Проект «СОХРАНЯЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН И НАРОДОВ»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «СОХРАНЯЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН И НАРОДОВ»
Участники проекта
Дети, педагоги, родители воспитанников.
Возраст детей, участников проекта
Дети от 5 до 7 лет.
Направление проекта
Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям людей проживающих в селе Укыр (татарским, русским, бурятским).
Предмет проекта
Традиции детского сада, семейные, народные.
Тип проекта
Поисково-творческий.
Цель проекта
Воспитывать интерес к национальной культуре через семейные традиции и традиции образовательной деятельности детского сада, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Задачи проекта
- Дать детям представление о том, что такое “традиции”.
- Знакомить с традициями детского сада, семейными традициями, традициями русского, бурятского, татарского народов.
- Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей.
- Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные качества.
- Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Обеспечение проекта
Материально-техническое
Аудио и видео системы, фотоаппаратура, компьютер, библиотека для детей и родителей, интернет - ресурсы, национальные костюмы, атрибуты, предметы интерьера.
Пояснительная записка к проекту
Дошкольный возраст – это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе формируют у малыша чувство любви к тому месту, где он живет, учит уважать свои традиции и традиции других народов. Поэтому, нам нужно поддерживать связь времен, вернуть утраченные ценности и обратиться к истокам своей культуры, семейным традициям.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и научиться уважать свое прошлое, свои истоки и была создана методическая разработка по теме: «Связь времён и народов в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Данная методическая разработка способствует развитию познавательных интересов детей, формированию высокой нравственности, толерантному отношению к людям, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре, творческой активности.
Актуальность выбранной темы
Дети - будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них с детства. Именно в детском саду мы учим добру, справедливости, честности и любви, уважению к ближнему. Поэтому детский сад должен заботиться о нравственном становлении личности ребёнка. Культура нашего народа обладает высоким воспитательным потенциалом, духовно-нравственным воздействием на личность ребенка, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями.
На данном формирующем этапе педагогической деятельности мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии заинтересованности детей, их желаниями, мотивами и ожиданиями.
Обращение к этой теме в настоящее время особенно актуально, так как общество нуждается в такой образовательной модели, которая обеспечивает духовно-нравственный компонент в содержании современного дошкольного образования. Что доказывает особую значимость и актуальность данной методической разработки по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
В нашем селе Укыр проживает много людей разных национальностей. Воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов, их нужно знать. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, татары, буряты. Педагоги нашего детского сада знают о родных культурах детей и организуют в различных формах приобщение детей к традициям разных народов. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.
Педагогический проект “ Сохраняя связь времён и народов ” представляет собой разработку педагогов нашего детского сада для детей от 5 до 7 лет. Целью использования проекта является желание педагогов погрузить дошкольников и родителей в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: детского сада, народов разных национальностей, представителями которых являются семьи воспитанников.
Главная идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России и чтобы любить и уважать свою Родину, надо знать ее культуру, историю и традиции. Поэтому мы решили познакомить детей с народными традициями на примере семей воспитанников разных национальностей.
Проблема: детям не понятно значение слова «традиция».
Задача детей: узнать традиции семей; исследовать: какие праздники, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.
Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие дошкольников.
Продолжительность проекта
1 год
Этапы работы над проектом
Вводный
Формирование проблемы: мальчик Костя принёс в детский сад книжку и сказал, что бабушка рассказала, что в нашей семье есть такая традиция: читать её детям перед сном. Эту книгу она читала в детстве маме и моему старшему брату перед сном. И тогда одна девочка спросила, что такое традиция?
Узнать у родителей, какие традиции есть в ваших семьях?
Подготовительный
- Планирование совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
- Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
- Сбор информации.
Реализационный
- Составление календаря традиций детского сада.
- Участие семей воспитанников в праздниках ДОУ.
- Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе и твоем народе».
- Заключительный Фестиваль "Дружба народов".
Формы и методы работы
Речевое развитие
- Оформить книжку – самоделку национальных сказок “Сказки разные нужны, сказки разные важны».
- Изучение стихов о детском саде, семье, Родине.
- Знакомство с поэзией разных народов.
- Чтение сказок разных народов.
Познавательное развитие
- Знакомство с уже сложившимися традициями детского сада.
- Знакомство с традициями в семьях воспитанников.
- Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
- Рассматривание альбома “А у нас традиция такая”.
- Знакомство с фотовыставкой «Я живу в Вязьме».
Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.
- Театральная неделя “Играем в сказку”: драматизация народных сказок – совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников.
Социально-коммуникативное развитие
Интегрированная НОД на тему "Пасха"
Художественно-творческая деятельность
- Народные праздники.
- Разучивание народных песен, танцев, песен патриотического содержания.
- Знакомство с устным народным творчеством : пословицы, поговорки, частушки, благопожелания и т. п.
Физическое развитие
- Изучение народных игр.
- Неделя народной игры.
Работа с родителями
- Создание календаря традиций.
- Активное участие в праздниках ДОУ.
- Выпуск газеты детского сада “Каруселька” на тему «Народов дружная семья»
- Оформление фотовыставки «Я живу в Укыре».
- Оформление альбома семейных традиций “А у нас традиция такая”.
Ожидаемый результат
- Этот проект поможет воспитателям вызвать интерес детей к разным национальным культурам, населяющих родное село: к их обычаям, традициям, фольклору. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности. Развитие семейных традиций, традиций детского сада будет способствовать укреплению взаимоотношений между родителями, детьми и дошкольным учреждением.
- Дети знают и называют домашний адрес; место работы родителей, понимают значимость их труда; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом.
- Наши знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
- Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции.
- Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.
- Знают и различают народные танцы и мелодии, используют их в своем творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей» (приобщение дошкольников к русской национальной культуре)
Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложе...
Проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей»
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому в...
Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».
Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...
Проект по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы "ЗВЕЗДА-НЕЗЫБЛЕМАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН"
Проект по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы "ЗВЕЗДА-НЕЗЫБЛЕМАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН"...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта: октябрь 2018 ...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края....
Статья "Связь поколений, связь времён"
Каждый человек - современник какой-либо эпохи и сверстник определенного поколения. Известно, что одно поколение людей значительно отличается от другого. Всем ясно, что новое идет н...