ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию, к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют
следующие высшие духовные ценности:
- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Для эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников педагоги должны владеть определённой профессиональной компетентностью, очень важен правильный выбор и разумное внедрение программ и технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательный процесс, включая инновационные методы и формы работы, то есть деятельностный подход. Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьёй и другими субъектами образовательного процесса в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторы дают следующее определение духовно-нравственному воспитанию личности гражданина России – «это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, культурно-территориальное сообщество, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество, семья.[2]
В области формирования семейной культуры воспитание должно обеспечить:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России;
- усвоение нравственных ценностей семейной жизни, таких устоев как любовь, взаимопомощь, бережное отношение к жизни человека.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в исторических, культурных и семейных традициях народа России, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.[1] Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Проблема: не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную, недостаточно развито чувство гордости за свою семью.
Моя работа по формированию духовно- нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста направлена на:
- расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.
Задача моей работы состоит в том, чтобы:
1.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
Важным средством духовно- нравственного воспитания является фольклор. Пословицы и поговорки помогают в воспитании уважительного отношения к членам семьи, заботливого отношения к родным людям, показывают ценность семьи.
Чтение художественных произведений таких как: «Синяя чашка» М. Матвеева; «Теплый хлеб» К. Паустовский; «Мамина работа» Е. Пермяк; «Мамина дочка» В.Белов; «Косточка» К.Ушинский; «Старый дед и внучек» Л.Толстой; «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А.Шорыгина., позволило узнать дошкольникам о жизни народа, его миропонимании, нравственно-этических, социально - исторических ценностях.
Результатом бесед с дошкольниками стало художественное творчество (рисование) на тему «Моя семья».
Необходимым условием формирования духовно- нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей и их родителей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей и их родителей.
Результатом совместной работы должно стать «Моё генеалогическое древо», которое позволит дошкольникам узнать о ближнем окружении, об истории своей семьи, научить разбираться в родственных связях.
Результат моей работы состоит в том, чтобы
-развить у детей познавательный интерес к изучению истории своей семьи, семейных традиций.
-родители и дети активно вовлечены в совместную познавательно – исследовательскую деятельность.
Работа в духовно- нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к своей семье не будет любви и уважения к своей Родине, к её истории и культуре, а без этого невозможно воспитать гражданина и патриота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
В проекте рассматриваются вопросы об особенностях формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".
Цель проекта Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта методика чтения сказок для дошкольников...
Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".
Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...
Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...