Проект по краеведению "Калязин-край, где все так сердцу мило".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/i/SJsqFER2LYUGJQ | 452.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ГООШ ГРУППА ПРЕДШКОЛЬНОГО (СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА
Подготовила
Воспитатель группы предшкольного
(старшего дошкольного) возраста
Данилова Ирина Николаевна
Калязин
2018
Любовь к Отчизне начинается
с любви к своей малой Родине –
месту, где человек родился.
В.А. Сухомлинский
- Актуальность проекта
Одной из наиболее важных проблем нашего государства становится нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Актуальность этой проблемы в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года. Нравственно-патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. В детские годы формируются основные качества человека.
Судьба нашей страны и ее завтрашний день во многом зависят от того, какие качества мы сможем воспитать в тех, кто определяет будущее России. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Патриотическое чувство, желание найти своё место в родном городе не возникают у людей сами по себе. К сожалению, молодёжь, получая образование в Твери, Москве, Дубне, Ярославле и других крупных городах, не спешит возвращаться в Калязин. А ведь родной город остро испытывает недостаток квалифицированных кадров.
Патриотическое чувство - это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности — нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события.
Работая в группе, наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Проведя диагностическую беседу с детьми, я убедилась в том, что у детей имеются поверхностные представления об истории родного города (Приложение 1).
2.Цель, задачи, гипотеза и ожидаемые результаты
Цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству, воспитание уважения к символике страны, города, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу.
Задачи проекта:
- Формирование системы знаний о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Закрепление имеющихся знаний о знакомых улицах, местонахождении дома, детского сада, путей следования от дома до детского сада.
- Познакомить с именами тех людей, которые основали и прославили город.
- Расширить знания детей о флоре и фауне города и Калязинского района.
- Познакомить детей с рекой Волгой, её расположением на карте, уникальностью.
- Познакомить с творчеством поэтов и художников.
- Познакомить с народными промыслами города Калязина.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Создать условия для формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Гипотеза: если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, то начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, испытывать любовь и привязанность к родному дому и городу, гордиться своимиземляками, их достижениями, научатся любоваться природой, бережно относиться к ней.
Новизна проекта заключается в создании и реализации новой комплексной формы организации деятельности группы. Образовательная и совместная деятельность строится с учетом ФГТ. В работе с детьми мы используем современные образовательные технологии, мультимедийное оборудование, видеокамеру, фотоаппарат.
Образовательная область: ознакомление с историческим и культурным наследием родного края.
Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный.
Продолжительность проекта: 1 год.
Сроки реализации проекта: сентябрь2012 – май 2013 года.
Участники проекта:
- воспитатель;
- дети предшкольного (старшего дошкольного) возраста (далее - группа).
- родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать и называть
- свой город;
- предприятия родного города и их значимость;
- символику города, достопримечательности;
- улицы города;
- климатические условия, флору и фауну;
- народные промыслы.
Дети научатся ориентироваться по карте-схеме города.
У воспитанников будет формироваться чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
Основные формы реализации проекта: экскурсии, занятия, конкурсы, игры, мини-выставки, праздники, консультации для родителей, досуговые мероприятия.
3.Обеспечение проектной деятельности
Методическое обеспечение:
- Программа «Радуга» /По ред. Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик - М.: «Просвещение»,1997г.
- Программа «Из детства - в отрочество»/Под ред. Т.Н. Дороновой,
Л.Г. Голубевой, Н.А. Гордовой. - М.: «Просвещение», 2005г.
- Доронова Т.Н. Изодеятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М: «Просвещение», 2006г.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. - М: «ТЦ Сфера», 2004г.
- Казакова Р.Г. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста. - М: ТЦ Сфера, 2004г.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. - М: ТЦ Сфера, 2005г.
- Тимощук Л.Е., Гризик Т.И. Развитие речи детей. - М: Просвещение, 2005г.
- Доронова Т.Н, Гризик Т.И. На пороге школы» - М.: Просвещение, 2002г.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М: Просвещение, 2004г.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- историческая литература;
- произведения русского народного творчества;
- наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- разные виды бросового материала;
- изобразительный материал для продуктивной деятельности;
- дидактические игры;
- фотоаппарат, мультимедийное оборудование;
- фотоальбомы;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- экспонаты краеведческого музея
- журналы, открытки;
- художественные произведения и материалы;
- оформление групповой комнаты (создание условий для проведения открытых мероприятий);
- уголок по краеведению;
- автобус (для проведения экскурсий).
4.Основные концептуальные положения проекта
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка. Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В дошкольном возрасте складывается первооснова личности ребенка, которая имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ патриотизма.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Он включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриот проявляет активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати – поле».
Географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Эти факторы делают актуальной краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Ребенок, который с детства знает свои «корни» (родителей, родной язык, историю, культуру края), вырастет духовно здоровым.Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом.
5.Этапы реализации проекта
Этапы, сроки реализации | Задачи | Методы и формы |
1 этап: Информационно – накопительный, август – сентябрь 2012г. |
|
|
2этап: Организационно – практический, сентябрь 2012г. – апрель 2013г. |
с информацией о родном городе (опираясь на перспективное планирование) |
|
3этап: Презентационно – завершающий, май 2013г. |
|
|
4 этап Контрольно – рефлексивный, май-июнь 2013г. |
|
|
6.Содержание деятельности по реализации проекта
с учётом ФГТ
| |
| |
2. Организационно – практический этап | |
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие | 1.Познавательные занятия:
2.Творческие рассказы:
3.Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Калязине. 4.Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5.Чтение художественной литературы. 6.Конкурс пословиц и поговорок «Делу - время, потехе – час». 7.Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 8.Заучивание стихов. 9. КВН «Калязин – край, где все так сердцу мило!» |
Игровая деятельность | 1. Оформление игротеки дидактических игр:
2.Сюжетно – ролевые игры:
3. Подвижные, речевые игры. 4. Оформление игрового уголка:
|
Трудовая деятельность |
6. Ручной труд:
|
Изобразительная деятельность | 1.Рисование:
2.Лепка из пластилина: животные и птицы. 3.Лепка из глины: сувениры. 4.Конструирование: герб Калязина. |
Здоровье и физическое развитие | 1.Игры Калязинского района 2. Беседы:
3.День здоровья. 4.Альбом «Поделись опытом семейного отдыха». 5.Спортивные праздники, развлечения. |
Экологическое воспитание |
|
Социальное развитие |
3.Экскурсии по родному городу:
4.Оформление уголка краеведения в группе. |
Музыкальная деятельность |
|
Взаимодействие с родителями |
|
3.Презентационнно – завершающий этап | |
| |
4. Контрольно – рефлексивный этап | |
Оценка этапов реализации проекта участниками проекта. |
7.Диагностические материалы
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родном крае (Знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии.
Оборудование: развивающая игра «Где находится памятник?», карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улиц.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2. «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: герб г. Калязина.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3. «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях Калязинского края.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой город Калязин», дидактическая игра «Назови предметы быта».
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Калязинского края; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Дидактическая игра «Обитатели реки Волги».
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5. «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями вгороде?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая краеведческий музей?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Карта оценки уровня сформированности знаний о родном городе
у детей 6-7 лет
Фамилия, имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | История народной культуры и традиций | Историко- географический и природный компоненты родного края | Личностное отношение к родному поселку | |
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц; знает и узнает герб города,может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес; герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Практическая значимость: проект можно реализовывать с дошкольниками разных возрастных групп детского сада, в кружковой работе.
Постановка новой проблемы.
В результате уже проделанной мною работы по реализации проекта в течение сентября-ноября 2012г. возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно–патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
- «Семья и ближайшее окружение»
- «Детский сад – мой второй дом»
- «Родной свой край люби и знай!»
- «Россия – Родина моя».
Список использованных источников
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью. М., 2004 г
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2004г.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М: Просвещение, 2004г.
- Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ - № 8, 2006г.
- Доронова Т.Н, Гризик Т.И. На пороге школы. - М.: Просвещение, 2002г.
- Доронова Т.Н. Изодеятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М: Просвещение, 2006г.
- Ершова З.А., Краскина Н.А. Никто не забыт, ничто не забыто… http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-yetih-dnei-ne-smolknet-slava-17057.html
- Жирякова И.В. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. - http://detsad8-usp.ru/deyatelnost/2012-03-22/proekt-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-nash-rodnoy-kubanskiy-kray
- Занятия по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М., 2003г.
- Казакова Р.Г.Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста. - М: ТЦ Сфера, 2004г.
- Комратова Н.Г., Л.Ф.Грибова Л.Ф. Моя малая Родина. // Управление ДОУ - №1, 2005г.
- Коротовских Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. // Управление ДОУ - № 8, 2006г.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. - М: ТЦ Сфера, 2005г.
- Маханева М.Д. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ - №1, 2005г.
- Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно патриотического воспитания дошкольников. - М., 2004г.
- Программа «Из детства - в отрочество»/Под ред. Т.Н. Дороновой,
- Программа «Радуга» /По ред. Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик - М.: Просвещение,1997г.
- Тимощук Л.Е., Гризик Т.И. Развитие речи детей. - М: Просвещение, 2005г.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ - № 4, 2004г
- Использованы фото из личного архива. Для размещения фото получено письменное разрешение родителей (законных представителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Познание" (экология) Тема: "Сердцу милый уголок", подготовительная к школе группа.
Нод. Познание. В данном материале дети знакомятся с жемчужиной марийского края - заповедником "Большая Кокшага, его представителями флоры и фауны....
Паспорт проекта "Сердцу милая станица"
Детско-взрослый познавательный долгосрочный проект о станице Стародеревянковская....
"Нет деревца сердцу милей"
С самых ранних лет, совершенствуя речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях, необходимо воспитывать любовь и бережное отношение к природе; прививать любовь к истокам русской народно...
Учебно-методическое пособие "Сердцу милый уголок. Ярцево"
Учебно-методическое о достопримечательностях города Ярцево Смоленской области в виде карточек с фотографиями и кратким описанием...
"Сердцу милый и родной- вот такой Мичуринск мой!"
Краеведческое занимательное занятие, целью которого является знакомство с достопримечательностями родного города-Мичуринска....
Проект "Сердцу милый уголок"
С помощью проекта "Сердцу милый уголок" у детей расширятся знания о родном поселке: истории, достопримечательностях, родной природе, о людях, которые прославили свою малую Родину....
проект ""Нет дерева сердцу милее"
Реализация проектной деятельности с детьми средней группы "Нет дерева сердцу милее"...