Самообразование "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"
рабочая программа (старшая группа)
Формирование у детей духовно- нравстенной основы, просоединение ребенка и окружающих взрослых к базам духовным, нравстенным и социокультурным ценностям России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2022-2023 учебный год
ФИО Аминова Марина Николаевна
Специальность воспитатель
Образование среднее специальное
Стаж работы три года
Категория (сроки) соответствие занимаемой должности с 08.10.2021 по 08.10.2026
КПК (за 3 года) АНО ДПО «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (27.10.2021г.- 10.11.2021г.), ООО «Карусель» «Реализация основной образовательной программы 3-7 лет в дошкольных образовательных организациях» (08.02.2022г.- 25.02.2022г.), ООО «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях» (20.01.2022г.- 15.02.2022г.)
Тема: «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»»
Цель: Повышение уровня собственной профессиональной компетентности по формированию коммуникативных навыков, основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».
Формирование у детей духовно-нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Актуальность выбранной темы В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребенка и социализации. Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребенка в обществе.
Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).
Проект «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» разработан на основе программы «Социокультурные истоки» и способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В работе с дошкольниками проект учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Внедрение и использование проекта «Социокультурные истоки» в ДОУ может стать мощным средством формирования коммуникативных навыков и духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа, развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России.
Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации данного проекта для дошкольного образования, что позволит сформировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты
Для воспитателя:
Повышен собственный профессиональный уровень теоретических и практических знаний в вопросах формирования коммуникативных умений, основ духовно-нравственного развития воспитанников.
Применены полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для детей:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; уважительно относится к результатам труда других людей; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции.
У ребенка сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, позволяющий свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру поведения.
План мероприятий
Сроки, этапы | Содержание работы | Результаты |
Сентябрь | Организационно- теоретический 1. Изучение методической литературы и опыта работ по введению «Социокультурных истоков» в образовательный процесс с дошкольниками. 2. Разработка перспективного планирования по теме проекта | |
Октябрь | Рефлексивно – диагностический 1. Выявление социального запроса семей воспитанников. 2. Диагностика детей с последующим анализом полученных результатов. 3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы: пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам. | |
Ноябрь- май | Накопительно – практический 1. Разработка модели реализации проекта. 2. Реализация детско-родительских проектов. 3. Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. 4. Введение мероприятий по «Социокультурным истокам» в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста. 5. Реализация проекта, согласно перспективного плана. 6. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр. 7. Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте». 8. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 9. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 10. Анализ по осуществлению плана по самообразованию. 11. Обобщение опыта работы по проекту. 12. Планирование деятельности и перспектив развития. |
Материально-техническая база:
1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 224 с.
2. Истоковедение. Том 15. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 160 с.
3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 216 с.
4. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка – дошкольника. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.
5. Верность родной земле. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
6. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
7. Радость послушания. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
8. Радость послушания. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
9. Радость послушания. Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 16 с.
10. Светлая Надежда. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
11. Светлая Надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.
12. Добрые друзья. Книга 4 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 32 с.
13. Добрые друзья. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание третье. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.
14. Мудрое слово. Книга 5 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.
15. Мудрое слово. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.
Итоги работы:______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план кружка по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – пос...
Формирование основ духовно-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Радуга поведения"
Проблема дисциплины у детей...
Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Геральдика нашего города»
Задачи: приобщать детей к истории родного края; обогащать знания о городе Нижнем Новгороде; воспитывать гордость за свой город; формировать представления о символике Нижнего Новгорода; высказыв...
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности....
«Содержание деятельности и мероприятия в ДОУ по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста»
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная исто...
Отчет по самообразованию "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"
Формирование у детей духовно- нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России...