"Сердцу милый край"
материал
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка является одной из сложных педагогических задач является. Данная проблема имеет общественный характер, и является одной из государственных задач.
На данный момент перед всеми образовательными учреждениями стоит такая задача как: формирование с раннего возраста основы культуры личности: уважение к старшему поколению, своей Родине, краю, культурным ценностям, обычаям и традициям.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.
Основная идея опыта заключается в том, чтобы стать культурной личностью, ребенок должен быть всесторонне развитым: как часть природы, как член семьи, как житель города, как гражданин, как житель Земли, как частица мироздания. Не менее важны для детей знания о своем городе, родном крае, о стране в которой он живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt_kamodina_o._i.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Саранск
«Детский сад № 85 комбинированного вида»
педагогический опыт работы
Тема опыта: «Сердцу милый край».
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка является одной из сложных педагогических задач является. Данная проблема имеет общественный характер, и является одной из государственных задач.
На данный момент перед всеми образовательными учреждениями стоит такая задача как: формирование с раннего возраста основы культуры личности: уважение к старшему поколению, своей Родине, краю, культурным ценностям, обычаям и традициям.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.
Основная идея опыта заключается в том, чтобы стать культурной личностью, ребенок должен быть всесторонне развитым: как часть природы, как член семьи, как житель города, как гражданин, как житель Земли, как частица мироздания. Не менее важны для детей знания о своем городе, родном крае, о стране в которой он живет.
Цель: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приобщение к культурным традициям, к природе, фольклору, литературному наследию.
Задачи:
- дать детям знания о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты (их польза и вред), экологическая ситуация.
- познакомить с культурой края, творчеством художников, скульпторов и их произведениями.
- воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
- способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.
- воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
Новизна, творческие находки автора.
Научная новизна данного педагогического опыта заключается в том, что мы знакомим дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом мордвы; охватываем литературный, фольклорный, исторический материал; формируем личность для успешной социализации; способствуем обогащёнию духовной среды и становление ребенка как личности.
Технология опыта.
Познавательный интерес к родному краю у детей содержит направления.
1. Нравственно-патриотическое воспитание.
2. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, развитие у них чувства ответственности перед природой.
3. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества.
4. Взаимодействие с родителями. Проведение выставок, поделок и рисунков с участием родителей на тему «Моя дружная семья», «Мама – самая лучшая» и т.д., проведение соревнований, состязаний, праздников и утренников, совместный труд на участке, участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.
Для успешной работы во всех направлениях используются следующие методы:
- экскурсии в музеи, картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия;
чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
− рассматривание книг, картин, и открыток о родном крае;
− организация наблюдений за природой;
− просмотр слайдов;
− оформление альбома на заданную тему;
− праздники, концерты, вечера дружбы;
− рассматривание изделий народного прикладного творчества;
− изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
− беседы и разговоры с детьми.
Результативность опыта.
Результатом проделанной работы можно считать воспитание у детей любви и гордости за родной край, расширение и обогащение знаний у детей об окружающем мире, и использование накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
Доступность (возможность воспроизведения в других условиях и трудности освоения опыта).
Я думаю, что работу по воспитанию нравственно – патриотических чувств может провести любой педагог дошкольного учреждения. Родителям и другим участникам образовательного процесса так же могут быть полезны многие рекомендации.
Трудности заключались в что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт предполагает определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.
Перспективы применения опыта в массовой практике.
Обобщение собственного педагогического опыта реализую через выступления на семинарах, конференциях, провожу открытые занятия.
Данный опыт работы может быть полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей.
В заключении хотелось бы сказать, что начинать работу по патриотическому воспитанию нужно и важно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви, к своей малой Родине, к своему Отечеству.
Список литературы:
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В.Алешина.- М.:ЦГЛ,2005.
2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа / Н.В.Алешина.- М., 2003.
3.Аронов А. Воспитываем патриотизм. / А.Аронов.- Дошкольное воспитание, 1988.- №2.-10-13с.
4.Атоева И. Патриотическое воспитание / И. Атоева.- Ребенок в детском саду.- 2001.-№5-18с.
5.Воспитание нравственных чувств у дошкольников. /(Под ред. А.М. Виноградовой).-М.,1988.
6.Герб, флаг и гимн России: Изучение гос. Символов Рос. Федерации в школе: метод. рекомендации / сост. М.К. Антошин.-М.: Айрис-пресс, 2003.
7.Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.Данилина.- Дошкольное воспитание, 2000.- №1.- 41-48с.
8. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
9. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004
10. Рыболова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / И. Рыболова.- Дошкольное воспитание, 2003.- №6.- 45-46 с.
11. Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников./ 28. Н.Султанова, Н.Цилько.- Дошкольное воспитание, 2004.- №5.- 7-14 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Познание" (экология) Тема: "Сердцу милый уголок", подготовительная к школе группа.
Нод. Познание. В данном материале дети знакомятся с жемчужиной марийского края - заповедником "Большая Кокшага, его представителями флоры и фауны....
Паспорт проекта "Сердцу милая станица"
Детско-взрослый познавательный долгосрочный проект о станице Стародеревянковская....
"Нет деревца сердцу милей"
С самых ранних лет, совершенствуя речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях, необходимо воспитывать любовь и бережное отношение к природе; прививать любовь к истокам русской народно...
"милый сердцу отчий край"
Сценарий, посвященный юбилею родного поселка....
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. «Тамбовский край, мой милый край».
Цели: расширить знания детей об истории родного края, о государственных символах области....
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....
Конспект занятия познавательное старше - подготовительная группа «Озинки – сердцу милый край»
Тема: «Озинки - сердцу милый край»...