"У озерка стоит Карельская избушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: формирование у детей представлений о строительстве карельской избы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_ozerka_stoit_karelskaya_izbushka.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«У озерка стоит карельская избушка»
1. Цель: формирование у детей представлений о строительстве карельской
избы
2. Задачи:
Образовательное направление «Познавательное развитие»:
познакомить детей с историей строительства изб в Карелии: где и как
строились избы, что использовали плотники при строительстве избы
познакомить с обрядами и обычаями, связанными со строительством избы
Образовательное направление «Речевое развитие»:
способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе
знакомства с музейными предметами
обогащать речь детей именами существительными и прилагательными
Образовательное направление «Социально-коммуникативное развитие»:
воспитывать интерес и уважение к истории своего народа и его ремеслам,
любовь к устному народному творчеству
формировать навыки общения с музейной средой
Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие»:
развивать творческие способности через овладение навыками
материально-художественной и игровой деятельности
3. Рекомендуемый возраст детей: 6 – 7 лет
4. Вещный ряд: тесло, топор, скобель, молоток, киянка
5. Опорные слова: изба, сруб, валун, венец, щепка, плотник, скобель, тесло,
киянка
6. Необходимое оснащение:
костюм Хозяйки
презентация «Строительство карельской избы»
игра «Угадай и назови дерево»: картинки с изображением деревьев
(сосна, береза, липа, ель, осина, ольха, дуб, рябина)
игра «Какие инструменты нужны плотнику?» (модель плотника, картинки
с изображением топора, скобеля, тесла, молотка, долота, киянки, а также
дополнительные картинки инструментов, которые нужны людям других
профессий)
игра «Забей гвоздь» (несколько деревянных брусков со сквозными
отверстиями, деревянные палочки округлой формы, соответствующие
отверстиям в брусках, деревянные молоточки на каждого ребенка)
игра «Дорисуй узор» (карточки с незавершенным узором, которым
украшали карельские избы, шкатулка)
игра «Построим избу» (две фотографии, разрезанные на пазлы с
липучкой; контуры изб из картона, на которые прицепляются пазлы; фото
карельских изб для образца)
картина - букет для Хозяйки (ваза, отдельные цветы из бумаги светлых и
темных цветов с липучками)
Ход занятия
Дети заходят в избу, кланяются Хозяйке и здороваются.
Хозяйка:
- Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого
найдется и местечко, и словечко. (Дети рассаживаются на скамейки).
Хозяйка:
- Вот нашлось для всех местечко,
А за мной теперь словечко,
Поведу я свой рассказ,
Удивлю, быть может, вас,
Расскажу я вам о том, как карелы строят дом…
Вы, ребятушки, скажите, мне рассказ свой начинать?
Вы хотите это знать?
(Ответы детей)
Хозяйка:
- Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.
Загадка:
В нём живёт моя родня,
Без него не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(дом)
Хозяйка:
- Ребята, а в каких домах живете вы? (ответы детей)
- В наше время строят дома из разного строительного материала. Назовите, из
какого материала можно построить дом? (ответы детей)
Игра «Назови, какой дом?»
Из дерева - …деревянный
Из кирпича - …кирпичный
Из соломы - … соломенный
Из камня - … каменный
Из блоков - …блочный
Из бруса - … брусчатый
Хозяйка:
- А знаете ли вы, какие дома строили карелы в старину? (ответы детей)
- Люди строили себе жилища из бревен. Может, кто-нибудь из вас знает, как
называли такие дома? (ответы детей)
Хозяйка:
- Такой дом называли изба или сруб. Их строили из бревен, при помощи топора
срубали деревья, из них получались бревна. От слова «срубали» произошло
слово «сруб».
Хозяйка:
- Ребятки, а можете ли вы назвать сказки, в которых герои жили в избе или
избушке?
Игра «Избушка в сказке» («Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Маша и
медведь», «Три медведя» и другие)
Хозяйка:
- А что бы вы еще хотели узнать о строительстве карельского дома?
(высказывания детей)
- Попробуем найти ответы на ваши вопросы.
Рассказ Хозяйки о строительстве карельского дома с использованием
презентации «У реки, у озерка стоит карельская изба»
Слайд №1- деревня
Хозяйка:
- Первым делом, конечно же, выбиралось место для строительства избы.
- Как вы считаете, какое место для строительства дома предпочитали карелы?
(перед детьми картинки с изображением леса, болота, скалы, реки, озера)
Слайд№2 – Где карелы строят дома?
Слайд № 3 – дома у реки
- В основном, карелы селились у воды, т.к. река или озеро было не только
местом для добычи пищи, но и основным путем сообщения.
Слайд № 4 – выбор места
- Прежде чем поставить избу у реки, спрашивали разрешения у самой «хозяйки
реки»: для этого брали связку бревен (или одно бревно) и пускали по реке. Где
бревно прибьет течением, здесь и ставили избу. Отбирались те места, которые
были пригодны для строительства избы.
Карелы не строили свои избы, где проходила дорога, потому что верили, что
там живет нечистая сила.
Слайд № 5 – сосна, сосновый лес
Хозяйка:
- Основным строительным материалом у карел было дерево. Строили обычно
из сосны, стояли такие избы до 200 лет.
Игра «Угадай и назови дерево» – детям предлагаются картинки с разными
видами деревьев, среди которых они должны найти сосну, а также назвать и
другие деревья.
Хозяйка:
- Молодцы, правильно назвали деревья.
Слайд № 6 – валка леса
- Деревья для строительства избы рубили в феврале месяце, когда дерево спит,
а вся влага ушла в землю. Примечали, как упадет первое дерево: если прямо –
значит, строительство избы пойдет хорошо и быстро.
- Давайте представим себя строителями дома.
Физминутка:
Мы пилили, мы пилили (руки вперед, движения руками вперед – назад),
Много бревен мы спилили (руки поднять вверх).
Мы из бревен строим дом (руки вперед, постукиваем кулаком о кулак),
Хорошо, чтоб жилось в нем.
Слайд № 7 - 14 – плотницкие инструменты
Хозяйка:
- А кто знает, как называют работника, который строит деревянные избы?
(ответы детей)
- Правильно, его называют плотником.
- Про хорошего плотника народом сложены поговорки:
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Топор обувает, топор одевает.
(дети проговаривают поговорки)
Хозяйка:
- А какие инструменты используют плотники в своей работе? (ответы детей)
- Плотникам при строительстве нужны топор, молоток, скобель, тесло, долото,
киянка (показ слайдов)
Хозяйка:
- У меня в избе сохранились старинные плотницкие инструменты. Давайте их
найдем (поиск предметов).
- Какие из них вам знакомы?
Рассматривание инструментов плотника, которые имеются в «Карельской избе»
Игра «Какие инструменты нужны плотнику»: вывесить модель плотника, дети
по подгруппам находят и называют плотницкие инструменты, а потом
проверяют, правильно ли каждая группа выполнила задание.
Хозяйка:
- Хотите попробовать себя в роли плотников?
Игра «Забей клин»: каждый ребенок забивает деревянным молотком втулки в
бруски с отверстиями.
Слайд № 15 – строительство избы
Хозяйка:
- Строили избы, как правило, сами хозяева и их родственники, считалось, что
кто построил избу, тот передал ей свой характер. Срубы ставили прямо на
землю, лишь под углы – валуны подсыпали мелкие камни.
Карельские избы были большие, двухэтажные, строились из больших бревен,
которые плотно прилагались друг на друга, конопатили их просушенным мхом.
Под первый венец клали оберегательные предметы: клочки шерсти, монеты,
кости петуха.
- Как вы думаете, для чего карелы клали клочки шерсти, кости петуха,
монетки? (предположения детей)
Хозяйка:
- Клочки шерсти – для тепла, монеты – для богатства, кости петуха – для
домового.
- А еще особенностью жилища карел является высота и монолитность –
соединение под одной крышей отдельных построек для скота и человека.
Хозяйка:
- Помогите мне построить – собрать карельскую избу.
Игра «Построим избу» (пазлы): дети собирают общую картинку (две
подгруппы, каждая собирает свою избу) карельской избы.
Хозяйка:
- Молодцы, справились с работой.
Слайд № 16 – избы с резьбой
Хозяйка:
- Карельские избы – из круглого бревна рублены; резными балками украшены,
росписью да «розетками» обозначены. Карелы умели искусно украшать свою
избу резьбой и росписью.
Хозяйка:
- У меня в шкатулке есть резные да расписные узоры. Да вот незадача – не
успела их закончить. Ребята, поможете мне завершить работу?
Игра «Дорисуй узор»: дети парами выполняют рисунок, которым можно
украсить карельскую избу.
Слайд № 17 – обряд вхождения в избу
Хозяйка:
- Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь приметы, связанные с переездом в новый
дом? (ответы детей)
- С переходом в новую избу связано много обычаев. Переезжали в него рано
утром или в темноте. С собой несли огонь, иконы, хлеб, соль, петуха, кошку. В
первую очередь запускали кошку. Смотрели, если кошка первым делом
побежит к печному углу, то в избе будет больше девочек. Затем запускали
петуха, при этом примечали, куда петух вскочит: если на печь и запоет, то
жизнь в доме будет веселой.
- На новоселье гости непременно являлись с хлебом и солью. Карелы –
гостеприимный народ, говорят «Жданный гость – радость, а нежданный –
праздник».
Рефлексия эмоционального состояния «Букет для дома»
Хозяйка:
- Я тоже очень люблю гостей. К их приходу мне нравится украшать дом
цветами. Как он будет украшен сегодня – зависит от вас: если вам понравилось
у меня в гостях, вы нашли ответы на вопросы и узнали много нового – вложите
в букет светлые цветы. А если пришлось скучать – темные.
Хозяйка:
- Я была очень рада принимать вас у себя. Надеюсь, вы станете частыми
гостями в моей избе.
Дети прощаются с Хозяйкой и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карельская сказка в подготовительной группе (фотографии в альбоме "Карельская сказка")
Краеведение...
Заучивание стихов в дошкольном возрасте. Стоит или не стоит?
Данная статья расчитана на оказание помощи родителям, при заучивании стихов с детьми. В ней можно найти ответ на часто задаваемый вопрос: " Зачем мне стоит учить стихи с ребенком?".Грам...
Познавательное занятие по родному краю в подготовительной группе «У реки, у озерка стоит карельская изба»
Познавательное занятие по родному краю в подготовительной группе «У реки, у озерка стоит карельская изба»...
Знакомство детей с карельским орнаментом в подготовительной группе. «Карельская вышивка»
Знакомство детей с карельским орнаментом в подготовительной группе. «Карельская вышивка»Цель: Приобщение детей к народному искусству карельского народа. Задачи...
Конспект НОД вторая младшая группа лепка "Самолеты стоят на аэродроме"Конспект НОД вторая младшая группа лепка "Самолеты стоят на аэродроме"
Конспект НОД вторая младшая группа лепка "Самолеты стоят на аэродроме"...
Конспект занятия Организованной Образовательности Деятельности во второй младшей группе ТЕМА: «Чтение карельской потешки и колыбельной: «Мишка», «Баю-бай». Знакомство с карельской игрой «Сиди, сиди, Яша»
Конспект занятия Организованной Образовательности Деятельности во второй младшей группеТЕМА: «Чтение карельской потешки и колыбельной: «Мишка», «Баю-бай». Знакомство с ка...
Театрализованная деятельность по сказке"Заюшкина избушка".Сказка "Заюшкина избушка"(текст).Сказка "Заюшкина избушка"(стихи).
1).Театрализованная деятельность.Презентация по теме:"Международный День Театра-27 марта".Инсценировка русской-народной сказки "Заюшкина избушка".Литературно-художественное сопрово...
- Мне нравится (1)