«Времён связующая нить» - нравственное воспитание и духовное развитие дошкольников
статья (старшая группа)

Дошкольное детство - важнейший и очень ценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Необходимо взрослым донести до сознания дошкольников, что они являются носителями истоков народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Народные традиции являются значимыми элементами региональной культуры. Они представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremyon_svyazuyushchaya_nit.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Времён связующая нить» - нравственное воспитание и духовное развитие дошкольников

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский.

        Дошкольное детство - важнейший и очень ценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Необходимо взрослым донести до сознания дошкольников, что они являются носителями истоков народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Народные традиции являются значимыми элементами региональной культуры. Они представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, с которых в жизнь ребёнка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и добротой.

          Целью дошкольных учреждений является обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России. Педагогам необходимо сформировать у детей общечеловеческие ценности, такие как

  • любовь к матери;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине;
  • свобода воли;
  • добро и зло;
  • самовоспитание;
  • добродетель;
  • совесть;
  • надежда;

       Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они думают, о чем мечтают? Что значит для них Родина, родной край? С чего начинается Родина для малыша? Понимают ли они, что Родину, как мать, не выбирают по своему вкусу и желанию? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а Родина одна – единственная?

         Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

       Знакомя воспитанников с родным краем, мы стремимся, чтобы каждый

ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины.

       Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

       Наша область сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур. Каждый из нас называет Белгородчину, «святое Белогорье» своей Родиной, но этого мало. Свою «малую Родину» надо ещё уметь любить от всей души. А это значит, что мы должны знать историю, культуру своей Родины, своего народа.

       Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Что же такое краеведение?

       Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это -наследство, которое оставили нам предки, это обычаи и традиции родного края, его вековая культура, это — живая легенда и бабушкины рассказы, ратные подвиги прадедов, дедов  и отцов,  это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

       В нашем дошкольном учреждении краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания в них чувства прекрасного, формирования нравственных качеств. Занятия краеведением раскрывает новые возможности связи родного города с Родиной. Также оно является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. В этом помогает мини-музей «Горница», который наглядно знакомит детей с народным бытом и традициями русского народа средствами музейной педагогики.       Детям очень нравится проводить досуги в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам (посидеть за прялкой, поработать утюгом, взять в руки ухват с чугунком и т.д.) На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению дошкольников к национальным традициям, русскому быту.

Так беседуя с детьми на темы: «Ваши добрые поступки», «Что такое дружба?», «Добро и зло» и другие, стараемся побуждать их размышлять, возможно, анализировать, делать простейшие умозаключения. Задавая им вопросы, даём ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта и на основе этого стараться формировать представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков детей.

В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки — это живая история народа. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие.  

 

       Совместная работа с родителями ведется постоянно. Родители делают поделки с детьми дома – это и валенки, и бусы из рябины, и рисунки на тему сказок, и поделки из природного материала. А какую ромашку семьи принесли, просто загляденье. Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе отводится сотрудничеству с родителями, одной из важных задач которого является повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Все чаще вовлекаем родителей в воспитатель, но — образовательный процесс, стараясь разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

       Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми: в школу, к памятникам и достопримечательным местам родного города, в «Чудо –юдо град», целевые экскурсии-прогулки на природу. В лесу, чтобы было интересней берем с собой игрушки (би- ба-бо, мягкие) забегаем вперед – кладём в дупло «белку», в листве спрятался «заяц» от голодного «волка», а на дороге целая семье ежат никого и ничего не бояться, собирают запасы на зиму и т.д. Детям такие экскурсии надолго запоминаются и просят еще пойти на прогулку в лес. За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа с тем, чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии.

       В результате проведенной работы по краеведению, изучению истоков русской народной культуры были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций. Они больше узнали о родном краем, о предметах народного быта, об обычаях и традициях русского народа.

      С большой уверенностью можно сказать, что из наших дошкольников вырастут настоящие защитники Отечества и продолжатели национальных традиций. Приобщая дошкольников к истинным ценностям, направляя их мысли и стремления на путь познания добра, воспитывая интерес и любовь к родному краю мы стремимся вырастить духовно-нравственную личность ребенка в сегодняшнем непростом мире, что является главной целью патриотического воспитания подрастающего поколения.

       В дальнейшем, мы будем продолжать работу по изучению истоков русской народной культуры средствами музейной педагогики, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее.

Список литературы:

  1. Сухомлинский, В. А., Сердце отдаю детям.  Издание четвертое, 1973г.
  2. Асмолова, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н.В., Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» г. Белгород 2014г.
  3. Гаврилова, И. Г., Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: Детство – Пресс, 2008г.
  4. Матова, В. Н. Краеведение в детском саду. ООО «Издательство «Детство – Пресс, 2013г.
  5. Тимофеева, Л. О., Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. Издательство «Учитель», Волгоград, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТАВКА русского народного декоративно-прикладного искусства "Времён связующая нить"

Цель: Познакомить детей с историей русского народного художественного промысла. Вызвать у детей интерес в целом к русской народной культуре, любовь к Родине и гордость за родную страну.Ос...

Статья о проведении театрального конкурса "Времён связующая нить"

В статье рассматривается организация  театрализованной деятельности  в ДОУ, и отчёт о проведённых мероприятиях....

Духовно – нравственное воспитание – основа гармоничного развития личности дошкольников

Рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, знакомство с парциальными программами....

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников

В материале представлен опыт работы музыкального руководителя по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях в детском саду....

Духовно-нравственное воспитание в процессе ознакомления дошкольников с социальной значимостью труда взрослых

Духовно-нравственное воспитание в процессе ознакомления дошкольников с социальной значимостью труда взрослых...

Паспорт проекта "Вместе", отчет к проекту «Духовно-нравственное воспитание и социализация старших дошкольников в рамках реализации проекта «ВМЕСТЕ»

Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность ...