Конспект занятия познавательное старше - подготовительная группа «Озинки – сердцу милый край»
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Озинки - сердцу милый край»
старший дошкольный возраст
(гражданско – патриотическое воспитание дошкольников)
Цель: расширять, обобщать, систематизировать и закреплять знания детей о родном поселке, его истории, достопримечательностях, воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.
Задачи:
- воспитывать эмоционально-ценностное, бережное отношение к родному краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- развивать связную речь детей, развивать внимание и мышление.
- обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; прививать любовь к музыке посредством ее прослушивания;
совершенствовать новую технику рисования.
Обогащение словаря: знакомство с новыми словами – целина, река «Чалыкла». Озинки.
Оборудование:
Проектор; запись музыки «Озинки», презентации «Родные Озинки»
Для рисования: бумага, жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, трубочки от сока.
Ход НОД:
Звучит фонограмма песни «Озинки». Дети входят в музыкальный зал.
Приветствие.
Воспитатель: Наша страна – Россия - это наша Родина. Она состоит из многих тысяч малых родин. Малая Родина – это место, где мы родились, ходим в детский сад, учимся в школе.
Ребята, предлагаю вам просмотреть небольшой фильм о нашем крае.
(Просмотр видеоклипа «Озинки - моя сторонка»; природа Озинского района на фоне песни).
Воспитатель: Ребята, я думаю, вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить (Ответы детей).
Правильно, о нашем поселке и обо всем, что с ним связано.
Воспитатель: (или ребенок) читает стихи «С чего начинается Родина?» М. Матусовского.
Воспитатель: У каждого из нас есть на земле место, где он родился, где впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Малая Родина. Для многих из нас – это наш Озинский район. Наш поселок стоит на реке Чалыкла, которая впадает в самую длинную реку Волгу. Мы сейчас посмотрели, в каком живописном месте он находится. Просто дух захватывает от этих красот. Если кто-то из вас, ребята, по воле судьбы, уедет отсюда, не будет здесь в поселке, то, поверьте мне, сердцем и душой, вы всегда будите здесь.
Ребенок читает стихи:
Быть может, на земле есть где-то рай,
Где небо с морем горизонт встречают,
Но мне дороже всех Озинский край,
Где колосится нива золотая.
Есть своя родная земля,
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
Вот какими красивыми словами наш поэт описывают природу нашей малой родины. А попробуйте рассказать, за что вы любите свой поселок?
А какие пословицы вы знаете о Родине?
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Дома и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
И пылинка родной земли – золото.
Игра «Угадай: что это?»
(Презентация «Достопримечательности и часто посещаемые места Озинок». Показ слайда.
Дети отгадывают: что это за здание, место, где оно находится).
Воспитатель: Молодцы! Как вы хорошо знаете свой поселок, современный поселок Озинки. Но он не всегда был таким. И сейчас я вам предложу совершить интереснейшее путешествие на Машине Времени в прошлое Озинского района, где мы узнаем, как появился наш поселок и почему его так назвали. Но прежде чем мы с вами отправимся в путь, я предлагаю немного размяться…
Физкультминутка.
(Звучит фонограмма песни «Я, ты, он, она! Вместе – целая страна…» Дети стоят в кругу и выполняют ритмические движения).
Дети садятся в машину времени, зажигается светомузыка, звучит фонограмма. Имитация движения в пространстве. На экране презентация Старые Озинки.
Воспитатель: Озинский район образовался в 18 веке по указу Екатерины 2. Здесь проживало в те годы всего несколько человек. По некоторым свидетельствам, это были старообрядцы, гонимые Петром Первым (последним царем всея Руси).
Старообрядцы – это православные христиане, не захотевшие подчиняться Церкви, в то время господствующей в России, по ее новым правилам. То есть они в чем-то с ней были не согласны и поэтому были гонимые. Они обосновались у Волги, в степных местах, именно здесь, где сейчас находится наш поселок.
Население этих хуторов было немногочисленным и состояло в основном из крестьян, бежавших от оброков и притеснений помещиков из Тульской, Саратовской губерний, других населённых мест. Основным занятием крестьянства было скотоводство и земледелие. Постепенно численность населения росла. Люди из хуторов и деревень стали селиться ближе к железнодорожной станции. Жилые постройки возводились из саманного кирпича с плоской крышей и низкой дымоходной трубой.
Ребята нам пора, предлагаю вам переместиться в будущее Озинок.
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вам уже много лет, и мы в будущем. Вы взрослые, умные и сильные, вы сможете сделать все, что захотите, все в ваших руках. И мне интересно, что вы сделаете для своего поселка? (ответы детей).
Дети выходят из машины.
Физминутка: Встаньте в круг и внимательно меня слушайте:
- Если вы уверены, что каждый из вас может помочь своему поселку (то поднимите руки вверх);
- Если вы знаете, что будете бросать мусор на улице, загрязнять природу (то присядьте);
- Если вы верите, что наш поселок будет все краше и краше год от года (то закройте глаза ладошками);
- Если вы можете внести свой вклад в будущее нашего поселка (похлопайте руками).
Воспитатель: Ребята у нас с вами, жителей поселка Озинки, есть любимые места: парк, пруд, река «Чалыкла». Зимой эти объекты очень красивы, покрываются снежным одеялом. Летом же здесь все зелено, кругом цветут цветы. Поют птицы. Воздух чист и прекрасна природа.
А весной и осенью можно увидеть на нашем пруду, лебедей и сказочный закат и всегда он разный: то розовый, то оранжевый, то багряный. Это удивительно красиво.
Я хочу, чтобы вы любили и восхищались нашими Озинками.
У нас с вами есть немного времени, и я предлагаю посетить наш красивый парк. Что вы можете сказать о нашем парке? (ответы детей). Я предлагаю вам нарисовать наш парк будущего. Когда вы, подрастете и окажитесь в «этом будущем» естественным путем, деревья ваши уже вырастут и дадут благодатную тень. И вы своим детям расскажете, как путешествовали на Машине времени….
Рисование «Раздувание краски».
Эта техника рисования чем-то похожа на кляксографию, но здесь лист не складывается, а берут трубочку от обычного сока.
- Зачерпните пластиковой ложкой краску, вылейте ее на лист, делая небольшое пятно – кляксу.
- На это пятно начинаем дуть из трубочки от центра в разные стороны, ее конец не должен касаться ни пятна, ни бумаги. При необходимости действия повторяем. Вспоминаем части дерева и пытаемся изобразить его.
- Рассматриваем изображение: похоже на дерево? Недостающие детали дорисовываем.
Вы сейчас посмотрите, как интересно у вашей кляксы разбегутся в разные стороны полоски. По окончанию работы детей, формируется парковая аллея. Описание что нарисовали дети.
Воспитатель: Ребята мы с вами возвращаемся в наше время, садимся в машину времени.
Ребята, что нового вы узнали? (ответы детей). Как вы думаете, это пригодится вам в жизни?
Чувство малой Родины всегда живет в сердце. От родного края начинаются пути – дороги в большую жизнь.
Ребята, именно от нас с вами зависит, каким будет наш поселок в будущем. Мы должны очень сильно любить его, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше…
Люблю, когда в туманной сизой дымке
Восходит новый утренний рассвет.
Как хороши вы милые Озинки!
Роднее вас на целом свете нет.
Люблю небес лазурь и ширь без края
И принимаю, как бесценный дар,
Все разноцветье радужного мая,
Когда горит тюльпановый пожар.
И лебеди бесшумно проплывают,
Скользя по водной глади Чалыклы,
В своих ладонях бережно качают
Тебя в степи седые ковыли.
Красив, мой край, ты в праздники и будни.
Тебе к лицу зеленый твой наряд.
Люблю березок тонконогих кудри,
Что возле школы выстроились в ряд.
Нет места ближе мне и нет дороже,
С надеждою свой юбилей встречай,
Чем старше ты, тем ты еще моложе,
Озинки,- отчий, милый сердцу край.
Кулибабина С.
Самоанализ
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своему Родному Краю
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей родного поселка, достопримечательностями, культурой;
- совершенствовать навыки рисования.
Развивающие:
– развивать диалогическую речь у дошкольника, творческое воображение, умение слушать своих товарищей;
-формировать умение работать в коллективе.
Воспитательные:
- прививать уважение к традициям и обычаям своей малой Родины;
-продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Социально-коммуникативное развитие:
Продолжать формировать знания и воспитывать чувство почитания и глубокого уважения к символам России.
Познакомить с понятием «малая Родина».
Воспитывать у детей чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет.
Познавательное развитие:
Продолжить знакомить с достопримечательностями родного поселка, его прошлым.
Речевое развитие:
Учить отвечать на вопросы полным ответом, не перебивая друг друга, слушать и дополнять ответ сверстника.
Обогащать и активизировать словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Материал к занятию: презентации «Мои Озинки», презентация «Озинки прошлого времени», презентация «Достопримечательности Озинок», Альбомная галерея.
Предварительная работа: Беседы о символах России, поселка Озинки и Озинского района; знакомство с глобусом и картами, чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, о малой Родине, рисование красками и аппликация на тему «Природа родного края», экскурсии в библиотеку и музей, разучивание стихотворений о Родине.
При планировании НОД, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей.
Для достижения целей и задач применялись следующие методы и приемы:
- Словесный (Вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
- Наглядный
- Методы рефлексии (Обратная связь).
Структура и форма занятия соответствует возрасту детей.
Вводная часть (организация детей);
Основная часть (познавательная деятельность);
Заключительная часть.
Вводная часть непрерывной образовательной деятельности (НОД)
Цель вводной части – создать мотивацию, увлечь детей темой занятия.
НОД была направлена на решение ситуации.
Основная часть НОД – это умственная деятельность детей под руководством воспитателя, направленная на выполнение всех поставленных образовательных задач. В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторений пройденного и подведение к восприятию новых знаний. Дети повторяли название нашего поселка, его достопримечательностей. Это было направлено на закрепление изученного материала, развития памяти, внимания, слухового восприятия.
Потом дети рассказали стихотворения о Родине. Перед детьми встал вопрос – что мы называем «Малой Родиной»? Дети высказали свое мнение, я сделала вывод. Через показ презентации и просмотр фотографий, рисунков была реализована воспитательная задача – развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.
В заключительной части НОД дети прослушали стихотворение коренного жителя поселка Кулибабиной С. Дети рассказали, чем понравилось занятие и что нового они узнали. Детям были подарены подарки в виде раскрасок, с целью настроить на продолжение и закрепление полученной информации.
Была проведена физминутка, связанная с темой занятия, для предотвращения утомляемости детей.
По итогам проведенной непрерывной образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
При проведении Нод был установлен эмоциональный контакт с воспитанниками группы. Создан благоприятный психологический климат в работе с воспитанниками. Группа была мной зонирована в соответствии с целями и задачами мероприятия. Были соблюдены санитарно- гигиенические нормы ДОУ.
- Дети усвоили материал в полном объеме;
- Дети закрепили знания о своем поселке Озинки. Дети запомнили понятие «Малая Родина».
Поставленные в НОД задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»
Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»...
Конспект занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Как мы устроены»
Цель:5 – 6 дать первоначальное представление о строении человеческого организма6 – 7расширять представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить прислуш...
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»....
Конспект занятия для старшей - подготовительной группы на тему "Масленица".
Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважени...
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»...
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»...
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Беседа о севере».
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе...