Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"
статья (старшая группа) на тему
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Духовно-нравственное воспитание. | 781 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
средствами художественной и православной литературы
Асаева Екатерина Сергеевна
Москва. ГБОУ Гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой (структурное подразделение № 3)
Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются в эти годы. В статье предложены авторские методы и приемы, которые использовались для формирования духовно-нравственных качеств у детей 5-6 лет средствами художественной и православной литературы.
Актуальность темы: Духовно-нравственное воспитание, обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности.
«ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, НЕ ВОСПИТАВ ЕГО НРАВСТВЕННО, - ЗНАЧИТ ВЫРАСТИТЬ УГРОЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА»
Теодор Рузвельт
«ВСЕ, ЧТО ПРЕКРАСНО, - НРАВСТВЕННО» Гюстав Флобер
«ОДИН ТОЛЬКО УРОК НРАВСТВЕННОСТИ ГОДЕН ДЛЯ ДЕТСТВА И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ВАЖЕН ДЛЯ ВСЯКОГО ВОЗРАСТА – ЭТО НЕ ДЕЛАТЬ
НИКОМУ ЗЛА» Ж-Ж Руссо
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются именно в эти годы. Успех педагогических воздействий, в значительной мере определяется тем, насколько удается вызвать у ребенка определенные чувства к тому или иному лицу, предмету или действию.
В своей работе я предприняла попытку восполнить дефицит источников практического характера по воспитанию нравственных качеств у дошкольников на произведениях художественной и православной литературы.
Формирование нравственных качеств и воспитание нравственных чувств – сложный процесс. Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных впечатлениях, получаемые ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Большую роль в формировании нравственных качеств призвана сыграть КНИГА.
● Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего
гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель,
может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
● Дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах
деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература
как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка
особенно важную роль.
● В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается
опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно
окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха. Книга
заставляет думать, понимать чувства и поступки, становится лучше.
КНИГИ УЧАТ ДОБРОТЕ, НРАВСТВЕННОСТИ, ВЕЖЛИВОСТИ, ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ И МУДРЕЕ.
● «На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''
● В. Г. Белинский писал: «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие к герою»
● Для ознакомления детей с нормами морали необходимо использовать
художественную литературу, в которой писатели представляют героев
(положительные и отрицательные), в доступной форме описывая конкретные поступки.
● В старшем дошкольном возрасте детям предлагаются произведения,
позволяющие оценивать поступки и личные качества героя путем поиска;
произведения, в которых описываются отрицательные поступки, качества (стыд, совесть, раскаяние) героя, а затем их последствия.
● К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.
РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ
Духовно-нравственные качества описываются не только в художественной литературе, но и в православной. Подобная литература создается православным человеком. Ее можно встретить в большом разнообразии как в церковных лавках, так и в книжных магазинах города. Это могут быть рассказы о детях, животных, о мире, конечно, о труде, общении. Эта литература рассказывает интересные истории способствующие развитию понятия добра и зла, отношение к людям, любовь и истинная вера. Даже в обычной сказке можно увидеть истинную любовь и веру! Главное, это книги содержат в себе общечеловеческие ценности.
В данных сборниках собраны интересные и поучительные факты о жизни и поведении людей, детей и животных; об отношениях людей, животных и человека; а так же о самых важных качествах и чувствах, как любовь (к родным и близким, к миру, ко всему живому), преданность, вера, дружба, скромность, справедливость, правда, мудрость.
Все эти качества противопоставляются плохим чертам – обману, тщеславию, наглости, хамству, гордыне и другим.
Прежде чем начать работу по духовно-нравственному воспитанию, я изучила характеристику нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста; определила задачи, средства, методы духовно-нравственного воспитания, а так же определила какие, нравственные качества буду формировать у детей.
ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
● Поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным.
● Формируется самосознание, появляется самооценка и рациональная оценка чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем собственные действия, моральные качества и умения.
● Формируется способность соподчинять мотивы поведению. Развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, развиваются моральные чувства.
● Активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми и сверстниками. Развивается способность сознательно руководствоваться в поведении нравственными нормами.
ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
● Воспитание нравственных и эстетических чувств;
● Формирование базисных основ личности;
● Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
● К культурному наследию своего народа;
● К природе родного края, к животному миру;
● Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
● Познание и прививание православной культуры и традиций.
СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
● Художественная и православная литература;
● Изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы;
● Природа;
● Собственная деятельность детей;
● Общение;
● Окружающая среда.
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
Дружба, сочувствие, прощение, доброта, любовь, самостоятельность, щедрость, честность, скромность, достоинство, терпимость, мужество, сдержанность, чувство прекрасного, вежливость, верность, правда, надежда, радость, трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь.
А так же, воспитание начал патриотизма и гражданственности.
Для достижения поставленных задач по данной теме при взаимодействии детей и взрослого (воспитатель, родители), в данной возрастной группе (старший дошкольный возраст), был реализован проект по теме «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы».
Цель, задачи проекта реализовывались в различных видах деятельности: НОД, НОД в ходе режимных процессов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями воспитанников.
Непосредственно образовательная
деятельность и деятельность в режимных процессах.
1. Чтение художественной литературы на нравственную тему: Л. Воронкова «Что сказала бы мама» (о мужестве, решительности, взаимопомощи); притча «Кто чем богат» (о зависти, учит не совершать подлых поступков); стихотворение «Делай добрые дела»;
сказка О. Уайльд «Мальчик-звезда» (о любви и уважении к родителям, животному и растительному миру, о жестокости, бессердечии); Н. Носов «Огурцы» (о честности);
сказка Е. Л. Шварц «Два брата»; чтение сказок Х. К. Андерсена; чтение православной литературы о доброте, скромности, любви.
Рассматривание иллюстраций в книге «Сказки Х. К. Андерсена»
Инсценировка сказки «ЗЛОЙ ЯЗЫЧОК» Литература Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми»
Беседа о прочитанном рассказе Н. Носов «ОГУРЦЫ»
Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена.
Художественная деятельность. Рисование по мотивам сказок Х. К. Андерсена
Патриотическое воспитание. Оформление тематического уголка к Дню Победы.
Патриотическое воспитание.
2. Знакомство с народными православными праздниками «Рождество», «Масленица», «8 Марта», «День Защитника Отечества», «День Победы»
Праздник посвященный Дню Защитника Отечества.
Праздник посвященный Дню Защитника Отечества.
Слушание музыки военных лет. Военный оркестр МВД.
Чтение любимых домашних книг.
Чтение любимых домашних книг.
По окончании проекта было отмечено:
- дошкольники более продолжительно и эмоционально воспринимают произведения художественной и православной литературы;
- активно поддерживают беседу со взрослым (воспитателем) после прочитанного; - - - добавляют факты из жизни, а именно, рассказывают, добавляют то о чем уже знают из рассказов родителей;
- в активном словаре закрепилось и используются понятия – нравственность, нравственные качества;
- владеют знаниями о том, что книга учит многому;
- дети предложили принести из дома свою любимую книгу. Те дети, которые умеют читать, читали свои книги остальным;
- продолжают эмоционально реагировать на появление новой книги в группе, обращают внимание на иллюстративный материал; в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы задают вопросы;
- в процессе пересказывания более подробно передают содержание произведения; с большим удовольствием участвуют в инсценировании художественных произведений.
В заключении хотелось бы отметить, реализовав данный проект я еще раз убедилось в том, какую важную роль играет ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы во всестороннем развитии.
Список литературы.
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Каирова – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1979
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1973
3. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
5. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. – М., 1985
6. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
в дипломной работе отражен опыт по созданию художествеенно - эстетических условий для развития детей в соответствии ...
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества
Выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством художестноо-творческой деятельности в условиях ДОУ....
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Консультация для родителей...