Дополнительная общеразвивающая программа по обучению родному языку
рабочая программа

Батманова Олеся Олеговна

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине и родному языку, необходимо - воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание больше узнать об истории и языке, формировать стремление знать свой родной язык.

Родной язык является залогом осознанного успешного обучения. К.Д.Ушинский писал: «Родной язык – это наследие народа, накапливавшееся веками и тысячелетиями, он позволяет ребенку в кратчайший срок подняться на уровень умственной и культурной жизни своего времени.

Таким образом, изучая родной язык детьми в детском саду, воспитывается патриотизм, высокая нравственность, толерантное отношение ко всем людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_hanty_yasan_batmanova.docx95.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\79004\Desktop\46594_html_m7eceb6a9-1536x139.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, dou_teremok70@mail.ru

Рассмотрено:

на педагогическом совете

протокол № __

от «__» ________ 20__г.

 Согласовано:

 Старший воспитатель

________ О.О.Батманова

от «__» ________ 20__г.

Утверждено:

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Теремок»

_________О.А.Куртямова

Приказ №

 от «____» ________ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по обучению родному (хантыйскому) языку

«Ханты ясан»

Направленность программы: речевое развитие

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

 

Составители:

Батманова Олеся Олеговна,

старший воспитатель

с. Овгорт

2022г.

C:\Users\79004\Desktop\46594_html_m7eceb6a9-1536x139.jpg

Оглавление

страница

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Актуальность

1.3.

Цели и задачи реализации Программы

1.4.

Принципы построения Программы

1.5.

Характеристика возрастных особенностей детей

1.6.

Планируемые результаты освоения программы

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание Программы

2.2.

Учебный план

2.3

Календарный учебный график

2.4.

Учебно-тематический план

2.5.

Особенности взаимодействия с семьей

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Продолжительность и этапы реализации Программы

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

3.3.

Список литературы

Приложение 1

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине и родному языку, необходимо - воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание больше узнать об истории и языке, формировать стремление знать свой родной язык.

Родной язык является залогом осознанного успешного обучения. К.Д.Ушинский писал: «Родной язык – это наследие народа, накапливавшееся веками и тысячелетиями, он позволяет ребенку в кратчайший срок подняться на уровень умственной и культурной жизни своего времени.

         Таким образом, изучая родной язык детьми в детском саду, воспитывается патриотизм, высокая нравственность, толерантное отношение ко всем людям.

         Детский сад «Теремок» расположен в национальном селе Овгорт, где 70% населения – коренной народ - ханты. Но, большинство семей не владеют родным языком, исходя из этого, разговорной речью населения является русский язык. Родным языком владеют только небольшой процент населения, и то этот процент составляют люди пожилого возраста. Сегодня, когда растет национальное самосознание, возрождается духовность, важно воспитывать в подрастающем поколении  черты подлинного хозяина  своей земли, гармонически развитого человека. Поэтому, задачей  детского сада является создать у детей  запас наиболее  употребительных слов  и развивать  связанную хантыйскую речь.

При изучении хантыйского языка в детском саду трудность заключается в том, что дети совсем не владеют разговорной хантыйской речью, так как обучение идет на русском языке, также дети в быту мало говорят на родном языке и соответственно язык забывается.

  1. Актуальность программы

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Одним из источников патриотического воспитания дошкольников является родной язык. В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к  народному языку. Каждый человек должен знать свой язык, язык предков. К сожалению, что в современном мире представления детей дошкольного возраста о родном языке поверхностны и отрывочны. Конечно, у детей уже школьного возраста есть знания о хантыйском языке, но они элементарны, например, не все дети знают как переводятся на родной язык элементарные слова – мама, папа, сестра, брат, бабушка и дедушка. В наше время, дети с раннего возраста увлечены новыми компьютерными технологиями, играми, сотовыми телефонами, зарубежными мультфильмами, различными детскими планшетами, и забывают о жизни и развитие родного языка, поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю и усвоению языка своего народа  уже с дошкольного возраста. Ведь усвоение родного языка является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира.

Понимание данной проблемы и явилось ведущим мотивом программы «Ханты ясан» по усвоению детьми родного языка, программа предназначена для работы дополнительного бесплатного образования в кружке дошкольного учреждения детского сада «Теремок». В содержании программы большая часть отводится ознакомлению и приобщению детей к истории, народам, творчеству родного края через родной хантыйский язык. В процессе занятий у детей сформируются психические процессы, будут развиваться речевые, умственные и  творческие способности. Формирование разнообразных навыков и умений будет происходить в едином процессе ознакомления детей с языком. В разработке программы опиралась на программу Серасховой Э.П. по развитию хантыйской речи детей старшего дошкольного возраста «Рут ясан», которая создана на основе «Пособия по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком» С.А.Попова, Р.Г.Решетникова, под редакцией Е.И.Ромбандеева.

Вид программы: настоящая программа по виду - авторская, разработанная индивидуально страшим воспитателем МБДОУ «Детский сад «Теремок», по сроку реализации – одногодичная, то есть на один учебный год, по особенностям развития – общая. Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.

Новизна заключается в том, что в воспитательно-образовательную работу кружка «Ханты ясан» включены познавательно-речевые знания, которые будут реализованы через игровую, творческую, познавательную, двигательную детскую деятельность, путем реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Достоинством данной программы будет являться  то, что для достижения целей обучения будет применим широкий спектр форм работы: теоретическая образовательная деятельность, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, практическая и самостоятельная деятельность, информационно-коммуникативные технологии, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и развлечения, национальные праздники, участие в мероприятиях района и села. В программе большое место уделяется художественно - эстетическому воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками, мастерами народа ханты.

Особенности программы: в детском саду эффективность усвоения родного языка напрямую связана со специфической формой организации дошкольного учреждения. Когда язык естественно вплетен в повседневную жизнь ребенка, он начинает использовать его в игре, в общении с окружающими, что является гарантией успешного овладения языком. В данной программе обучения ханты языку игра является не только источником детской забавы, но и основным способом решения учебных задач. Цели и средства обучения направлены на развитие коммуникативной деятельности (диалогическая и монологическая речь). Обучение чтению и письму не предусматривается.

Срок реализации данной программы – 1 учебный год, этапы реализации программы: организационно-подготовительный, основной и итоговый, на начальном этапе происходит набор воспитанников в кружок, с добровольного согласия детей и родителей (законных представителей), наполняемость кружка: 8-12 детей старшего дошкольного возраста, для усвоения материала предлагается тема, определенное количество НОД и слов по каждой теме. Для более легкого усвоения содержание обучения разделено на два раздела: «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и «Ознакомление с природой и развитие речи», эти разделы подразделяются на темы, на итоговом этапе предусматривается отслеживание результатов в виде наблюдений, викторин, выставок, поделок, творческих отчетов руководителя кружка, участия в конкурсах различного уровня и итоговой диагностики усвоения материала.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 5-6 лет, вид детской группы профильный, состав переменный, набор в группу кружка свободный, с добровольного согласия детей и родителей (законных представителей).

Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 15 часов 50 минут в год, регулярность проведения кружка – 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность непосредственно организованной образовательной деятельности - 25 минут.

  1. Цели и задачи Программы

Цель данной программы заключается в ознакомлении и приобщении детей дошкольного возраста с родной культурой, в развитии и осознании теоретическому и практическому усвоению родного языка у дошкольников, через реализацию образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи (обучающие, воспитательные, развивающие):

- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

- приобретать знания, умения и навыки, формировать у дошкольников  желание в будущем самостоятельно  изучать родной язык;

- воспитывать патриотические чувства путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае;

- воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- приобщать детей к устному народному творчеству, фольклору;

- формировать и развивать у детей художественный вкус и любовь к прекрасному, развитие творческих способностей; 

- развитие таких качеств, как ответственность, самостоятельность, активность и аккуратность, формирование потребностей в самопознании и саморазвитии;

-использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (ханты) языку.

  1. Принципы построения Программы

Предварительный устный курс родного языка должен обеспечить развитие родной речи и носить характер практической направленности на ранней стадии обучения с учетом уровня владения языком воспитанниками. Поэтому  при построении и организации материала для предварительного устного курса учитываются следующие  основные принципы:

  • принцип практической коммуникативной направленности обучения;
  • принцип учета общественных функций, выполняемых родным и русским языками в условиях двуязычия;
  • принцип воспитывающего и развивающего обучения;
  • принцип научности;
  • принцип комплексного овладения видами речевой деятельности и разными аспектами языка;
  • принцип связи теории с речевой практикой обучающихся;
  • принцип наглядности (ситуативная наглядность в обучении);
  • принцип доступности в обучении.

В целях соблюдения этих принципов в обучении родному языку отобран языковой материал и определена последовательность его презентации:

1) конкретный языковой материал (фонетический, лексический, грамматический);

2) умения и навыки аудирования и говорения;

3) тематика для формирования и развития навыков устной речи;

4) целевая направленность обучения.  

  1. Возрастные особенности

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В результате годичного обучения хантыйскому языку дети должны иметь: 

  • представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной нации;
  • уметь слышать и понимать речь воспитателя, уметь рассказать на родном (ханты) языке о своей семье, об игрушках;
  • знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов,
  • уметь создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края.

Формы проведения итогов реализации Программы

Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий). Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка. При реализации данной программы у детей систематизируется и расширяется знание и представление о своем родном языке.

Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования кружка «Ханты ясан» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д.

Диагностика усвоения программы воспитанниками происходит в начале обучения (октябрь) и в конце обучения (апрель). Для фиксации результатов используется диагностическая карта (приложение 2). Диагностика результатов ведётся лично педагогом  (руководителем кружка).

Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Предусматривается отслеживание результатов в виде наблюдений, викторин, выставок, поделок, творческих отчетов руководителя кружка, участия в конкурсах различного уровня и итоговой диагностики усвоения материала. (Приложение 1 -  диагностическая карта  уровня   развития  воспитанников по дополнительному образованию  «Ханты ясан»).

Учебно-тематический план

Таблица 1

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

Раздел 1. «Ознакомление с окружающим и развитие

1.

Знакомство с языком (расширять знания об окружающей действительности, воспитание любви к родному краю, научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке).

2ч.55мин

2ч.05мин.

50 мин.

2.

Моя семья (развитие речевых навыков, усвоение детьми слов родственной терминологии, правильное употребление детьми лично-притяжательных форм имен существительных в родственной терминологии)

2ч.05мин

1ч.40мин

25 мин

3.

Одежда (знакомство с национальной одеждой народа ханты, уточнить представления детей о женской, детской и мужской одежде, работать над произношением спец. звуков хантыйского языка н, л,.)

1ч.40 мин

1ч.15мин

25 мин

4.

Дом и предметы быта (обогащать знания о коренных народах Севера, уточнить представления о жилище народа ханты – чум, предметах быта)

1ч.40 мин

 

50 мин

50 мин

5.

Игрушки народа ханты (познакомить детей с традиционной игрушкой – акань, учить изготавливать куклу – акань, воспитывать доброту и отзывчивость)

1ч.15 мин

50 мин

25 мин

Раздел 2. Ознакомление с природой и развитие речи

1.

Времена года (расширять знания об окружающей природе края, побуждать детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворений, продолжать обогащать словарь детей)

1ч.15мин.

50 мин

25 мин

2.

Домашние и дикие животные (продолжать совершенствование хантыйской речи, учить строить предложения из 2-3 слов, научить детей правильно употреблять существительные в названиях зверей, выработка правильного произношения)

2ч.30 мин

1ч.40мин

50 мин

3.

Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы (познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты; дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов; научить детей самостоятельно работать над изготовлением предметов быта из различных материалов, воспитывать у детей любовь к прикладному искусству народа ханты)

2ч.30 мин

1ч.15 мин

1ч.15мин

Итого часов:

15ч.50 мин

10ч.25 мин

5ч.25 мин

Таблица 2. Распределение учебного времени

Продолжительность НОД

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

25 минут

1 раз

25 минут

15ч.50мин.

Содержание программы

Содержание программы составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладеть дети. Это прежде всего словарь, куда входят наиболее часто употребляемые слова хантыйского языка, необходимые для элементарного общения. Словарь, предлагаемый в программе, организуется по тематическому принципу.

Для усвоения материала предлагается тема, определенное количество НОД и слов по каждой теме. Для более легкого усвоения содержание обучения разделено на два блока: «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и «Ознакомление с природой и развитие речи».
          Первый раздел: «Ознакомление с окружающим и развитие речи» разбит  по темам: «Знакомство с языком» - 7 НОД – дети знакомятся со словами часто употребляемыми в общении, учатся задавать вопросы и отвечать на них. Занятия построены так, что дети в них живо участвуют. «Моя семья» - 5 НОД – дети знакомятся со словами родственной терминологии, дети наглядно проигрывают ситуации взрослых, то есть своих родителей, братьев и сестер. «Одежда» - 4 НОД – дети знакомятся с традиционной одеждой народа ханты, посещают краеведческий музей имени Е.И.Тыликовой и мини-музей по ознакомлению народной культуре, расположенный в детском саду. «Дом и предметы быта» - 4 НОД – продолжают знакомство с жилищем коренных жителей – чум. Его предметами быта. «Игрушки народа ханты» - 3 НОД – дети знакомятся и изготавливают национальные игрушки – акань.
         
Второй раздел: «Ознакомление с природой и развитие речи» разбит также по темам: «Времена года» - 3НОД – дети знакомятся с поэтами и писателями Севера. Заучивают стихи о природе. «Домашние и дикие животные» - 6 НОД – дети знакомятся со сказками и легендами о животных. «Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы» - 6 НОД – дети знакомятся с народным искусством народа ханты. Орнамент – важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа ханты. 

После тем есть практическая непосредственно образовательная деятельность, где дети участвуют в фольклорном празднике ханты «Ворна хатл», традиционном празднике «С днем рождения, Ямал». Посещают краеведческий музей имени Е.И.Тыликовой, мини-музей по народной культуре народа ханты в самом детском саду, экскурсии в осенний, зимний лес. Приглашаем народных умельцев, которые знакомят с прикладным искусством. Знакомятся с поэтами Севера и их творчеством, исполняют театральные постановки по сказкам народов Севера, разучивают танцы и песни на ханты языке. 

График НОД составляет руководитель с учетом особенностей режима дня. По обучению развитию хантыйской речи детей отводится по одному НОД  в неделю. Продолжительность НОД – 25 минут. В начале и в конце учебного года проводится диагностика детей по усвоению материала. По результатам диагностики можно констатировать об успешной реализации программы.

К основным методам и приемам словарной работы относятся: использование картин, игрушек, дидактических игр; разучивание и исполнение песенок, стишков, инсценирование, игры-загадки.

 Работа над произношением проводится поэтапно: усвоение правильного звуко- и словопроизношения; развитие артикуляционных навыков, умение различать звуки хантыйского языка на слух.

 Используются наглядные и имитационные методы и приемы в сочетании с разъяснениями воспитателя; хоровое произношение чередуется с индивидуальным.
          Развитие речи детей осуществляется в естественной обстановке, в соответствии с целями и задачами образовательной деятельности: во время прогулок, когда воспитатель проводит беседы с детьми, при выполнении режимных моментов, на встречах с родителями, на праздничных утренниках. Естественная обстановка помогает на НОД создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности.
В беседах с родителями рассказывать им о целях данного этапа обучения хантыйскому языку. Хорошо, когда родители вместе с детьми разучивают стихи, песенки, вместе рассматривают журналы и газеты, смотрят телепередачи.
          При организации обучения хантыйскому языку в детском саду необходимо прежде всего учитывать требование комплексного подхода к обучению и воспитанию, принцип единства воспитания и обучения. Это значит, обучение хантыйскому языку должно внести определенный вклад в общее развитие ребенка.

Творчески работающий педагог может постоянно совершенствовать эту работу, развивать предложенные идеи, добавлять новый материал, включать в него дополнительный материал, воспевающие родной край, произведения детского фольклора, игры, игрушки, пословицы и поговорки.

Условия реализации программы

  1. Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям СанПин;
  2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт;
  3. Демонстрационный материал: цветные иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.
  4. Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий;
  5. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий;
  6. Хантыйско-русские словари, тематические словари, картинные словари хантыйского языка для детей.
  7. Методическая и художественная литература, пособия по изучению Шурышкарского края, консультации и статьи в музее имени Е.И.Тыликовой.
  8. Комплекты учебных пособий на хантыйском языке (шурышкарский диалект).
  9. Художественная литература местных писателей и поэтов.
  10. Дидактические пособия на ханты языке (по одному комплекту на каждого ребенка).

Список литературы

Литература, используемая педагогом для разработки программы

1. Бородич А.М., Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» , - 2-ое издание - М.: Просвещение.

2. Возелова Л.Г., М.А.Рачинская, Комплект учебных пособий на хантыйском языке (шурышкарский диалект) для воспитанников кочевых детских садов, С-Пб., Алмаз-граф, 2014г.

3. Лисина М.И. Влияние общения со взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни / Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика.

4. Лисенко О., Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание, 2009г.
5. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 
6.
Методические указания по обучению хантыйской грамоте \\ Просвещение. №18.

7. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи в старшей группе детского сада. Ханты-Мансийск, 1990г.

8. Немысова Е.Н., Методические рекомендации по использованию

Хантыйских загадок/г.Ханты-Мансийск,1990г.

9. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт». 

10. Русская Ю.Н. Самоучитель хантыйского языка. Л., 1961г.

11. Сязи А.М., Орнамент и вещь в культуре хантов. Изд.Томск. универ-та. 2000г.

12. «Среди Обских раздолий. Шурышкарский район», Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2005г.

13. Соловьева В.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. Для дошкольных педагогических училищ. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение,1996г.
14.
Фролова Д. Использование в работе со старшими дошкольниками произведений писателей Севера. /Для детских садов Севера// Дошкольное воспитание№4.1986г.
15.
Хантыйско-русский словарь. Л.: Просвещение, 1988г.

16. Интернет-ресурсы.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. .Возелова Л.Г., Рачинская М.А. Комплект учебных пособий на хантыйском языке (шурышкарский диалект) для воспитанников кочевых детских садов (9 пособий в комплекте) , С-Пб., Алмаз-граф, 2014г.
  2. Н.А.Немысова, Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. - СПб.: «Алфавит», 1995г.
  3. Скамейко Р.Р. Картинный словарь хантыйского языка, - С-Пб, Просвещение, 1997г.

Приложение 1.

Диагностическая карта  уровня   развития  воспитанников по дополнительному образованию  «Ханты ясан»

в  МБДОУ «Детский сад «Теремок»

Дата заполнения:

Ф.И.О. педагога:

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

                                Ф.И. воспитанника

Показатели

 (знания, умения, навыки)

ФИО ребенка

С удовольствием ходит на кружок, есть желание заниматься на родном языке

1.

Знает о родном языке, знает свою национальность

2.

Умеет слышать и понимать речь педагога

3.

Знает национальные костюмы, орнаменты, жилища

4.

Правильно произносит звуки хантыйского языка за педагогом

5.

Может здороваться и прощаться на хантыйском языке

6.

Знает переводы элементарных слов (мама, папа, бабушка, дедушка, я и др.)

7.

Может сказать связно небольшое предложение на хантыйском языке

8.

Умеет создавать рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края

9.

Знает название поселка, может назвать название на хантыйском языке

10.

Знает и называет животных, живущих на территории ЯНАО, птиц, северные ягоды, растения

11.

Знает потешки, заклички, песни на хантыйском языке

Общий показатель

«Н»    (низкий) - не справляется с заданием

«Ср» (средний) - справляется помощью педагога

«В»   (высокий) - справляется самостоятельно

Высокий уровень: если все показатели «В», «В» больше чем «Ср».

Средний уровень: если все показатели «Ср», если есть показатели «В» и «Н», «Ср» больше «Н», Низкий уровень: если все показатели «Н», если «Н» больше «Ср».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте старших дошкольников в соответствие с ФГОС

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)

Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка      О...

Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа «Happy English» (английский язык)

Программа по изучению английского языка для дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»

Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...

Дополнительная образовательная программа “Говорим на родном языке”

Программа кружка « Говорим на родном языке» направлена на воспитание интереса к овладению башкирским языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же поз...