Самообразование "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"
рабочая программа (старшая группа)

Формирование у детей духовно- нравстенной основы, просоединение ребенка и окружающих взрослых к базам духовным, нравстенным и социокультурным ценностям России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

                          План работы по самообразованию

на  2022-2023 учебный год

ФИО Аминова Марина Николаевна

Специальность воспитатель

Образование среднее специальное

Стаж работы три года

Категория (сроки) соответствие занимаемой должности с 08.10.2021 по 08.10.2026

КПК (за 3 года) АНО ДПО «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (27.10.2021г.- 10.11.2021г.), ООО «Карусель» «Реализация основной образовательной программы 3-7 лет в дошкольных образовательных организациях» (08.02.2022г.- 25.02.2022г.), ООО «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях» (20.01.2022г.- 15.02.2022г.)

Тема: «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» 

Цель: Повышение уровня собственной профессиональной компетентности по формированию коммуникативных навыков, основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».      

      Формирование у детей духовно-нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Актуальность выбранной темы В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребенка и социализации. Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребенка в обществе.      

      Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).

    Проект «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» разработан на основе программы «Социокультурные истоки» и способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

      В работе с дошкольниками проект учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

     Внедрение и использование проекта «Социокультурные истоки» в ДОУ может стать мощным средством формирования коммуникативных навыков и духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа, развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России.

      Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации данного проекта для дошкольного образования, что позволит сформировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Планируемые результаты

Для воспитателя:                                                                                

     Повышен собственный профессиональный уровень теоретических и практических знаний в вопросах формирования коммуникативных умений, основ духовно-нравственного развития воспитанников.                                                                    

      Применены полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.                                                                              

  Для детей:

     Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками.

     Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.    

   Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; уважительно относится к результатам труда других людей; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции.

     У ребенка сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, позволяющий свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру поведения.

План мероприятий

Сроки, этапы

Содержание работы

Результаты

Сентябрь

Организационно-  теоретический

1. Изучение методической литературы и опыта работ по введению «Социокультурных истоков» в образовательный процесс с дошкольниками.

2. Разработка перспективного планирования по теме проекта

Октябрь

Рефлексивно – диагностический

1. Выявление социального запроса семей воспитанников.

 2. Диагностика детей с последующим анализом полученных результатов.                    

 3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы: пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Ноябрь-

май

Накопительно – практический

1. Разработка модели реализации проекта.                  

 2. Реализация детско-родительских проектов.            

  3. Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.                        

 4. Введение мероприятий по «Социокультурным истокам» в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста.                            

  5. Реализация проекта, согласно перспективного плана.                                              6. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр.                                                

  7. Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность. Размещение стендовой

информации для родителей «Информация о проекте».                                      

 8. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.                                9. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.                                          10. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

11. Обобщение опыта работы по проекту.                                

  12. Планирование деятельности и перспектив развития.

Материально-техническая база:

1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 224 с.

2. Истоковедение. Том 15. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 160 с.

3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 216 с.

4. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка – дошкольника. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.

5. Верность родной земле. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

6. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.

7. Радость послушания. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

8. Радость послушания. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

9. Радость послушания. Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 16 с.

10. Светлая Надежда. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

11. Светлая Надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.

12. Добрые друзья. Книга 4 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 32 с.

13. Добрые друзья. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание третье. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.

14. Мудрое слово. Книга 5 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.

15. Мудрое слово. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.

Итоги работы:______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план кружка по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста

В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – пос...

Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Геральдика нашего города»

Задачи: приобщать детей к истории родного края; обогащать знания о городе Нижнем Новгороде; воспитывать гордость за свой город; формировать представления о символике Нижнего Новгорода; высказыв...

Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм  общественной морали и формирование нравственных качеств личности....

«Содержание деятельности и мероприятия в ДОУ по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста»

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная исто...

Отчет по самообразованию "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"

Формирование у детей духовно- нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России...