Заучивание стихов в дошкольном возрасте. Стоит или не стоит?
статья по развитию речи

Добрякова Инна Васильевна

Данная статья расчитана на оказание помощи родителям, при заучивании стихов с детьми. 

  • В ней можно найти ответ на часто задаваемый вопрос: " Зачем мне стоит учить стихи с ребенком?".
  • Грамотно провести подготовительную работу перед заучивание стихов, в которой указаны различные аспекты развития дошкольников, позволяющие облегчить путь запоминания. 
  • Понять, какие же стихи нужно учить, и какие брать не стоит.
  • А так же познакомиться с различными методами заучивания наизусть, с учетом ведущего анализатора ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_stikhakh.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Заучивание стихов в дошкольном возрасте. Стоит или не стоит?

Каждому из нас знакома эта тема. Кому-то это давалось так легко: стоило выйти на прогулку и через час стихотворные строки, наспех написанные на листочке, уже крепко обосновались в голове.  А кому-то были уготованы длинные, нескончаемо мучительные вечера, результатом которых было утреннее: « …лишь бы только донести до занятия/урока».

Так и для большинства детей. Есть детки, которые молниеносно запоминают то, что им нравится. Но есть и такие дети, которым запомнить стихотворение сложно. Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Данная статья подскажет вам как это делать правильно, на что нужно обращать внимание и раскроет небольшие хитрости запоминания.

Важность заучивания стихов в дошкольном возрасте.

Заучивания стихотворений тренирует и развивает мозг малыша. Дети дошкольного возраста вслушиваются в стихотворные тексты, благодаря чему узнают, что слова могут обладать одинаковым звучанием, но иметь абсолютно разное значение. Обороты стихотворения остаются в памяти ребенка и развивают его лексикон.

Кроме того, заучивание стихов расширяет кругозор ребенка, улучшает речь и способствует формированию культуры. А самое главное – развивает память!

Подготовительный этап заучивания стихотворений.

На что нужно обращать внимание.

  • Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики (детей привлекают звуки). Чтобы ребенок хорошо запоминал рифму, его нужно познакомить с «мелодией» стихотворения. Не зря существует так много потрясающих авторов детских книжек-потешек, которые мы читаем нашим малышам еще с пеленок: « Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку», «У меня живет козленок» и многие др. Они активизируют слуховое внимание ребенка,  и мы даже не замечаем, как подрастая, ребенок, еще не умея говорить, уже топает ножкой, на словах «…мишка рассердился и ногою топ!». Все это является хорошей базой для дальнейшей успешной работы по заучиванию стихов.
  • В возрасте 4-5 лет начинает развиваться память ребенка, поэтому этот возраст является более благоприятным для заучивания стихов.
  • На запоминание и воспроизведение стихотворений оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, и конечно важно само содержание поэтического текста. Поэтому не следует заучивать с 5-летним ребенком отрывки из произведений И. А. Крылова или Т.С. Тургенева. Лучше выбирать для этих целей, наиболее интересную для ребенка, детскую поэзию (А. Барто, К. И. Чаковский и др.).  При этом необходимо обращать внимание и на психомоторику ребенка: активным деткам лучше предлагать веселые, ритмичные стихи, а спокойным - плавные, спокойные.
  • Никогда не учите с дошкольниками стихи просто так. Ребенка обязательно нужно замотивировать: « Давай выучим стихотворение в подарок бабушке?».
  • Обращайте внимание ребенка на содержание стихотворения. Обсудите его. Прочувствуйте его настроение. Прочитайте его ребенку в нужном эмоциональном ключе, с выражением. Только так ребенок сможет прочувствовать, проникнуться к нему.
  • Еще одним важнейшим аспектом заучивания, является методика запоминания. У всех людей есть ведущий анализатор ( зрительный, слуховой, вестибулярный (в данном случае двигательный), осязательный ( в данном случае тактильный) и др. В зависимости от того, какой именно анализатор является ведущим у вашего ребенка, будет зависеть и методика успешного обучения заучивания наизусть. Давайте рассмотрим каждый из них.

Методы заучивания наизусть, с учетом ведущего анализатора.

  1. Визуальный метод заучивания. (Зрительный анализатор)

Всем деткам присуще наглядно-образное мышление. Нарисуйте план стихотворения (можно в виде мнемотаблицы). Так ребенок, при ведущем развитии зрительного анализатора, будет легче запоминать услышанное. После того, как у ребенка получилось рассказать стихотворение с опорой на изображение, схему рисунка можно убрать, и предложить ребенку рассказать его уже самостоятельно.

  1. Двигательный метод заучивания. (Вестибулярный анализатор)

Есть детки, у которых ведущим является кинестетическое ощущение. Им,  как правило, для лучшего выполнения задания все нужно потрогать. Здесь можно использовать различные предметы. Например: на каждую строчку стихотворения ставить кубик (выстраивая домик или паровозик). Можно использовать горошки ( выкладывая на тарелочку) или различные логопедические игры-шнуровки (нанизывание на нитку деревянных бус и пр.) Здесь помимо работы по заучиванию к ребенка дополнительно развиваются тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

  1. Слуховой метод заучивания. (Слуховой анализатор)

Этим способом пользуется большинство родителей. Сначала ребенок слушает, далее проговаривает вместе со взрослым, затем повторяет самостоятельно, а потом стихотворение снова повторяет взрослый.  Здесь важно обращать внимание ребенка на ритм стихотворения. Выделяйте голосом слова – рифмы. Таким образом, часть за частью ( по 2, 4 строчки) выучивается весь материал.

Кроме указанных методов заучивания, основанных на ведущих видах анализаторов, существует еще логический метод заучивания стихотворений. Он редко используется в заучивании стихотворений, но рассмотрим и его. Смысл данного метода заключается в том, что после предварительной работы взрослый читает ребенку 2 строчки стихотворения и предлагает ему  рассказать своими словами, что было дальше. С момента остановки ребенка продолжение читает взрослый, а потом вновь просит рассказать продолжение самостоятельно. Далее ребенку уже предлагается вспомнить точные слова автора.

Чтобы понять, какой же способ заучивания подойдет вам и вашему ребенку, попробуйте каждый из них, и вы увидите, какой именно метод позволяет ребенку легче запомнить стихотворение.

Неизменным остается лишь одно: УЧИТЬ СТИХИ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Приемы заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, являетс...

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений.

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений...

Заучивание с детьим дошкольного возраста стихотворений .

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно ...

Стихотворения по теме "Профессии" для заучивания детьми старшего дошкольного возраста.

Рекомендовано воспитателям дошкольных учреждений и учителям-логопедам....

Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста

Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...