Конспект занятия по кружковой работе "Бабушкины игрушки"
план-конспект занятия (средняя группа)
Приобщить детей к национальным традициям и культуре эрзянского народа, используя малые формы фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_2021_-_mart.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» МБДОУ «Детский сад «Планета детства»
комбинированного вида»
Конспект занятия
по кружковой работе
«Кладовая эрзянского народа»
в средней группе на тему
«Бабушкины игрушки»
Подготовила и провела:
воспитатель Пышкова С.М.
пгт Комсомольский
2021г.
Бабушкины игрушки
Цель: приобщить детей к национальным традициям и культуре эрзянского народа, используя малые формы фольклора.
Задачи:
образовательные: познакомить с мордовскими народными игрушками – деревянной Лошадкой, Грибником, Птичкой-свистулькой, закрепить знания о мордовской Матрешке;
развивающие: формировать понятие, из чего они сделаны, развивать интерес к малому мордовскому фольклорному жанру – колыбельная песенка, потешка, пестушка, расширять интерес к народной игрушке, обогащать словарный запас;
воспитательные: побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Оборудование: Матрешка, колыбелька, кукла Татю в мордовском костюме, тавлинские деревянные игрушки – Лошадка, Грибник, Птичка-свистулька, маска-ободок петуха, прутик.
Словарная работа: колыбелька, пестушка, потешка, потягушечки, токарь.
Предварительная работа: заучивание мордовской колыбельной песенки, потешки, пестушки в переводе на русский язык; заучивание междометий («Здравствуй», «До свидания», «Спасибо») и считалочки на эрзянском языке; игры с Матрешкой, роспись элементами мордовского узора плоскостных изображений Матрешек.
Методические приемы: практический, словесный, наглядный, игровой момент, объяснительный показ.
1. Приветствие. (Слайд №1)
Край мордовский – Родина моя,
Край мордовский – дружная семья!
Здесь живут как друг и брат,
А при встрече говорят «Шумбрат»!
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Дети: Шумбрат, Светлана Михайловна!
Ребята, сегодня мы снова отправляемся путешествовать в мир эрзянской культуры и эрзянского языка! И увидим, чем еще богат наш родной мордовский край.
За это время вы много нового узнали о быте и фольклоре мордовского народа: учили колыбельные песни, пестушки, потешки, играли в мордовские народные игры. А сейчас давайте покажем, чему вы научились. Проходите к стульчикам и присаживайтесь. (присаживаются полукругом на стульчики)
2. Сюжетно-ролевая игра «Колыбельная для Татю»
(Слайд №2 - фонограмма «плач маленького ребенка») Я слышу, что кто-то плачет (подходит к колыбельке-качалке). Ребята, наша кукла Татю плачет, никак не может уснуть. Как мы можем помочь ей, чтобы она успокоилась и уснула?
Дети: Спеть колыбельную песенку.
(Воспитатель поет на эрзянском языке колыбельную песенку. Подготовленный ребенок поет перевод колыбельной на русском языке).
Воспитатель: Утю-балю, какинем!
Утю-балю, дугинем!
Тетят моли базаров,
Тонеть рами горнипов,
Монень рами баяга.
Тей люкштядян – «горь» мери,
Тов люкштядян –«гай» мери.
- Полина Е., ты знаешь колыбельную песенку? Спой, пожалуйста. (Поет Полина)
Полина: Утю-балю, дитятко!
Утю-балю, доченька!
Отец пойдет на базар,
Тебе купит самовар,
Мне купит бубенцы.
Я сюда качну – звенит,
Я туда качну – звенит. (присаживается на свое место)
Воспитатель: Вот так ребенок под колыбельную песенку мамы успокаивается и засыпает.
Ребята, Полина спела колыбельную песню на русском языке, а я на каком языке спела?
Дети: На эрзянском языке.
Воспитатель: Правильно!
Посмотрите, наш ребенок просыпается и подтягивается. После сна обязательно нужно сделать зарядку и спеть «потягушечки».
Воспитатель: Касыне, касыне,
Вишка писай лапине.
Полина Б., умеешь петь потягушечки?
Полина Б.: Потягушки, потягушечки,
Моя маленькая лапка котенка!
Воспитатель: Это нужно для того, чтобы ребенок вырос большим, здоровым, мама помогает ребенку делать зарядку прямо в кроватке.
Когда уже ребенок стал бодрым, мама берет на руки и начинает играть с ним.
Воспитатель: А кодашка касыть тон, монь Татю тейтернем.
А кодамо покшат тон, монь тякинем.
Сажает на свою ногу и качает.
Тёки-тёки-тёкшке,
Минек Татю покшке.
Эта песенка называется пестушка. Так мама развлекает ребенка, чтобы было весело, играет с ним. Милана, спой пестушку на русском языке, порадуй Татю.
Милана: Ах, как ты выросла моя доченька,
Ах, какая большая ты стала, ладушка.
Тёки-тёки-тёкшке,
Минек Татю покшке.
(на руках подбрасывает вверх, качает на ноге)
Слайд №3 - (смех ребенка)
Ах, как весело стало нашей Татю! Ребята, а вы любите играть в игры?
Дети: Да.
И наша Татю очень любит играть в игры. Я вам предлагаю поиграть в модовскую народную игру «Атякшкесэ». Ребята, давайте и Татю пригласим поиграть.
3. Мордовская подвижная игра «Атякшкесэ» «В петушка».
(Слайд №4 – мордовская мелодия для игры)
С помощью считалочки сейчас выберем «Бабушку» и «Петушка». А поможет нам в этом Регина:
Вейке, кавто, колмо, ниле,
Монь кискинем стядо пиле.
Налкси, онги: гав, гав, гав!
Кинь онгизе – листь бокав!
Ход игры:
Петух: Бабушка, а бабушка, у тебя живет курочка?
Бабушка: Живет, да дома не бывает.
Петух: А где же она?
Бабушка: Бродит где-то. Да вон же она, которую зовут Ангелина.
Петух: Эта? (Петух дотрагивается прутом до плеча)
Бабушка: Она самая. (Курочка убегает)
Петух: Кыш домой! Кыш домой!
Молодцы, ребята, весело поиграли! А сейчас сядем на стульчики и отдохнем. (садятся на стульчики)
4. Беседа о мордовских игрушках.
А с чем ещё любят играть дети, что еще может развеселить ребенка? (Ответы детей). Правильно, с игрушками. Отгадайте-ка мою загадку про игрушку.
Воспитатель: Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
У меня есть бабушкин старый сундучок, а отгадка находится там. (воспитатель достает из сундука)
Вы угадали, это Матрешка! Посмотрите, какая красивая игрушка – Матрешка! А про Матрешку нам расскажет Полина Большакова.
Полина Б.: «Форму Матрешки сделал токарь из дерева. Значит, это деревянная игрушка. А еще она старинная, потому что ее придумали давным-давно. С Матрешкой любили играть наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Она очень красивая! Художник расписал её своими красками».
Воспитатель: Молодец, Полина, что рассказала нам про Матрешку. Ребята, посмотрите, у Матрешки наряд с каким узором?
Дети: Мордовским узором.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Увидели элементы мордовского узора «елочка», «крест», «зубчики», «восьмиконечная звезда», «галочка».
Воспитатель: Правильно. Эту игрушку сделали и украсили мордовские мастера, которые живут в соседнем поселке Чамзинка. Внимание на экран! (Слайд № 5 - видео про Матрешку)
(Комментарий к видео:
Мастер берет полено нужного размера.
Вставляет это полено в токарный станок.
Нужно быть внимательным, работая возле такого станка. Потому что можно порезаться или, например, стружка попадет в глаз.
А вот токарь начинает точить, делая правильную и нужную форму Матрешки.
Для этого ему нужны инструменты – «резцы» называются.
Обратите внимание, они разного размера и разной формы.
А вот почти готова наша будущая Матрешка.
Художница расписывает Матрешку специальными красками.
Вот она – красавица!)
Много труда нужно приложить, чтобы получилась такая красивая Матрешка!
Воспитатель: Есть у меня в сундучке ещё игрушка и тоже деревянная. Это тоже мордовская игрушка, сделанная мордовскими мастерами из села Подлесная Тавла Кочкуровского района республики Мордовия – деревянная лошадка. Потрогайте лошадку и скажите, какая она?
Дети: Она гладкая, тёплая, легкая, красивая, узорчатая.
Воспитатель: А почему ощущается, что тёплая игрушка?
Дети: Дерево дает нашим рукам тепло и ручки не мерзнут, играя такой игрушкой.
Воспитатель: А почему легкая?
Дети: Потому что дерево – легкий материал, который даже в воде не тонет.
Воспитатель: А хвост и грива из чего сделаны, кто знает?
Дети: Хвост и грива сделаны из лыка.
Воспитатель: А что это такое лыко?
Дети: Это часть коры дерева.
Воспитатель: А лыко какое на ощупь?
Дети: Мягкое, легкое, пушистое, пахнет деревом.
Воспитатель: (Слайд № 6) А вот еще игрушка, сделанная мастерами из села Подлесная Тавла: Птичка-свистулька. Она красивая и звонкая! (воспитатель даёт ребенку посвистеть в свистульку)
(Слайд №7 - фонограмма «смех ребенка»)
И нашей Татю тоже стало весело с нашими игрушками. Такими игрушками, ребята, играли и ваши бабушки и дедушки. Им уже много-много лет, а ими интересно играть и вам. Их нам подарила природа, а человек сделал чуть-чуть красивее. (Слайд № 8)
Давайте поблагодарим мастеров-умельцев стихами, посвященными им, людям, которые приносят радость детям, делая такие замечательные и добрые игрушки, и тем самым дарят радость детям:
(встают возле стульчиков)
Саша: Есть на Земле нашей прекрасной
Большая гордая страна.
Россией называют славной,
А в ней Мордовия моя.
Ангелина: Живут в Мордовии умельцы,
Которые с природой дружат.
Чтоб радовались взрослые, младенцы…,
Им дерево и глина верно служат!
Лиза: Игрушки звонко-расписные
Под их руками оживают!
Для нас подарки «золотые»
Мордовские умельцы сотворяют!
Вадим: За всё, что мастер детям подарил,
Мы на эрзянском языке
«Сюкпря» умельцам говорим!
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие в мир мордовской игрушки?
Дети: Да!
Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали сегодня?
Дети: Познакомились с мордовскими народными игрушками: мордовской Матрешкой, Лошадкой и Птичкой-свистулькой. Узнали, как делают мордовскую Матрешку.
Воспитатель: «Сюкпря» вам, ребята, за сегодняшнее путешествие! Вастомазонок!
Дети: Вастомазонок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Конспект занятия в кружковой работе на тему "Нарисуем вам подарок"
Конспект разработан для работы кружка "Мир Красоты", который работает в тесном сотрудничестве с КВЦ "Радуга" г. Саратова. Проблемная ситуация создана на основе реальных фактов. Занятие построено с уче...
Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"
Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...
Конспект занятия по кружковой работе "В гости к дедушке Корнею"
предлагаю конспект занятия по произведениям К. Чуковского...
конспект занятия по кружковой работе на тему: "Туристический поход"
Занятие построено в форме туристического похода. Дети учатся преодолевать препятствия, действовать сообща, знакомятся с жизнью леса, закрепляют на практике правила поведения в природе....
Конспект занятия по кружковой работе «Изготовление сувенирной игрушки «Кошка»
Материал полезен воспитателям...
Конспект занятия по кружковой работе "Обучению детей мордовскому-эрзя языку": «Игрушка: кукла» (вторая младшая группа)
Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Вос...