Проект "Речной порт города Красноярска"
проект (подготовительная группа)
Представленный проект реализован в октябре 2021 года. Мотивация к возникновению проекта основана на организации взаимодействия (взаимопомощи) детей разных городов Красноярского края (Красноярск – Дудинка). Данный проект позволил нам не только рационально спланировать и организовать образовательную деятельность, но и использовать элементы современных педагогических технологий, авторских технологий обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 276.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 312 «Цветик – семицветик»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 47 , тел. (391) 245-04-22, 247-28-34, e-mail: mbdou312@mail.ru
Номинация: Лучший образовательный проект
Речной порт города Красноярска Сроки реализации: 14 дней
Авторы:
Игуминова Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ №312 Болотова КристинАлександровна, воспитатель МБДОУ №312 Бендюкова Екатерина Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ № 312
Красноярск 2021
Аннотация
Представленный проект реализован в октябре 2021 года. Мотивация к возникновению проекта основана на организации взаимодействия (взаимопомощи) детей разных городов Красноярского края (Красноярск – Дудинка). Данный проект позволил нам не только рационально спланировать и организовать образовательную деятельность, но и использовать элементы современных педагогических технологий, авторских технологий обучения и воспитания.
В проекте раскрыты вопросы реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста имеющие тяжелые нарушения речи.
Опыт работы может быть полезен педагогом дошкольных образовательных учреждений и родителям.
Введение
Актуальность
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Одним из приоритетных направлений – стало ознакомление дошкольников с историей родного края, это формирует чувство преданности к своему краю, сообществу детей и взрослых родного края, позитивные установки к различным видам труда1.
Проблематика
В сентябре 2021 года во время проведения утреннего круга, где дети делились своими впечатлениями о летнем отдыхе, стало понятно, что река Енисей в понимании детей это только место отдыха, и хорошее место для рыбалки. Большинство детей не представляют, что Енисей - это важнейший водный путь Красноярского края, не знают о существовании городов и населённых пунктах на Енисее, о наличии крупнейших портов на реке Енисей, не имеют представления об устройстве речного порта, о профессиях людей, работающих в речном порту.
Практическая значимость
Мы реализуем программу «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», которая ориентирована на развитие предпосылок технического творчества у детей и создание Красноярского речного порта будет происходить с использованием технологии данной программы. Одновременно с развитием технического творчества формируются представления о Красноярском крае, о его достопримечательностях.
Дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи, и данный проект позволит расширить словарный запас детей новыми техническим понятиями,
1 ФГОС ДО
названиями населённых пунктов, названиями профессий, связанных с речным портом, названиями элементов устройства порта и ввести их в активную речь.
Цель: формирование представлений у детей о Красноярском речном порту, как о месте обеспечивающим взаимодействие между городами, обслуживая суда и пассажиров, посредством создания макета речного порта.
Задачи:
- формировать представления об устройстве речного порта, его значении в управлении перевозками пассажиров и грузов, о профессиях людей работающих в речном порту;
- освоить коллективный способ создания макета речного порта;
- развивать интерес к родному краю, к людям, живущим в нем;
- развивать у детей конструктивное мышление и техническое творчество;
- развивать у детей умение договариваться, обсуждать, планировать свою деятельность;
- воспитывать чувство взаимопомощи к товарищам, уважительного отношения к профессиям, связанным с речным портом.
Достигнутые результаты – у детей появился устойчивый интерес к устройству речного порта, к реке Енисей, как к главному водному пути Красноярского края. На основе созданного детьми макета речного порта дети самостоятельно рассказывают и показывают его устройство, его назначение и о профессиях людей, работающих в порту.
Также благодаря инициативе наших детей был создан фильм «Путешествие по Енисею от Красноярска, до Дудинки», который был отправлен детям детского сада «Льдинка» города Дудинки. В нем они рассказывают о путешествии по Енисею и о встречающихся населенных пунктах.
Основная часть Деятельности в рамках проекта
Проект реализовывался в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
Виды деятельности | Содержание |
Познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, конструктивная; экспериментирование) | Просмотр презентации: «Порт». Конструирование – моделирование «Наш порт». Просмотр видеоролика: «Загрузка и разгрузка парома»,. Конструирование - моделирование «Мы строим речной транспорт» (Приложение 1), «Подъемные краны в порту» (Приложение 2). Экспериментирование: «Тонет – не тонет», «Чей парус лучше». Виртуальная экскурсия «Музей вечной мерзлоты» |
Коммуникативная (разговоры, беседы, беседы-рассуждения, высказывания идей, мыслей). Знакомство с новыми понятиями (названия населённых пунктов по водному маршруту Красноярск - Дудинка»; названия элементов устройства речного порта; названия профессий, связанных с речным портом; понятия, связанные с речной отраслью) | Темы: «Что необходимо знать о речном порте, чтобы его построить?», «Где мы это можем узнать?», «Кто нам может в этом помочь?», «Что такое речной порт?», «Профессии в порту». Составление рассказов по серии сюжетных картинок: «Подготовка к отплытию», «Как готовят речное судно» (на основе мнемотаблиц). Составление описательных рассказов: «Паром», «Теплоход Ракета». Беседы: «Профессии в порту», «Какие разные города», «Речные профессии», «Где строят корабли», «Что есть в порту». Беседа-рассуждение: «Что можно увидеть в речном путешествии». Дидактические речевые игры: «Посчитай-ка», «Какой, какие». Составление и отгадывание загадок. |
Игровая (проживание игровой ситуации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры) | Сюжетно-ролевая игра: «Мы готовимся к речному путешествию», «Путешествие по Енисею», «Матросы и юнги». Игровая деятельность: «Регата» |
Художественно-эстетическая (рисование, лепка, оформительская деятельность) | Создание декораций для фильма. Рисование «Мы рисуем Енисей», «Подъемный кран в порту», «Порт города Дудинка», «Такие разные деревья вдоль речной дороге» Лепка «Путешественники», «Грузы», «Автомобили» |
Физическое развитие (подвижные игры, | Малоподвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чём мы ехали - покажем»; Игра-эстафета «Перевоз пассажиров»; Эстафета «Не расплескай»; Подвижная игра «Капитан, корабль, рифы». |
Ресурсами проекта выступают: кадровый - педагоги и работники ДОУ; родители; информационный – учебные пособия, интернет; технический – компьютер, принтер, проектор; материальный – игровые средства, расходные изобразительные материалы; временной.
План работ по проекту
Подготовительный этап | ||
Мероприятия | Участники | Результат |
Обсуждение и выбор воспитателями способа решения выявленной проблемы | Воспитатели, учитель- педагог | Принятие решения о разработке проекта |
Определение рабочей группы по разработке проекта. | Воспитатели, учитель- логопед. | Создание рабочей группы. |
Встреча рабочей группы. | Рабочая группа. | Разработан план проекта «Красноярский речной порт». |
Определение мотива участия в проекте для детей. | Родители, рабочая группа. | Коммуникация с коллегами из детского сада «Льдинка» г. Дудинка. |
Информирование родителей о начале реализации проекта, представление проекта родителям посредством информационных технологий (Zoom, Viber, WhatshApp, GoogleMeet) в рамках совместной деятельности. | Родители, рабочая группа. | Взаимодействие с родителями. |
Вводный этап | ||
Создание образовательной ситуации, в которой у детей самостоятельно определятся мотивы участия в проекте. Просмотр видеописьма от детей и воспитателей Детского сада «Льдинка» г. Дудинка. | Дети, воспитатели, учитель-логопед. | «Вхождение» детей в проблему. Обсуждение полученной информации. |
Вечерний круг на тему «Как ответить на просьбу детей из г.Дудинка, показать им речной порт Красноярска. Совместное обсуждение. Обсуждаемые вопросы: «Чем мы можем им помочь?», «Как это сделать?» Помощь в принятии решения. | Дети, воспитатель, учитель-логопед. | Принятие решения о необходимости оказания помощи детям другого города. |
Обсуждение дальнейшей деятельности, при использовании технологии «Детский совет». Помощь в планировании. Фиксирование на доске детских дел. | Дети, воспитатель, учитель-логопед. | Детский план дел. |
Информирование родителей о случившимся событии в группе, знакомство с детским планом. | Дети, воспитатель, учитель-логопед. | Взаимодействие с родителями. |
Основной этап | ||
Уточнение плана дел: «Что необходимо знать о речном порте, чтобы его построить?», «Где мы это можем узнать?», «Кто нам может в этом помочь?». Дополнение плана детских дел. | Дети, воспитатель, учитель-логопед. | Дополненный, уточненный план дел по созданию макета речного порта. Распределение дел между участниками проекта. |
Создание (конструирование – моделирование) отдельных моделей для макета. | Дети, воспитатель, помощник воспитателя. | Отдельные модели (речные подъемные краны, речные суда, железная дорога, автомобильная дорога, постройки). |
Соединение конструкций в единый макет. | Дети, воспитатель, помощник воспитателя. | Макет речного порта. |
Беседа-обсуждение «Как показать ребятам из Дудинки наш порт?». | Дети, воспитатель, учитель-логопед, помощник воспитателя. | Принятие решения о создании видеофильма «Путешествие по Енисею из Красноярска в Дудинку». |
Обсуждение дальнейшей деятельности. Помощь в планировании. Фиксирование на доске детских дел. | Дети, воспитатель, учитель-логопед, родители. | Детско-взрослый план дел. Распределение дел. |
Создание декораций для видеофильма | Дети, воспитатель, учитель-логопед, родители. | Декорации детей. |
Соединение конструкторского макета речного порта с изображением Енисея и сюжетных остановок. | Дети, воспитатель, учитель-логопед, помощник воспитателя. | Единый макет речного порта с Енисейской речной магистралью. |
Подготовка речевого материала к озвучиванию фильма. | Дети, учитель-логопед. | Звуковые дорожки детей. |
Монтирование фильма «Путешествие по Енисею из Красноярска в Дудинку». Совместный просмотр. | Дети, воспитатель, учитель-логопед, помощник воспитателя, родители. | |
Взаимодействие с родителями: Организация экскурсии выходного дня на Енисей, в речной порт. Домашние беседы на уточнение представлений об устройстве речного порта Красноярска, о профессиях связанных с работой на реке, о городах лежащих на берегу Енисея. | Дети, воспитатель, учитель-логопед, родители. | Слайд шоу « Речные приключения». |
Заключительный этап | ||
Просмотр видеофильма. Его трансляция другим детям нашего детского сада и родителям. Видео посылка с фильмом в город Дудинка. Ожидание ответа. | Дети, воспитатель, учитель-логопед, помощник воспитателя, родители. | Выполненное решение детей. Представления детей о работе речного порта, об его устройстве. Видеофильм. Макет речного порта и водного пути от Красноярска до Дудинки. |
Оценка результатов реализации проекта
Оценка результатов | Индикатор |
Компетенции дошкольников | Умение принимать решение и делать осознанный выбор, решать проблемные ситуации. Умение взаимодействовать с детьми и взрослыми. Присвоение представлений об устройстве порта и водной магистрали. Умение самостоятельно создавать модели (подъемный кран, речное судно) различного предназначения. Умение пользоваться новыми техническими понятиями в игровой и свободной деятельностях. Умение самостоятельно составлять рассказ, на базе полученной информации. |
Мотивация дошкольников | Интерес и инициатива воспитанников на протяжении всего проекта. Созданный макет « Красноярский речной порт. Созданный детьми и взрослыми фильм «Путешествие по Енисею из Красноярска в Дудинку». |
Повышение педагогической компетентности | Выход на коммуникацию с коллегами другого города. Техническая грамотность в сфере работы речной отрасли. Владение средствами информационно- коммуникационного оборудования на всех этапах реализации проекта. |
Анкетирование родителей на выявление интересов детей к проектной деятельности | Более 70% родителей отмечают увеличении интереса к проекту. |
Заключительная часть Распространение результатов проекта
На официальном сайте МБДОУ. С коллегами ДОУ. С коллегами детского сада
«Льдинка» г. Дудинка.
Устойчивость проекта
№ | Возможные риски | Способы решения |
1 | Потеря интереса у детей в ходе проекта | Включение игровых моментов на всех этапах реализации проекта, поиск нестандартных решений в проблемных ситуациях, участие каждого ребенка в реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности и возможности |
2 | Низкая или нерегулярная посещаемость детей в связи с эпидемиологической обстановкой | Информирование детей и родителей об этапах реализации проекта посредством информационных технологий (Zoom, Viber, WhatshApp, GoogleMeet) |
3 | Низкая заинтересованность родителей в совместной реализации проекта | Стимулирование и мотивация родителей посредством информирования о ходе проекта через социальные сети |
4 | Неисправность средств информационно- коммуникационного оборудования | Контроль и диагностика средств информационно- коммуникационного оборудования на всех этапах реализации проекта |
Бюджет не предусмотрен
Список используемой литературы:
- Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Выпуск 4. ФГОС. Детство-пресс, 2021г.
- Пространство деткой реализации. Проектная деятельность (5-7 лет) Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса; Мозаика-синтез, 2020
- Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - речевое развитие в старшей группе " Мой город - Красноярск"
Конспект НОД в старшей группе " Мой город - Красноярск"....
"Мой город- Красноярск: Знакомство с памятными местами"
Презентация-экскурсия по городу...
НОД «Становление Красноярского края и города Красноярска»
«Становление Красноярского края и города Красноярска»...
ЦОР и конспект беседы "Виртуальное путешествие по городу Красноярску".
ЦОР и конспект беседы "Виртуальное путешествие по городу Красноярску"....
Информационная карта участника профессионального конкурса «Воспитатель года города Красноярска»
Информационная карта участника профессионального конкурса «Воспитатель года города Красноярска»...
Календарный план воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе Тема: Мой город, Красноярский край, моя страна
Цель: Расширение представлений детей о Родине (герб, флаг, гимн Рос-сии, представления о Президенте, Правительстве России).2.Формирование представлений о достопримечательностях родного города, страны....
Дидактическая игра «Города Красноярского края. Город Канск (страницы истории)»
Воспитание нравственно-патриотических качеств личности является одной из основных задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране, крае он живет, ч...