Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продуктивной деятельности и сотворчества детей и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад №21 «Алёнка»
Программа
по
«Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором:
«Живая связь времён»
(модификация)
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Михаленко И.В.
2015г.
Живая связь времён
Программа по приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором
Чистоту, красоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром,
В прошлом, будущем и настоящем.
В.Высоцкий.
Аннотация. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. На сегодняшний день материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). Что заботило, радовало и тревожило русских людей? Чем они занимались, о чём мечтали, радовались, пели? Что передавали своим детям и внукам? Найдя связующую нить прошлого и настоящего, в нашем детском саду мы приобщаемся к народной мудрости: русским народным праздникам и обрядам, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, играм и хороводам.
Пояснительная записка
Программа «Живая связь времён» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Тип программы: образовательная.
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: знакомство с основами духовно-нравственных традиций, интереса к устному народному творчеству, развитию творческих способностей, экологией межличностных отношений, патриотическим воспитанием. Наиболее ценной для воспитания и обучения ребёнка в этом возрасте и далее становится духовно-нравственный аспект. А русский народный фольклор близок эмоциональной природе ребёнка, его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающей действительности в разных видах продуктивной деятельности. Поэтому так важно на раннем этапе развития ребёнка формировать духовную культуру, патриотизм и гражданственность.
Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продуктивной деятельности и сотворчества детей и родителей.
Задачи программы:
Обучающие:
-знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения русских народных и обрядовых праздников;
-формирование интереса к устному народному творчеству как источнику богатейшего, познавательного развития ребёнка;
-формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.) с помощью русского народа;
-знакомство детей с русскими народными играми, хороводами, плясками; учить детей понимать и любить русские народные подвижные игры;
-содействие формированию элементарных навыков рукоделия при работе с бумагой, картоном, пластилином, тестом, развитию усидчивости и аккуратности в работе;
-создание условий для детей и родителей возможности совместного проведения праздников и проявления творческих способностей.
Развивающие:
-развитие творческих способностей детей с помощью русских обрядов и русского фольклора;
-содействие общему развитию ребёнка;
-помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
-содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
-развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.
Воспитывающие:
-воспитание у детей любовь и уважение к русскому народному творчеству, к традициям русского народа, традиционному укладу жизни;
-формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями народные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла;
-воспитание у детей привычки к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени.
Для успешной реализации поставленной цели и задач в непосредственной образовательной деятельности программы учитываются вариативные формы, способы, методы и средства, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей, способы и направления детских инициатив, особенности организации педагогической диагностики и мониторинга. Важно использовать формы и методы работы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к истории своей страны, любви к традициям русского народа, уважение к наследию прошлого.
Используемые формы работы:
-непосредственная образовательная деятельность;
-образовательные ситуации;
-проведение русских народных игр и хороводов;
-элементы театральной игры;
-досуги, народные праздники;
-продуктивная творческая деятельность детей.
В образовательной деятельности по приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа используется основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка». Также творчески переработав, используется программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» и программа О.М. Потаповской «Подарок к празднику». В дополнение используются: «Знакомство детей с русским народным творчеством» под редакцией Л.С. Куприяновой, «Народный календарь – основа планирования с дошкольниками» под редакцией С.Р. Николаевой, «Солнечный круг» под редакцией О.А. Ботяковой.
Названные источники по-разному влияют на духовно-нравственное развитие детей, но можно выделить общую суть: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, чувство собственного достоинства, сострадания, сочувствия, умение пережить чужую беду как свою, стремление к единению с другими людьми на основе любви.
К средствам приобщения детей к русским традициям относятся: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, русские народные праздники, обычаи и обряды, игры и хороводы, художественная продуктивная деятельность.
Условия наиболее эффективного знакомства с духовно-нравственными традициями:
-знание уровня своих воспитанников;
-комплексный подход;
-знание истории и культуры своего народа;
-подбор материала по принципу доступности;
-тематическое построение материала;
-использование красочности и богатства зрительных образов;
-применение забавных сюжетов;
-использование игровых, словесных, наглядных методов;
-вариативность методических приёмов.
В процессе реализации программы предполагается сотрудничество с социальными партнёрами: детская библиотека города Гурьевска, детская школа искусств им. А. Караманова, МБОУ гимназия г. Гурьевска. Формы совместной деятельности, используемые во взаимодействии с партнёрами: помощь в творческих проектах, тематические экскурсии, выставки, ярмарки.
Содержание деятельности программы по приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором представлено с помощью блоков.
Блок «Наша изба ровно тепла…»
В детском саду в специально отведённом помещении воссоздана обстановка русского быта. Окружающие предметы пробуждают душу ребёнка, воспитывают чувство красоты, любознательность, будят воображение, развивают мышление. Обстановка русского быта даёт понять детям, что они – часть русского народа.
Блок «Народный календарь».
Систему всей деятельности задаёт народный календарь. Весь год прекрасен, как и наша жизнь, от начала и до конца. Четыре времени года богаты на события: зимой – Святки, Рождество, Масленица. Весной – Благовещение, Пасха; летом – Троица, осенью – Покров. Изучая русские народные праздники, мы начинаем лучше понимать духовную жизнь народа, гордиться великими победами своих предков.
Блок «Делу время – потехе час».
Народные обрядовые праздники всегда связаны с русскими народными играми. Такие игры – своеобразная школа для детей, так как они развивают ловкость, быстроту, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.
Блок «Красна сказка – складом, а песня – ладом».
Фольклор – источник познания и нравственного развития, важный путь передачи духовного наследия русского народа. Фольклору в работе с детьми отводится особое место. Пословицы и поговорки, потешки, заклички, былины, сказки, небылицы очень близки и понятны детям, что позволяет сделать их речь более живой и выразительной.
«Не красна изба углами, а красна пирогами», «Наши матушки в дому, как оладушки в меду», - слушая напевный, выразительный язык русского фольклора, дети начинают ему подражать. А какие хорошие, добрые слова слышат они: матушка, батюшка, ребятушки, головушка, берёзонька. Какой педагог не хочет, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.
Блок «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит».
Особое место в быту русского народа занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Для того чтобы дети смогли выразить свои чувства, впечатления, получить творческий отклик, включается в работу с детьми художественно-продуктивная деятельность. Создание «оклада» для иконы; вертепного театра – на Рождество; изготовление «пасхальных» яиц из различных материалов – все эти творческие работы украшают интерьер групп, детского сада. Также проходят тематические выставки и вернисажи. Благодаря такой продуктивной деятельности дошколята обретают веру в себя, а это самое драгоценное свойство для маленького человека.
Блок «Кто родителей почитает, тот век не погибает».
Хорошие результаты в работе можно получить только при тесном взаимодействии с родителями. С этой целью используются различные формы работы – традиционные и нетрадиционные:
-участие в родительских собраниях;
-анкетирование;
-участие в семейном клубе «Вся семья вместе, так и душа на месте» (группа №6 «Пчёлки»);
-открытые занятия для родителей и совместно с родителями;
-папка-передвижка «Народный календарь»;
-совместная творческая работа детей и родителей «Летопись русской избы»;
-проведение совместных обрядовых и народных праздников;
-проведение тематических конкурсов, выставок, вернисажей, акций «одного дня», мастер - классов, театрализованные представления, спортивно-массовые мероприятия.
Воспитание любви к Родине, привязанности к родной земле, языку, культуре, уважения к историческому прошлому своего народа, бережного отношения к национально-культурным традициям – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно.
Тематическое планирование на год:
(25-30 минут, 1 раз в неделю, 36 занятий в год)
Блок «Наша изба ровно тепла…»
Тема образовательной ситуации | Месяц проведения |
«Жили-были дед и баба…» | 3 неделя сентября |
Русский народный костюм | 4 неделя сентября |
«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» | 1 неделя ноября |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | 4 неделя января |
«Дело мастера боится» (старинные орудия труда) | 4 неделя февраля |
«Сердце матери лучше солнца греет» (о женской работе в старину) | 1 неделя марта |
Игра-путешествие «Живая связь времён» | 4 неделя мая |
Блок «Народный календарь».
Тема образовательной ситуации | Месяц проведения |
Наша родина – Россия. | 1 неделя сентября |
«Восенушка - осень – сноп последний просим» | 1 неделя октября |
Покров – первое зазимье | 4 неделя октября |
Солнце на лето – зима на мороз | 3 неделя декабря |
С Рождеством Христовым! | 4 неделя декабря |
Пришла Коляда накануне Рождества | 1 неделя января |
Сударыня наша, Масленица | 1 неделя февраля |
Ждём весну! | 2 неделя марта |
Благовещение – птиц на волю отпущения | 1 неделя апреля |
В воскресенье вербное… | 1 неделя апреля |
«Егорий вешний…» | 2 неделя мая |
«Во поле берёзынька стояла» | 3 неделя мая |
Блок «Делу время – потехе час».
Тема образовательной ситуации | Месяц проведения |
Гусли звончатые | 3 неделя октября |
Посиделки с хозяюшкой | 2 неделя ноября |
*Зимние игры и забавы | 2 неделя декабря |
*Масленичные гуляния | 1 неделя февраля |
*Прилетите, жаворонки, к нам (исполнение весенних закличек; игр, хороводов) | 4 неделя марта |
Блок «Красна сказка – складом, а песня – ладом».
Тема образовательной ситуации | Месяц проведения |
«Хлеб - всему голова» | 2 неделя октября |
Синичкины именины | 2 неделя ноября |
«К худой голове своего ума не приставишь» | 4 неделя ноября |
Зима – не лето, в шубу одето | 1 неделя декабря |
Великий Устюг – вотчина Деда Мороза | 2 неделя декабря |
Светит да не греет (сказки при свечах) | 3 неделя января |
Без частушек прожить можно, да чего-то не живут | 2 неделя февраля |
Наши земляки | 4 неделя апреля |
Человек без родины, что соловей без песни | 1 неделя мая |
Блок «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит».
Тема образовательной ситуации | Месяц проведения |
«Русь белокаменная» | 2 неделя сентября |
* «Осенние фантазии» | 4 неделя октября |
«Чудо – чудное, диво – дивное…» (хохломская роспись) | 3 неделя ноября |
*Праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр | 4 неделя декабря |
*«Свет Вифлеемской звезды» | 1 неделя января |
Гжель прекрасная | 2 неделя января |
Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах | 3 неделя февраля |
Эти сказочные птицы (дымковская игрушка) | 3 неделя марта |
Чудо-писанки… | 3 неделя апреля |
*Некоторые образовательные ситуации относятся к разным тематическим блокам, но соединены единой целью и проводятся в интеграции
*Блок «Кто родителей почитает, тот век не погибает»
Тема образовательной ситуации | Месяц проведения |
Уроки доброты, семейного досуга и творчества: - «Осенины»; -«Наши матушки в саду, как оладушки в меду»; -«Рождество Христово»; -«Пасхальный перезвон» | сентябрь ноябрь январь март-апрель |
Мастер-классы: - кукла – пеленашка; -«масленичное солнышко»; | октябрь февраль |
Развлечения, праздники: -«Поиграй со мной, папа!»; -«МАМА – всего четыре буквы, а смысл длинною в жизнь» | февраль март |
*Данный блок формируется каждый год в зависимости от общих задач ДОУ и потребностей родителей.
Список литературы:
1.Бабаева Т.И. Примерная образовательная программ дошкольного образования Детство. – С-Петербург. Детство-Пресс. – 2014г.
2.Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ//Дошкольная педагогика. 2010. - № 2
3.Ботякова О.А. Российский этнографический музей – детям. - С-Петербург. Детство-Пресс. - 2005г.
4.Ботякова О.А. Солнечный круг – С-Петербург. Детство-Пресс. – 2006г.
5.Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-Петербург. Детство-Пресс. – 2004г.
6.Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
7.Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
8.Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
9.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. Творческий центр Сфера. Москва. – 2007г.
10.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.-Петербург. Детство-Пресс. – 2004г.
11.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Зима – чародейка. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.
12.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна – красавица. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.
13.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Лето красное. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.
14.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Осень золотая. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.
15.Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети индивидуальный подход в художественном развитии. Издательский дом «Цветной мир». – 2012г.
16.Потаповская О.М. Подарок к празднику. Москва. – 2003 г.
Публикация:
1.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Приоритетные направления образовательных технологий: опыт практической реализации// Статья: Приобщение детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором. Издательство РГУ им. И.Канта. – 2009г.
2. Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования// Статья: Организация работы семейного клуба «Вся семья вместе, так и душа на месте» Издательство РГУ им. И.Канта. – 2012г.
3.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования// Статья: Развитие конструктивно-творческих способностей с помощью техники «Изонить». Издательство РГУ им. И.Канта. – 2013г.
4.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Организация образовательной деятельности в условиях ФГОС начального общего образования// Статья: Родительское собрание «Традиции в семье». Издательство РГУ им. И.Канта. – 2014г.
5.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Актуальные проблемы педагогического образования: Теория и опыт практического осмысления// Статья: Познавательный журнал «Мурзилка», как средство развития личности ребёнка. Издательство РГУ им. И.Канта. – 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Традиции русского народа"
Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе "Традиции русского народа"...
проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа
творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...
Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...
Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.
Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!В наше неспоко...