Конспект совместной деятельности с детьми «Путешествие в русскую избу»
план-конспект занятия (средняя группа)

Пищаева Наталья Валерьевна

Программное содержание: - Расширять элементарные представления
детей о предметах, характеризующих быт, традиции народа края.

  • Поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению, к действию с ними.
  • Обогащать словарь детей словами: изба, печь, печник, лежанка, печурки, половик, чугунок, ухват, самовар, сундук, кувшин, деревянная, самодельная, глиняная. - Способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой. - Развивать умения бережного обращения с вещами.
  • Познакомить детей с народной традицией встречать весну «жаворонками». Оборудование: уголок краеведения («изба», оформленная в русском народном стиле, в которой есть печь).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_s_detmi.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми

средней группы на тему:
«Путешествие в русскую избу»

Подготовила: воспитатель 1 категории

Пищаева Наталья Валерьевна

Март 2021


Программное содержание: - Расширять элементарные представления
детей о предметах, характеризующих быт, традиции народа края.

  • Поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению, к действию с ними.
  • Обогащать словарь детей словами: изба, печь, печник, лежанка, печурки, половик, чугунок, ухват, самовар, сундук, кувшин, деревянная, самодельная, глиняная. - Способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой. - Развивать умения бережного обращения с вещами.
  • Познакомить детей с народной традицией встречать весну «жаворонками». Оборудование: уголок краеведения («изба», оформленная в русском народном стиле, в которой есть печь).

В группе

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо, нас приглашают в гости! Расскажите, часто ли вы ходите в гости и к кому? (Ответы детей). Воспитатель: Ребята, а нас в гости приглашает тётушка Любава, какое интересное имя! Таким именем называли девочек в далёком прошлом! Давайте сходим к тётушке Любаве в гости, и посмотрим, как жили раньше? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами превратимся мальчики в добрых молодцев девочки в красных девиц.

Воспитатель: Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильнее спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдём за ним! (выходят за клубком из группы). В музыкальном зале или в другой группе Воспитатель: Вот мы и пришли! Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Люди свойские, простые.

Заходите, проходите, как живу я, посмотрите. Ребята, вы попали в старину, в далёкое прошлое. Попали ко мне в дом. Давайте познакомимся: меня зовут Любава! В старину детей называли именами, которые характеризовали их внешность или поступки. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьба человека. Так и появилось моё имя - Любава, что означает «любимая» или же «та, что любит» А как вас зовут? (Ответы детей).

Хозяйка: Очень приятно! А это ребята мой дом - изба называется. Повторим вместе, как называется мой дом? (Дети повторяют). Хозяйка: В таких избах давным-давно жили наши прабабушки и прадедушки. Я - хозяйка этой избы, проходите, гости дорогие, видите, как в избе у меня чисто, половички постелены. Ребята, а какие они по форме, по цвету? (Ответы детей).

Хозяйка: А как вы думаете, почему они получили такое название «половики»? (Ответы детей).

Хозяйка: Правильно, в русской избе их стелили на полу. А ещё стелили коврики. Обращает внимание детей на коврик. Ой, совсем забыла, какой он формы? (Ответы детей).

Хозяйка: Проходите, присаживайтесь. Тепло у меня? Ой, у вас в квартирах тоже наверное тепло? А от чего у вас в квартирах тепло? (Ответы детей).

Хозяйка: А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей? (Ответы детей).

Хозяйка: Правильно, дети! У хозяев гордость - печь! Поведу о ней я речь! Обращает внимание детей на печь. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь занимала большую часть дома. Даже загадка есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?». Ребята, а как вы думаете, из чего печь складывали? И как звали человека, который её складывал? (Ответы детей). Хозяйка: Верно. Складывали печь из кирпичей, обмазывая их глиной. Клал печь - печник. А чтобы печь хорошо прогреть нужны были дрова, вот они у меня здесь, посмотрите. Ребята, давайте подумаем, почему же печь в избе самая главная? (Итак, что нас греет? А где пищу приготовить?) (Дети предполагают)

Хозяйка: Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замёрзшие, где сушить одежду и валенки? (Ответы детей). Хозяйка: Оказывается печь ещё и сушит. Хозяйка: Правильно! Ребята, посмотрите, сколько у меня здесь варежек и носков сушится! (достаёт из печурки). Ой, многие носки и варежки износились, прохудились. Ребята, а вы мне поможете подобрать к носочкам и варежкам пряжу по цвету?

Игра «Подбери пряжу» Дети проговаривают почему они взяли ту или иную по цвету пряжу. Воспитатель: Любава, тебе понравилось, как дети подобрали пряжу? Хозяйка хвалит детей. Воспитатель: Тётушка Любава так, значит, печь греет, кормит, сушит! Вот почему говорят «Печь всему голова». Она сушит, греет, лечит и, конечно, же кормит. Всё готовится в печи. И хлеба, и калачи, Каши и картошка И баранья ножка! Воспитатель: Тётушка Любава, а в чём же готовили раньше еду? Хозяйка: Ой, ребята, а вот и моя посуда: вот чугунок, в нём то и готовили еду. Очень любили люди в старину есть каши разные да щи. Даже придумали поговорки. - Щи да каша -пища наша! Хозяйка: Саша повтори, в чём готовили раньше еду? (Ребёнок повторяет). Хозяйка: Скажем вместе: «Еду раньше готовили в чугунке». Хоровое повторение. Хозяйка: Но чугунок в печи горячий, да ещё и тяжёлый. Попробуйте, подержите  (дети пробуют). Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как ухватом достать чугунок (показ). Кто хочет попробовать? - Что ты достал из печи? (ответы детей) - Чем ты достал чугунок из печи? (ответы детей) Хозяйка: А теперь отгадайте загадку.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает

Дети: самовар.

Хозяйка: Правильно, это самовар.

В нём готовили чай. (Рассматривание самовара.) Да, любили люди из самовара чай попить. В русской избе всё было сделано руками людей. Мебель была самодельная, дер. Севянная, очень простая. Сундук для вещей. В избе сундуки всегда стояли на видном месте, их количество свидетельствовало о богатстве хозяина. Столы и лавки для сиденья за столом были длинные, ребята, ваши предположения, а почему они были такими длинными? (Дети предполагают)

Хозяйка: Потому что и семьи были большие.

Ребята, а посмотрите, что стоит на столе? (Ответы детей).

Хозяйка: Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Это различные кувшины: для молока, для мёда. Они сделаны из глины.

А это ребята что?

Дети: деревянные ложки.

Хозяйка: Правильно!

Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия росписью или, например, резьбой. Ой, ребята, а у меня на столе ещё стоит шкатулка. Как же сразу мы её не заметили. Она тоже сделана руками человека, из дерева и украшена резьбой. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим! (Дети обнаруживают картинки).

Игра « Что стало - что было» (набор картинок)

Дети находят пары, а затем вместе проговаривают, что стало, а что было. Кастрюля - чугунок

плита - печь

чайник - самовар

дом - изба

палас - половик

шкаф - сундук

стул - лавка

(Хозяйка хвалит детей).

Воспитатель: тётушка Любава, а мы совсем забыли, ведь сегодня праздник -А сейчас повеселите, поиграете со мной в интересную игру.

Какие игры вы знаете?

Дети предлагают игры и останавливаются на одной.

П/игра «Жаворонок»

Дети встают в круг и приговаривают:

«В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве»

«Жаворонок» - водящий ребёнок с колокольчиком двигается подскоками внутри круга, пока все читают закличку.

С концом заклички, останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым возьмёт колокольчик, становится «жаворонком.) Повторяют игру от 3 до 5 раз.

Воспитатель:  Спасибо тебе, Любава, весело мы поиграли, многое узнали! Пришло время возвращаться нам в группу.

Хозяйка: И мне ребята было с вами очень приятно! Раздаёт угощения. Приходите снова ко мне в гости, буду вам очень рада!

Воспитатель: А сейчас мы возьмём клубочек и скажем: Ты катись, катись клубок, С овражка на мосток Только сильно не спеши Путь-дорожку в группу укажи! А мы пойдём за ним ! (выходят за клубком из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с ОНР по мотивам русской народной сказки.

Цель проекта - расширение социально - психологического опыта и развитие связной речи детей на основе народного творчества и технологии сказкотерапии. Проект «Друг за друга держаться – ничего не боятьс...

Конспект совместной деятельности с детьми "Путешествие в мир прекрасного" ( по мотивам сказки В. Катаева "Цветик семицветик")

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисвоание) для детей старшего дошкольного возраста. В ходе деятельности дети узнают много нового о нашей планете....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ «Путешествие в Песочную страну»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...

Конспект совместной деятельности с детьми "Путешествие в сказку"

Совместная деятельность воспитателя с детьми в младшей группе...

Методическая разработка конспекта совместной деятельности с детьми "Путешествие в космос"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининс...