Педагогический проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей» (приобщение дошкольников к русской национальной культуре)
проект (подготовительная группа) на тему
Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложено в детские годы, зависит будущее человека и всего общества. Наши дети должны хорошо знать не только историю своей Родины и своего края, но и традиции нашей культуры, воспринимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры и традиций своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детство – важнейший период человеческой жизни…от того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обоснование разработки проекта
Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложено в детские годы, зависит будущее человека и всего общества. Наши дети должны хорошо знать не только историю своей Родины и своего края, но и традиции нашей культуры, воспринимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры и традиций своего края.
Приобщение дошкольников к народной культуре происходит через различные формы деятельности. Наиболее эффективно в раннем детстве приобщение к народным танцам, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества русской пляски. Кроме того, это устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, и даже народные игры, в которые дети очень любят играть.
Знакомство с народной культурой создает эмоционально-положительную основу для формирования патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В народных играх и праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры во все времена были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Детский сад "Подснежник" является муниципальным дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, поэтому мы уделяем огромное внимание приобщению детей к русской национальной культуре, используя различные формы деятельности, привлекая родителей и социум.
Актуальность темы
Если начинать знакомить детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества с раннего возраста, то это будет способствовать их духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, сохранению культурных ценностей нашей Родины, наследия родного края. Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В нашем детском саду имеется специально оборудованная комната народной культуры "Изба", где есть возможность проводить интегрированные занятия, экскурсии, оформлять тематические выставки, проводить совместные с родителями мероприятия. У нас стало традицией всем коллективом детского сада проводить народные праздники с участием родителей. гостей, приглашенных специалистов. О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада». На таких праздниках традиционно дети и взрослые включаются в единое действие, получая огромный духовный заряд. Детям предлагается не просто информация, историческая справка о каком - либо празднике, но и предоставляется возможность принять непосредственное участие в нем. Национальная одежда, народная музыка, русский фольклор, декорации и детали, отражающие весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью, сливаются на празднике в нерасторжимое единство. Народные праздники разнообразны по форме: вечера игр, ярмарочные гулянья, «Святки», пасхальные, масленичная неделя, «Семик – праздник русской березки», «Праздник русского валенка», «Жили - были крестьяне», «В гости к тетушке Матрене». Богато жанровое разнообразие репертуара, используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, народные приметы, игры, хороводы: «Метелица», «Вейся, капустка», народные песни с элементами драматизации: «Лапти», «Во кузнице», общие пляски: «Барыня», «Кадриль», частушки. Гостей праздника веселят петрушка, большой шутник, весельчак, затевает с детьми разные игры, забавы, загадывает загадки. Дети принимают его за своего товарища и очень дорожат дружбой с ним, а также такие персонажи как бабушка-загадушка, старушки-веселушки, скоморохи. Русские народные праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Гуманностью, жизнеутверждающей силой, яркостью образов отвлекают детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех задорная пляска, частушка, шутка. Проявляется уверенность в своих силах, ощущение радости.
Анализ исходной ситуации
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития и воспитания ребенка как личности и гражданина своей Родины, его социализация в современном обществе.
Проанализировав уровень воспитанности детей, посещающих наш детский сад, пришли к выводу, что у них недостаточно формируются духовно-нравственные и человеческие ценности, воспитывается любовь к Родине. Полученные данные способствовали разработке педагогического проекта, который направлен на приобщение детей к народной культуре, на знакомство с традициями и обычаями своей Родины и своего края.
Таким образом, в нашем конкретном детском саду есть потребность в организации проекта по указанной теме и при этом имеются условия и возможности для реализации проекта «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей" (приобщение дошкольников к русской национальной культуре).
Постановка проблемы
Вовлечение детей в активную познавательную деятельность для формирования у них потребности получать новые знания о народной культуре. Поддерживать интерес взрослых и детей в сохранении народных традиций, а также сохранить обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса. Заинтересовать каждого участника тематикой проекта.
- Участники проекта
- воспитанники старшего дошкольного возраста;
- воспитатели детского сада "Подснежник";
- музыкальный руководитель и специалисты дошкольного учреждения;
- родители воспитанников;
- специалисты учреждений и организаций пгт Подосиновец ( Дом детского творчества, библиотека, Дом ремесел, Районный дом культуры, Подосиновский краеведческий музей, музыкальная школа, образовательные учреждения, ветеранская организация пгт Подосиновец)
Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный.
Время реализации проекта: сентябрь 2013г. - июль 2014 г.
Цель: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России и родного края
- Способствовать формированию и развитию познавательной активности, любознательности.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Организовать тесную взаимосвязь с родителями и окружающим социумом в направлении возрождения национальных традиций
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, играют на народных музыкальных инструментах, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:
- Организация и проведение цикла тематических интегрированных занятий
- Цикл традиционных праздников "Мы гостям хорошим рады"
- Знакомство с народным искусством посредством музыкальной досуговой деятельности
- Знакомство с русскими народными играми
- Взаимодействие с социальными партнерами в совместной творческой деятельности
- Привлечение родителей к совместной творческой деятельности
- Создание условий и предметно-развивающей среды для сопровождения проекта
Этапы проекта
№ | Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Ресурсы | Сроки проведения |
1 | подготовительный | сбор информации, материала | Методическая и теоретическая литература, работа со специалистами детского сада и воспитателями, сотрудничество с родителями и социальными партнерами | сентябрь |
2 | организационный | создание комнаты народной культуры "Изба", создание плана практических мероприятий по реализации проекта, разработка содержания занятий с детьми, сценариев развлечений | Работа воспитателей, руководителя изостудии, музыкального руководителя | Сентябрь-октябрь |
3 | формирующий | проведение занятий с детьми и родителями, организация совместных праздников и развлечений | Художественное оформление комнаты народной культуры, места проведения занятий и мероприятий, групповых комнат, костюмов и атрибутов мероприятий, оформление выставок Художественная литература, стихи, загадки, сказки, потешки, частушки. Музыкальное сопровождение: нотный материал и аудио записи русских народных песен, танцев и игр. Работа с народными музыкальными инструментами. Сотрудничество с родителями, социальными партнерами. | октябрь – июль |
4 | Итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта). | Презентация проекта педагогическому сообществу | Декорации, костюмы, реквизит, выставочные экспонаты, музыкальное и художественное оформление музыкального зала, фото и видео материалы по реализации проекта | июль |
План мероприятий по реализации формирующего этапа проекта
Дата | Мероприятие, направление деятельности | Содержание мероприятия, деятельность | Участники |
Октябрь | Праздник "Осенняя ярмарка" | Праздник народного гулянья с играми, народными танцами(кадриль, хоровод), частушками, дразнилками, потешками. Участие скоморохов, коробейников, петрушки | Дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада |
Октябрь | Интегрированное занятие "Капустная вечорка" | Изодеятельность, народные игры, народные песни, хороводы | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель |
Октябрь | Оформление выставки "Дары осени" | Сбор и оформление выставочных работ по теме выставки | Дети, родители, воспитатели |
Ноябрь | Досуг в русской "Избе" - "Весела была беседа" | Игры с хозяюшкой, знакомство с русской сказкой, игра на народных инструментах, пение народных песен | Дети , специалисты детского сада |
Ноябрь | Сказка "Колобок" | Театрализованное представление по русской народной сказке | Дети, воспитатели, специалисты детского сада |
Ноябрь | Интегрированное занятие "Лоскутные чудеса" | Познавательная деятельность (математика), музыка, хороводы, частушки | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, руководитель изостудии |
Декабрь | Оформление выставки "Новогодняя елка" | Сбор и оформление выставочных работ по теме выставки | Дети, родители, воспитатели |
Декабрь | Праздник "Новый год" | Новогодние хороводы, Игры с Дедом Морозом и Снегурочкой", театрализованное представление с участием сказочных персонажей | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, родители, учащиеся школы пгт Подосиновец |
Январь | Досуг "Крещенские посиделки" | Народные игры, знакомство с обычаями, обрядами, "Крещенскими " традициями | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, специалисты Дома ремесел, библиотеки, родители |
Январь | Сказка "Теремок" | Кукольное представление с Петрушкой | Дети, специалисты Дома детского творчества |
Февраль | Интегрированное занятие "Русский валенок" | Знакомство с историей валенок, изодеятельность, песни и частушки про валенки | Дети, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, специалисты Дома ремесел, Подосиновского краеведческого музея, |
Февраль | Праздник Русского валенка | Песни, хороводы, игры, частушки, забавы с Петрушкой, потешки, народные танцы , художественное оформление валенка, как атрибута народной одежды, выставка валенок | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, гости, ветераны, родители |
Март | Масленичная неделя | Музыкальные развлечения, досуг, изодеятельность, встречи с гостями | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, специалисты Дома ремесел, библиотеки, родители |
Март | Гулянье "Масленица" | Народный праздник с катанием на лошадях, с чаем и блинами, с народными играми и состязаниями, театрализованное представление "Встреча весны и проводы зимы" | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, специалисты организаций пгт Подосиновец, родители |
Март | Досуг "Русский чай" | Знакомство с традициями чаепития (разнотравье) и гостеприимства на Руси, исполнение частушек и песен. танец "Самовар". Угощение гостей пирогами, блинами . | Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель. |
Апрель | Праздник народных игр | Народные игры и забавы, песни, частушки, театрализованное представление | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, гости, специалисты образовательных учреждений, музыкальной школы, ветераны |
Апрель | Оформление выставки "Пасхальное яичко" | Сбор и оформление выставочных работ по теме выставки | Дети, родители, воспитатели, библиотека |
Май | Интегрированное занятие "Город мастеров" | Знакомство с ремеслами, декоративно-прикладным творчеством, игра на народных музыкальных инструментах, исполнение частушек, мастер-класс по изготовлению сувениров с мастерами народных промыслов | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, Дом ремесел, дом детского творчества, руководитель изостудии |
Май | Сказка "Гуси-лебеди" | Театрализованное представление по русской народной сказке | Дети, воспитатели, специалисты детского сада |
Июнь | «Семик – праздник русской березки» | Народные хороводы, песни, частушки, пляски, игры на свежем воздухе. Традиции и обычаи встречи лета на селе | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, специалисты организаций пгт Подосиновец, родители |
Июль | Праздник "Жили-были крестьяне" | Знакомство с бытом, укладом крестьян, народные песни, игры, театрализованное представление | Дети, воспитатели, специалисты детского сада, специалисты организаций пгт Подосиновец, родители |
Мониторинг результативности проекта
Результативность проекта отслеживается методом наблюдения, опроса, беседы. Показателем могут быть следующие критерии:
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры и культуры своего края
- Формирование определенного минимума исторических знаний
- Пополнение знаний о народных ремеслах и декоративно – прикладном искусстве России и своего края.
- Формирование знаний о традициях и обычаях русского народа, о народных праздниках
- Привлечение родителей к активной творческой деятельности по пропаганде и возрождению народной культуры и традиций родного края.
Вывод:
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы работаем над воспитанием духовно-нравственных ценностей личности каждого ребенка. Патриотизм и любовь к Родине, к родному краю в современном обществе становятся приоритетными ценностями гражданина современного общества.
Информационное обеспечение:
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры».
- Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
- Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина «Детский музыкальный фольклор».
- Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева «Мой родной дом» (Программа для 4-7 лет)
- Н.А.Безносикова «Народная культура» (конспекты занятий и сценарии праздников для детей дошкольного возраста).
- Д.А Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».
- Т.В.Платунова,Т.В.Козловских «Сельские музыкальные игрушки в работе с детьми».
- М.А.Михайлова «А у наших у ворот развеселый хоровод».
- В.Понаморев «Народные игры, забавы, ристания на Вятке».
- Н.С.Александрова «Этнопедагогическая аксиология русских народных игрушек».
- М.Б.Зацепина «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников».
- Л.Соколова, А.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях».
- Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
- ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций». Тамбов, 2001г.
- ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».Тамбов, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».
знакомство детей с русской национальной культурой...
Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет ...
Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре
Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре...
Проект "Наши традиции" по приобщению дошкольников к русской национальной культуре.
В проекте широко раскрыта тема наших традиций, которые мы отмечаем с детьми.Проект расчитан на детей средного дошкольного возраста. Большое место по программе ФГОС ДОУ отводится...
Проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей»
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому в...
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре
Основной вопрос проекта: «Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»...
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» (из опыта работы)
Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой...