Картотека игр по краеведению
картотека
Любовь к Родине начинается с любви к Малой Родине (родного края, города, в котором живешь, детского сада, родного дома). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №28 «Огонек»
Картотека игр
по краеведению
Составитель:
Грачева Анна Николаевна
г. Бердск 2022
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так воспитатель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.
В. А. Сухомлинский
Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:
- Опираться на уже имеющиеся у детей знания.
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям.
- Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
- Постепенно усложнять задачу и игровые действия.
- Конкретно и четко объяснять правила игры.
Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Название игры | Цель | Ход игры |
«Замочная скважина» | Формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу. | Комплектность: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной. Ход игры: Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном месте в городе. |
«Достопримечательности города» | Закрепить знания детей об архитектуре города | Комплектность: фотографии исторических мест и зданий города и других городов. Ход игры 1вариант: Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего города. 2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города. |
«Собери картинку» | Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей; закреплять знания детей о достопримечательностях города | Комплектность: разрезные картинки с видами города. |
«Прогулка по городу» | Закреплять знания детей об улицах ближайших к детскому саду и расположенных на них зданий, правила безопасного поведения на улице. Развивать связную монологическую речь. Воспитывать любовь и уважение к родному городу. | Комплектность: Макет города, либо улицы города, фигурка человечка - 1 шт.; В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 4 чел. 1 вариант – «Найди улицу». Ребенку предлагается поставить фигурку человечка к тому зданию, которое назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле). 2 вариант – «На улицах города». Воспитатель раздает играющим детям фотографии, дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото здания, помещает его на игровое поле. Добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты. 3 вариант – «Что перепутано?» Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия |
«Путешествие из прошлого в настоящее» | Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Бердска, о внешнем виде зданий; упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий. | Комплектность игры: карточки, на которых изображены здания города в старом и современном виде. Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети внимательно рассматривают 2 фотографии, на которых изображено одно и то же место. По очереди рассказывают о сходствах и различиях зданий в старом и современном виде. За правильный ответ ведущий выдает фишку. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет больше фишек. |
«Четвертый лишний» | Закреплять представления о природе родного края, развивать логическое мышление. | Комплектность: дом, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Новосибирской области. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран. Ход игры: ведущий вставляет в окна дома карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в нашем крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала. |
«Доска почета» | Закреплять представления о достопримечательностях Бердска, развивать связную речь. | Комплектность: макет города или изображения достопримечательностей города, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней. Ход игры: Из набора иллюстраций достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание. |
«Путешествие по городу» | Закреплять знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города. | Передвигаться по игровому полю с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места. |
«Подбери словечко» | Развивать мышление, обогащать словарь определениями, расширять знания о родном крае. | Подобрать слова – определения к словосочетаниям и словам (улица Лунная, река Бердь, сосновый бор, болото, белка). Или прослушав набор слов, угадать, о чем идет речь. |
«Как зовут тебя деревце». | Сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность. | Комплектность: разрезные картинки разных деревьев, листьев, плодов, семян. |
«Город будущего». | Развивать умения детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. Воспитывать внимательное отношение к родному городу, чувство гордости за него. | Предложить детям представить город Бердск через 100 лет. Составляют рассказ о городе в будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо - плохо». |
«Одень куклу». | Прививать интерес к национальной культуре через знакомство с национальной одеждой. | Комплектность: бумажные куклы с наборами национальной одежды. Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду. |
«Я – экскурсовод». | Способствовать умению детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них | Дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами. |
«Интервью». | Развивать умения у детей составлять связной рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. | Комплектность: микрофон. Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном городе |
«Жилое – Нежилое» | Закреплять знания детей о зданиях жилых и нежилых. | В жилых - проживают люди; в нежилых - расположены организации, подсобные помещения и т.п. |
«Заколдованный город» | Закреплять представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; | Комплектность: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам. |
«Красный огонек». | Закреплять знаний детей о растениях и животных края, занесенных в Красную книгу. | Комплектность: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных. Ход игры: Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них. |
«Рыбалка на Обском водохранилище» . | Закреплять знания детей о разновидностях рыб, обитающих в Обском водохранилище. Учить отличать их по размеру, называть рыб. Закреплять понятия «мелкая рыба», «крупная рыба», «промысловые рыбы». | Комплектность: макет водоѐма, вырезанные силуэты рыб, с наклеенными металлическими пластинами, магнитная удочка. Ход игры: 1 вариант: «Поймай и назови рыбку» 2 вариант: «Назови рыб, занесѐнных в Красную книгу» 3 вариант: «Кто быстрее и больше поймает рыб» |
«Я знаю». | Активизировать словарный запас детей; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о родном городе. | Дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом. |
«Любимый город». | Закреплять правила поведения в городе и в природе. | Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему. • Человек вернулся из леса, парка с букетом ландышей. • Человек сажает в парке возле своего дома деревья. • Человек моет в море свою машину. • Человек выбросил мусор в канаву возле дома. • После отдыха на поляне человек собрал весь мусор. • Человек выгуливал свою собаку в парке возле детской площадки т.д. Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации. |
"Волшебный поезд" | 1 вариант - закрепить и систематизировать представления детей о растениях, произрастающих в родном краю (деревьях, кустарниках, цветах, лекарственных растениях). Среди набора объектов есть не соответствующий растительности края. 3 вариант - закрепить и систематизировать представления детей о перелётных и зимующих птицах родного края. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края. | Комплектность: Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных растений края. |
«Угадай и назови» | Расширять и закреплять представления о детском саде | 1 вариант: Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад. 2 вариант: Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии». Дети продвигаются по карте от пункта к пункту. На них обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся, дети сообщают пантомимой, описанием или загадкой. Последний пункт на карте – «Загадочный ларец» В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада. Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы (кастрюли, ножи, чайник – повару; и т.д.) |
Список используемых источников:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ЦГЛ, 2008.
2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М.: просвещение 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-504513-1612018234.jpg)
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Татарская народная игра «Земля ,вода , огонь , воздух»Цель: Развитие ловкости, координации движении, быстроты мышления, сообразительности.Правила: играющие собираются в круг, в серед...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-786808-1462527340.jpg)
Картотека игр по краеведению
ldquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так воспитатель д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-1184401-1574252254.jpg)
Картотека игр по краеведению в подготовительной группе
Картотека по краеведению .Подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-739191-1665465649.jpg)
Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»
Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, па...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-1326452-1617373142.jpg)
Картотека дидактических игр по краеведению для средней группы
ldquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так воспитатель д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-1326452-1617373142.jpg)
Картотека дидактических игр по краеведению для старшей группы
Основным видом деятельности дошкольника является игра, в своей работе я широко применяю игры краеведческой направленности. Данные игры позволяют:- формировать представления дошкольников об историческо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-1326452-1617373142.jpg)
Картотека бесед по краеведению "Люби и знай свой край родной".Старший дошкольный возраст
В данной разработке представлена картотека бесед по теме "Люби и знай свой край родной" с целями и формами проведения.Старший дошкольный возраст....