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративного искусства.
Связь с бытом и трудом определяет особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лён, шерсть, мех, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.
Необходимо сформировать у детей представление о том, что наша страна многонациональна, и каждый народ имеет свой язык, свои песни, сказки, о других народах нашей страны. Эта задача должна решаться с младших групп детского сада, со знакомства детей с родным краем — Якутией, с искусством народов Севера.
Декоративно-прикладное искусство — древняя, самобытная область изобразительного творчества якутского народа.
В детском саду мы должны знакомить детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства. Во всех группах необходимо создать уголки прикладного искусства Якутии, где сосредотачиваются различные виды утвари - это чороны, кытыйа - чаши из дерева; ыагайа, ыагас - туеса из бересты; игрушки из тальника, музыкальные инструменты - хомус, тюнюр; изделия из меха, украшенные бисером, малая скульптура, значки о Якутии, макеты, отображающие быт народов Севера, национальные игры.
Возможно знакомство детей также и с таким искусным занятием народов Севера, как шитьё бисером. Воспитатели могут предложить для рассматривания альбомы с национальными узорами для унтов, рукавиц, сумочек, кошельков.
Ювелирное дело занимало особое место. В традиционном понимании ювелирными называли изделия, изготовленные из серебра и золота. В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения женского наряда. Серебряный декор применялся и в мужской одежде. Якуты, как древние коневоды, уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня. Декорировке серебром или цветными металлами подвергалась почти вся конская сбруя.
Сравнительно позднее якутские ювелиры освоили и изготовление различной посуды, личных вещей. Делятся ювелирные изделия на три вида:
1) Украшения и предметы личного обихода — серьги, якутские серьги — бусиные, колечки, с подвесками; шейное ожерелье, браслеты, косоплетка для украшения волос, наспинное украшение, нагрудное украшение, начельник — бастынга, серебряная бляха — солнце, нарядный пояс — мужской и женский, ухочистка, щипчики, сумочка с серебряными бляшками, украшение ножен, рукоятки ножей и опахал, гребёнки.
2) Посуда и убранство стола: ложки, вилки, чайники, сахарницы, украшенные орнаментом. Деревянная посуда украшалась ободами и подвесками из серебра и меди.
3) Украшение конской сбруи.
Особое место среди всех видов декоративного искусства народов Севера занимает художественная резьба по кости. На Севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонта. Мамонтовая кость является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке.
Большую роль в системе ознакомления детей с народным прикладным творчеством народов Севера играет кукла. В детском саду должно быть много кукол в национальных костюмах. Костюмы кукол разнообразные: летняя праздничная, современная якутская и меховая зимняя одежда.
Таким образом, мы видим, что в народном творчестве народов Севера заключён богатейший воспитательный материал для знакомства с родным краем. Используя этот материал, мы должны показать ребёнку широкий мир деятельности народов Севера, раскрываем его жизнь в новых для него чертах и образах.
Знакомство с национальным прикладным искусством ведётся на основе наглядности: при подготовке наглядных пособий необходимо ставить перед собою и решать задачу полнее и разнообразнее отобразить черты народного искусства народов Севера. Наряду с народными образцами, используются фотографии, зарисовки, стенды, выполненные в различных вариантах.
Сочетание методов, перечисленных выше, воспитывает у детей интерес к искусству народов Севера, способствует закреплению знаний о родном крае и применению этих знаний на занятиях по рисованию, аппликации и в самостоятельной деятельности, тем самым развитию у детей художественного вкуса, творчества. Они становятся любознательнее, учатся видеть красивое в природе и быту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»
Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...
презентация Знакомство детей дошкольного возраста с художественно-прикладным искусствомФилимоновская игрушка
старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века....
Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством
Статья посвящена проблеме приобщения детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям посредством декоративно - прикладного искусства, народных традиций....
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»...
«Ознакомление с историей и прикладным искусством народов севера в старших группах детского сада» из опыта работы воспитателя
19 марта в республике Саха (Якутия) отмечался День Арктики. Праздник учрежден Указом Главы РС(Я) с целью поддержки и развития арктических районов Якутии. К...