Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатели МАДОУ «Детский сад №3»
г. Энгельса Саратовской области»
Касьян М.В. И Пузаркина И.Д.
«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей:
«Ты мира не узнаешь, не зная края своего».
Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции.
У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей ?
Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.
Актуальность данной темы определяется тем, что в нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то мы решили изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к национальной культуре и культурному наследию края.
Цель нашей работы: приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края.
Проанализировав всю ситуацию, мы решили познакомить ребят с культурой и традициями семьи. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрали проектную деятельность.
Проект
«Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: октябрь 2018 – декабрь 2018
Актуальность темы:
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на приобщение детей к семейным традициям, воспитания любви и уважения к членам семьи, представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры Поволжья и традициям семьи. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
- Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья и своей семьи.
- Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
- Воспитывать любовь к русской культуре, народному творчеству, умение чтить традиции своей семьи.
Задачи проектируемого процесса на родителей
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям своей семьи.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
- Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
- Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
- Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Средства реализации проекта
- Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
- просвещение родителей;
- беседа;
- чтение художественных произведений;
- экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа
I Этап организационно-подготовительный этап;
II Этап практическая деятельность;
III Этап заключительный.
I этап - организационно-подготовительный этап:
- Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
- Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
- Разработка проекта.
II этап практическая деятельность - реализация проекта
Срок | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
Октябрь | Беседа о народах Поволжья. Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья». | Д/и «Народный костюм», «Подбери узор», «Чей головной убор?» | Изготовление женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» | Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья. Чтение Саратовских сказок Е. Шатько |
Ноябрь | Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. Чтение сказок народов Поволжья Беседа - семейные традиции | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Раскраска «Народные костюмы» Нарисуй свой национальный костюм «Работа с родителями» | Развлечения «Сказки народов Поволжья» (в группе) |
Декабрь | Подготовка материалов с родителями и детьми: «Мои корни», «Традиции» История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Саратовская гармошка». Посещение Саратовского этнографического музея родителями с детьми. | Разучивание подвижных народных игр | Создание презентации «Герб и традиции моей семьи» | Разучивание песни «Город Энгельс» Постановка танца «Гармонист Тимошка» Хороводного танца «Во поле береза стояла» |
Мероприятия с родителями дошкольников:
- Родительское собрание на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - октябрь.
- Посещение Саратовского этнографического музея родителями с детьми - ноябрь
- Консультации для родителей:
- «Как играть в народные игры» (ноябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (декабрь)
III этап - заключительный
Анализ и обобщение полученных результатов.
Список литературы
- «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
- Русские народные игры» http://www.laduski.ru
- «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
- Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
- Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
- Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта: октябрь 2018 ...
Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...
Проект «Культура и традиции народов Поволжья».
Проект «Культура и традиции народов Поволжья»....
Проект "Культура и традиции народов Поволжья"
Проект "Культура и традиции народов Поволжья"...
Проект Культура и традиции народов Поволжья «От Мелекесса до Димитровграда»
Проект: долгосрочный.Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.Прогнозируемый результат.Понимание детьми и родителями истории формирования и развития населения Поволжья. Уважительно...