Отчет по самообразованию "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"
презентация к уроку (старшая группа)
Формирование у детей духовно- нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_sotsiok.istokam.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребенка и социализации. Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребенка в обществе.
Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).
Тема моего самообразования «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» разработан на основе программы «Социокультурные истоки» и способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В работе с дошкольниками учитывается особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Внедрение и использование проекта «Социокультурные истоки» в ДОУ может стать мощным средством формирования коммуникативных навыков и духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа, развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России.
Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации данного проекта для дошкольного образования, что позволит сформировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
2 слайд
В начале своей работы я ознакомила родителей с программой «Социокультурные истоки», провела анкетирование родителей «Традиции семьи» (выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов). Были проведены консультации для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков детей», «Духовно-нравственное воспитание в труде», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы». Так же родители пополнили группу книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.
3 слайд
В январе вместе с родителями была экскурсия в библиотеку «Культурно- исторического центра» по программе «История волшебного сундучка», мероприятие называлось «Богатыри былинные».
4 слайд
В нашей группе реализуется долгосрочный проект «По дорогам сказок». И здесь не обошлось без помощи родителей, был сделан макет «русская изба». Ребята познакомились с жизнью и бытом русского народа, создан альбом «Семейные традиции».
5 слайд
Дети познакомились с русскими народными сказками «Зимовье зверей», «Бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Гуси лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк». По сказкам были проведены беседы: «Что такое дружба?», «Зачем человеку дом?», «Как родители заботятся о своих детях», «Что значит быть храбрым», «Из-за чего можно поссориться?», «Родителей не слушаешь – попадешь в беду!».
6 слайд
Так же была проведена беседа о русских богатырях, чтение былин о богатырях., познакомились с репродукцией картины В.Васнецова «Три богатыря».
7 слайд
Наши ребята хорошие актеры, была проведена игра- имитация по сказке «Зимовье зверей».
8 слайд
Рисовали по сюжетам сказок, лепили, делали аппликации. Были проведены подвижные игры по темам сказок.
9 слайд
Целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты, инициативу. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора.
По результатам работы проектной деятельности можно сделать вывод о стойкой положительной динамике. Таким образом, приобщение детей к народной культуре как средство формирования инициативы через проектную деятельность – процесс сложный и длительный, требующий от меня большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, должна вестись систематически планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям (модулям). Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они непосредственно могут наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план кружка по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – пос...
Формирование основ духовно-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Радуга поведения"
Проблема дисциплины у детей...
Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Геральдика нашего города»
Задачи: приобщать детей к истории родного края; обогащать знания о городе Нижнем Новгороде; воспитывать гордость за свой город; формировать представления о символике Нижнего Новгорода; высказыв...
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности....
«Содержание деятельности и мероприятия в ДОУ по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста»
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная исто...
Самообразование "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"
Формирование у детей духовно- нравстенной основы, просоединение ребенка и окружающих взрослых к базам духовным, нравстенным и социокультурным ценностям России....