Методическая разработка конспекта совместной деятельности с детьми "Путешествие в космос"
методическая разработка (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Путешествие в космос" | 126.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема : «Путешествие в космос»
Приоритетная образовательная область: познавательная развитие
Интеграция с другими образовательными областями: физическое развитие, речевое развитие.
Цель: создать условия для расширения представлений у детей о космическом пространстве, Солнечной системе , ее планетах и освоении космоса людьми.
Задачи:
-Вызвать познавательный интерес к теме космоса
-Актуализировать знания детей о планетах.
- -Расширять активный словарь воспитанников: скафандр, телескоп, обсерватория
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Материалы и оборудование:
Структура совместной деятельности
- Мотивация к деятельности ( ситуация успеха, создание проблемной ситуации, формулировка проблемы)
- Основная часть ( совместная работа по решению проблемы, самостоятельная деятельность)
- Заключительная часть ( обсуждение результатов)
ХОД
- Мотивация к деятельности ( ситуация успеха, создание проблемной ситуации, формулировка проблемы)
СЛАЙД 1
– Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу у экрана)
СЛАЙД 2
– Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки .
– А теперь послушайте загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то – не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце) СЛАЙД 3
Давайте сядем и рассмотрим его ближе ( дети садятся на стульчики у экрана)
– Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) – А какое оно? (Ответы детей) – Почему кажется маленьким? (Ответы детей) – Правильно. Оказывается, солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Давайте представим, что будет, если не будет солнца? ( предположения детей)
СЛАЙД 4
Значит Солнце необходимо для нашей планеты, оно согревает, освещает, без солнца погибнет все живое. ( Демонстрируется иллюстрация –коллаж «Солнце- друг»)
А всегда ли солнце безопасно?
СЛАЙД 5
– В каких случаях оно опасно для человека, животных, растений (солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.) (Демонстрируется иллюстрация –коллаж «Солнце-враг»)
– Получается, что Солнце – источник жизни на Земле, но нужно разумно им пользоваться и нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.
– Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно.
Давайте встанем в круг и выполним гимнастику для глаз , чтобы защитить их от солнца
СЛАЙД 6
Глазки вправо,
Глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро. Быстро, поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
Ты за мною повтори.
СЛАЙД 7 На экране слайд «Ночные звезды»
– Если Солнце – это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)
– Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года.
Воспитатель: Ребята. А с помощью какого прибора можно приблизить изображение звезды? (телескоп)
СЛАЙД 8
Я вам принесла сегодня телескоп в группу, чтобы вы с ним познакомились. Рассмотрите его. Посмотрите, из чего он состоит? (демонстрация телескопа)
Телескоп состоит из тубы, трубы, в нее с двух сторон вставлены увеличительные стекла линзы - в объективе и в окуляре. В объективе большая линза, в окуляре маленькая. Стоит наш телескоп на триноге –специальная подставка. А знаете кто изобрел самый первый телескоп в мире?
Галилео Галилей!
СЛАЙД 9
И вместо подставки у него была целая башня в Венеции!
Воспитатель: Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами.
Те места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.
СЛАЙД 10
Они снабжены телескопами. Вместо крыши у этих зданий вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа
А знаете ли вы где находится самый большой телескоп в нашем городе? (ответы детей)
СЛАЙД 11
Он находится в Пулковской обсерватории- это одна из главных астрономических обсерваторий страны.
Почему обсерватория называется Пулковской? ( находится в Пулково) Обязательно там побывайте с родителями .Это очень интересное место, где вы узнаете все о звездах и планетах.
В нашей стране есть 36 обсерваторий, где ученые занимаются наблюдением.
А как же называется профессия человека, который изучает звезды и солнечную систему? (астроном)
СЛАЙД 12
А давайте превратимся в астрономов и посмотрим в наш телескоп на небо, хотя он не такой мощный как в обсерваториях, но тоже позволяет наблюдать за небесными телами.
Давайте заглянем по очереди в телескоп, что видим на небе?
Почему же нет звезд на небе? Куда они делись?
– Давайте проведем один эксперимент и узнаем, что происходит со звездами днем?
Подойдите пожалуйста к столу (у каждого лежит фонарик и конверт), нельзя направлять фонарик в глаза.
На одной стороне конверта нарисовано солнце, на другом луна, включите фонарик и посветите сверху на конверт (картинка солнце)
Что вы видите?
(ничего не видно)
А теперь направьте свет фонарика снизу
Что вы видите
(видны звездочки)
Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) – звездочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
Ребята, что происходит со звездами днем?
СЛАЙД 13
– Конечно, звёзды находятся на небе постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим. Я вам потом расскажу, как такой эксперимент показать родителям.
– Ребята, а хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)
– А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию, но члены экспедиции должны быть дружными и действовать согласованно. Готовы?
Посмотрите у нас есть схема, давайте построим космический корабль в центре нашего космодрома! (по моему сигналу!)
1,2,3,4,5 космический корабль, начинаем собирать!
(Конструируем космический корабль из модулей по схеме)
Сигнал «Стоп»
-Ну что корабль готов ! Вам нравится космический корабль? Как назовем?
СЛАЙД 14 Предлагаю посмотреть видеосюжет, как первый в мире космонавт отправился в космос, а его космический корабль назывался «ВОСТОК»
(Просмотр видео первого полета Юрия Гагарина )
-Когда произошло это событие? ( 12 апреля)
-Верно в 1961 году, 62 года назад. С тех пор весь мир празднует 12 апреля День космонавтики!
-Ребята, как же зовут первого космонавта?
СЛАЙД 15
-Ребята, а почему у Юрия Гагарина такая одежда?
-Как она называется?
СЛАЙД 16
-А зачем космонавту нужен скафандр?
(чтобы выжить в космосе)
– В скафандре находится воздух, а еще он защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света.
СЛАЙД 17
Ребята у меня в руках головной убор космонавта. Как он называется?
(шлем)
Давайте поиграем в игру «Марш космонавтов» музыка с слайда(дети по очереди одевают шлем и маршируют внутри круга)
Каким должен быть космонавт?
СЛАЙД 18
–предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры и сделать космическую зарядку.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
СЛАЙД 19
–– Давайте займём свои места в космическом корабле. Начинаем отсчет: 3 – 2 – 1 – пуск!
Ракета набирает скорость.
– Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
СЛАЙД 20
Для этого проведем небольшой эксперимент с воздушным шариком.
– Возьмем воздушный шарик, надуем его немного, зажмем пальцами у основания и отпустим. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. ( собрать шарики)
Вот примерно то– же самое происходит с ракетой.
Звук ракеты (на мольберте картинки пуска ракеты)
Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Музыка с слайда
Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй.
Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. (УБРАТЬ 1 СТУПЕНЬ)
Включается двигатель во второй ступени.
Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень отстыковывается (УБРАТЬ 2 СТУПЕНЬ) и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами.
СЛАЙД 21
– Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате.
(звучит музыка с слайда)
– Посмотрим в иллюминатор. Перед нами космическое пространство или – Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак.
Динамическая пауза
Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. А что такое невесомость, как вы думаете? Что значит нет притяжения? Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).
– У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни.
Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека – невесомость, чувство опасности и изоляция. Профессия космонавт очень сложная и опасная. А какие опасности их подстерегают?
-Ребята на корабле поломка! Нужно его починить, для этого передать в невесомости друг другу деталь от корабля, но руки размыкать ни в коем случае нельзя! ( Дети передают обруч без рук)
-Ремонт прошел успешно! На отпуская друг друга, давайте двигаться дальше в открытом космосе! ( подходят за воспитателем к столам, где размещен макет солнечной системы, встают вокруг макета)
СЛАЙД 22
(МАКЕТ)– Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, Угадайте о какой планете говорится в загадке?
Она от Солнца первая планета,
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней. ( Меркурий)
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету. ( Венера)
Покровительствует Бог войны планете.
Вся она в оранжевом и красном цвете.
Часто кружат бури пылевые,
Ветры завывают штормовые ( Марс)
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку. ( Юпитер)
Такая мрачная, суровая, серьезная планета!
От Солнца далеко: здесь холод, мало света.
Гуляют вихри скоростные, ветры задувают,
И множество колец планету окружают. ( Сатурн)
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. ( Уран)
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма -
Состоит из воды, газа и льда ( Нептун)
У далекой крохотной планеты,
Нет статуса "Большой" планеты.
И обидевшись она,
В телескопы не видна ( Плутон)
Почему они не сталкиваются друг с другом? (потому что движутся каждый по своей орбите) Вы много знаете о планетах солнечной системы!
Предлагаю вам сесть за столы и поиграть, перед каждым из вас лежит карточка, если вы правильно посчитаете примеры, то узнаете на какую планету летит ракета. У каждого из вас будет своя планета и свой маршрут (дать время)
Д/И «На какую планету летит ракета»
Давайте проверим результат! Переверните карточку и узнаете правильно вы выполнили задание или нет! На какие планеты полетели ваши ракеты?
Вы очень хорошо умеете решать примеры на сложение и вычитание! Молодцы! Назовите третью планету от Солнца? ЗЕМЛЯ
СЛАЙД 23
Чем она отличается от всех остальных планет?
Почему такого цвета?
– Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны.
Действительно, вы правы. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Она уникальна, неповторима, но не все люди к ней бережно относятся.
Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? (музыка земля с слайда
СЛАЙД 24
Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Скоро будет праздник «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
Обобщение имеющихся знаний у детей.
Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас занять свои места на космическом корабле, пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.
СЛАЙД 25
– 3 – 2 – 1– … пуск.
СЛАЙД 26
Звук космической ракеты с слайда
– Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры.
Дети подходят к экрану.
СЛАЙД 27
Возьмитесь за руки, вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете.
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Понравилась ли вам наша экспедиция в космос?
– Что сегодня для вас было самым интересным? Какие факты о космосе вас удивили, что вы еще хотели бы узнать о Космосе? (Ответы детей)
На память о нашем путешествии я хочу подарить вам космические раскраски! Спасибо что вы были сегодня настоящей командой, были внимательными, активными. Нас еще ждут много открытий и приключений. Давайте попрощаемся с гостями!
СЛАЙД 28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".
Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....
Учебно- методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми и родителями "Кулинарный поединок"
Встреча проводится в игровой форме. Подбор игр, конкурсов, аттракционов направлен на приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время встречи знакомят родителей и детей с алгоритмами...
Методическая разработка "Конспект совместной деятельности по ознакомлению с природой"
Этот материал можно использовать и для развития речи, и для развития кругозора детей....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности с детьми по ПДД - Помоги Смешарикам"
Это конспект занятия для закрепления представлений детей о ПДД...
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"
Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"
Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....
Методическая разработка - Конспект совместной деятельности "Космос""
Цель - расширять представления детей о космосе. В конспект входят игры на развитие речи, логического мышления. Предусмотрена продуктивная деятельность....