Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатели МАДОУ «Детский сад №3»

                                                                                         г. Энгельса Саратовской области»

                                                                                        Касьян М.В. И Пузаркина И.Д.


«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей:

«Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции.

У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей ?

Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

Актуальность данной темы определяется тем, что в нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то мы  решили изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к национальной культуре и культурному наследию края.

Цель нашей работы:  приобщение  к национальной культуре и культурному наследию родного края.

Проанализировав всю ситуацию, мы решили познакомить ребят с культурой и традициями семьи. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрали проектную деятельность.

Проект

«Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников.

Продолжительность проекта:  октябрь 2018 – декабрь 2018

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Проект направлен на приобщение  детей  к семейным традициям, воспитания любви и уважения к членам семьи, представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.


Цель проекта

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры Поволжья и традициям семьи. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

  1. Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья и своей семьи.
  2. Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной  деятельности (продуктивной, игровой).
  4. Воспитывать любовь к русской культуре, народному творчеству, умение чтить традиции своей семьи.

Задачи проектируемого процесса на родителей

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям своей семьи.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых  мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
  2. Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
  3. Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. 
  4.  Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средства реализации проекта

  • Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
  • просвещение родителей;
  • беседа;
  • чтение художественных произведений;
  • экскурсии.

Проект реализуется в 3 этапа

   I  Этап     организационно-подготовительный этап;

  II  Этап     практическая деятельность;

  III Этап    заключительный.

I этап - организационно-подготовительный этап:

  1. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
  2. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
  3. Разработка проекта.

                          II этап практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

 Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Д/и  «Народный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

 Изготовление женского головного убора  «Кокошник», мужского татарского  национального головного убора  «Тюбетейка»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

Чтение Саратовских сказок Е. Шатько

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Чтение сказок народов Поволжья

Беседа - семейные традиции

Сюжетно-ролевая игра «Семья»


Раскраска «Народные костюмы»

Нарисуй свой национальный костюм

«Работа с родителями»

Развлечения «Сказки народов Поволжья»

(в группе)

Декабрь

Подготовка материалов с родителями и детьми:

«Мои корни», «Традиции»

История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Саратовская гармошка».

Посещение Саратовского этнографического музея родителями с детьми.

Разучивание подвижных народных игр

Создание презентации

«Герб и традиции моей семьи»

Разучивание песни «Город Энгельс»

Постановка танца «Гармонист Тимошка»

Хороводного танца «Во поле береза стояла»

C:\Users\Надежда\Desktop\IMG-c79ac25da35eb4bc63e7fc988aea18cd-V.jpg

C:\Users\Надежда\Desktop\IMG-d3811f20477631f9ec9a7501028e386a-V.jpg

Мероприятия с родителями дошкольников:

  1. Родительское собрание на тему:  «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа»  - октябрь.
  2. Посещение Саратовского этнографического музея родителями с детьми  - ноябрь
  3. Консультации для родителей:

- «Как играть в народные игры» (ноябрь)

- «Подвижные игры разных народов» (декабрь)

III этап - заключительный

Анализ и обобщение полученных результатов.

Список литературы

  1. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
  2. Русские народные игры» http://www.laduski.ru
  3. «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
  5. Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
  6. Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
  7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
  8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
  9. Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта:  октябрь 2018 ...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Проект «Культура и традиции народов Поволжья».

Проект «Культура и традиции народов Поволжья»....

Проект "Культура и традиции народов Поволжья"

Проект "Культура и традиции народов Поволжья"...

Проект Культура и традиции народов Поволжья «От Мелекесса до Димитровграда»

Проект:  долгосрочный.Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.Прогнозируемый результат.Понимание детьми и родителями истории формирования и развития населения Поволжья. Уважительно...