Рабочая программа по дополнительному образованию "Амар мэндэ"
рабочая программа (старшая группа)
План работы дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_amar_mende.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время только 28% коренного населения РБ являются носителями языка. Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков. Дети не говорят на родном языке. Эта же проблема коснулась и нашего города Кяхта. Если в соседних деревнях и сёлах дети в повседневной жизни говорят на бурятском языке, то в городе крайне редко услышишь бурятскую речь.
Поэтому встает остро вопрос о необходимости в раннем детстве обучению бурятского языка в дошкольных учреждениях. Научно доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения языка. Язык для ребёнка – это, прежде всего средство развития, познания и воспитания. В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками.
Сохранение и развитие нации, прежде всего, связано с сохранением и функционированием ее языка. Беречь и развивать свой родной язык и с уважением относиться к другим языкам - долг и обязанность каждого гражданина, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования бурятского языка в развитии индивидуальности воспитанника через применение личностно-ориентированного, коммуникативно-двигательного и социокультурного подходов в обучении.
Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:
• Конвенцией ООН о правах ребёнка;
• законом «Об образовании в Российской Федерации»;
• законом Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992 г. за № 221-х 11;
• ФГОС Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
• на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.
• социальным заказом родителей;
• желанием самих детей;
Цель программы – приобщение детей к глубинному традиционному наследию и культуре бурятского народа, приобретение детьми элементарных умений и навыков устной речи.
Задачи:
1. Знакомство с языком, с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке.
2. Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников, а также их общеучебных умений.
3. приобщение дошкольников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
4. Воспитывать у детей интерес и создавать положительную установку на изучение бурятского языка и культуры бурятского народа.
5. Дать первичные знания, умения, навыки для успешного перехода к углубленному изучению бурятского языка.
В основу программы положены принципы: принцип развивающего образования; принципы научной обоснованности и практической преемственности; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей: доступность; систематичность; последовательность.
Программа включает следующие компетенции: речевой (развитие коммуникативных умений - говорении, аудировании), языковой (с овладениями новыми языковыми средствами общения), социокультурной (приобщение обучающихся к культуре и традициям), учебно – познавательной (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений).
Поэтому, для реализации педагогических задач в детском саду образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей. Предполагается непроизвольные формы организации образовательной деятельности с играми, сказками, рисованием, песнями и даже танцами. Основными приемами образовательной деятельности является игра (игровые). Игра – это прекрасный способ погрузиться в язык, стимулирует воображение и способствует развитию спонтанной речи, помогает коммуникативно-психологическому, эмоциональному, физическому развитию детей. Данная программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Перспективный план кружковой работы
по бурятскому языку «Амар мэндээ!»
№ | Название темы | Содержание на 1 год обучения | Содержание на 2 год обучения | сроки |
1. | Давайте познакомимся! (Танилсая!) | Анкетирование родителей
(Игра-театрализация «Танилсая!») познакомить с традициями приветствия у бурят.
|
| Сентябрь - окятбрь |
2. | Моя семья (Манай гэр булэ) |
|
| Ноябрь-декабрь |
3. | Цвет (Унгэ) |
|
М.Р. Чойбонова - писателем Бурятии. | Январь-февраль |
4. | Счет (Тоо), Пять пальцев (Табан хурган) |
|
| Март-апрель |
5. | Домашние и дикие животные (Гэрэй ба зэрлиг амитад) |
|
| Май |
Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения бурятскому языку дети должны освоить:
- имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений;
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (фонетические зарядки, стишки, песни) доступные по форме и по содержанию;
-традиции и обычаи традиционных национальных праздников бурят;
- частично понимать на слух простую речь взрослого, одногруппников;
-частично участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие, поздравление, благодарность);
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (ЭнэХэн бэ?- это кто?), (Энэ юун бэ?- это что?) и отвечать на них;
- кратко рассказывать о себе, о своей семье;
- составлять небольшие описания предмета по цвету, по количеству(счет);
- исполнять бурятские песни, ѐхор, благопожелания.
Перечень литературных источников.
- Г-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева, Б.Д. Шожоева «Амар Мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста: Книга для учителя и родителей. - Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014. -32с.
- Г-Х. Ц. Гунжитова «Амар Мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей дошкольного возраста: Методическое пособие. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2010.-28с.
- Г-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева, Б.Д. Шожоева «Амар Мэндэ-э!» Рабочая тетрадь: Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста.- Улан-Удэ: «бэлиг», 2014.-80стр.
- Шиханов Михаил Михаилович. «Кедровое молоко». Сборник. Стихотворения, рассказы.- Улан-Удэ: Издательсий дом «Буряд Унэн», 2003.-125с.
- Бадаев А.Д. «Отчий край»:Пер. с бурят.-М.: Сов.Россия, 1987.-96с.
- Бурятская национальная одежда: Методическая разработка по профессии «Портной»\сост. Т.И. Перевалова, Е.Д.Булгитова, Г.М, Будацыренова, М.М. Буданимаева, А.Ф. Федорова, В.Б. Кызлакова.- Улан Удэ: Изд-во БГС, 2005.-40с.
- А.Р. Богданова «Родная Бурятия».- БУРЯТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО - УЛАН-УДЭ:1966.
- Бадмаева Л.Б., Абидуева У.Е. Бурятский язык: учебник для 1 кл. рус.шк.- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1991.-80с.
- Ю. Будаева «Три молодца, три мудреца». Сказки. Перевод с бурятского. БУРЯТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТ ЕЛЬСТВО.- Улан-удэ, 1975.-103с.
- Хонхо сэсэг ( В.Б. Намсараев суглуулан бу-Х776 ридхэбэ.) – Улан-Удэ; Буряадай номой хэблэл, 1986.- 96 н.
- БГУ Лаборатория национальных школ «ДУУЖЭН_ДААЖАН»(Хугэдэйсаадтахэрэглэхэ ном), согсолон суглуулагша: Д.Д. Могоева.- Удан-Удэ.- 1996.
- Бавасан Абидуев «Храбрый козленокБабана» . Бурятская сказка. Перевод сбурятского Николая Дамдинова. Для детей младшего возраста.- бурятское книжное издательство, 1985.- 8с.
- Учебное издание Цырендаша Бадмаевич Будаев «Шэдитэ угэнууд».- Бурятское книжное издательство.- Улан-Удэ.
- Составители: Дондокова Н.Д., Михайлова В.Т., Бардалеева С.Б., Хубитуева Д.Д., Очирова Ц-Х.В. Под общей редакцией Михайловой В.Т. к.и.н.- «Нова принт». Улан-Удэ.-2005.
- Доноев А.Ж.Узэглэл. Шулэгууд. В.Липатовой Оршуулга.-Улан-Удэ: Бкряадай номой хэблэл. 1991.
- БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ, ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы Ц-Х. Р. Дарибазаровой, воспитательницы Ульдургннского яслей-сада Еравнинского района.- Улан-Удэ-1990.
- Ц-Д.Д.Дондокова, Л.Д.Тапхаев «Эдир наhан-эхин дуун». Шулэгууд, рассказууд аман зохеол.- Улан-Удэ: «Бэлиг» хэблэл1993.-176 н.
- БУРЯТСКИЕ ПЕСНИ (аналогия популрных песен ан бурятском, на русском языках) Б.-Д. Д. Дондоков. Бурятское книжное издательство.- 1997.
- Анатолий Дубинин «Таких городов по России немного…» Кяхта, 2003.
- «Священный Байкал» в фотографиях геннадия Егеря – Улан-Удэ: Издательство «burweb/ru», 2014.- 164с.
- Номтоев Ц.Н. «Быстроногий»: Рассказы\пер.с бурят.; Худож.В Горячев.- М.: Дет.лит., 1991.-24с.
- Цырен-Базар Бадмаев «радуга» Стихи для младшего дошкольного вохраста, Бурятское книжное издательство.Улан-Удэ.- 1974.
- Дугаров Э.Ч. «Отправдяясь в дальний путь…» Стихи для детей дошкольного и младшего школьного возрастов.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2004.
- Софья Бунтовская «Заповедные сказки Байкала»- Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2013.- 48с.
- «СУУТА БУРЯАД ДУУНУУД» Улан-Удэ. «Нова Принт».-2016.
- Виктория Алагуева «Золотая книга о бурятах». История, традиции, легенды.- издательство «нова принт». Улан-Удэ.-2017.
- Веселый календарь «Арбан хоер жэл». Издательство Нова Принт. Улан-Удэ.-2008.
- БУРЯТСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ. Составитель Ф.И. Балдаев. Бурятское книжное издательство.- Улан-Удэ.1972.
- Цыренжап Сампилов «этнографические зарисовки». Издательство «Наука» . Новосибирск.-1995.
- «Книга о культуре и традициях бурятского народа» МБДОУ «Детский сад №6 «Березка». Кяхта.-2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...