Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
статья по окружающему миру (средняя группа)
Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_orientatsiya.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является ранняя профориентация дошкольников и допрофессиональное самоопределение. Чтобы в будущем наши дети без проблем могли ориентироваться в обширном мире профессий и возможностей работы, детей еще с дошкольного возраста необходимо знакомить не только с разными профессиями и специалистами, но и с компонентами труда разных людей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования есть важный и обширный блок: «Социально-коммуникативное развитие», в котором прописаны образовательные задачи для этой образовательной области. Здесь же педагоги могут увидеть следующую задачу: «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчеств».
Здесь же можно обратить внимание и на целевые ориентиры по завершению этапа дошкольного образования, например обладание ребёнком установок на позитивное отношение не только к миру, но и к разным видам труда. Все вышесказанные аспекты только подтверждают высокую актуальность вопроса ранней профориентации в дошкольном возрасте. Прежде чем сделать выбор, нужно ознакомиться со всеми предложенными вариантами. Именно поэтому, прежде чем юноша или девушка сможет выбрать ту или иную профессию, для начала необходимо еще в дошкольном возрасте хорошо и плодотворно подойти к ознакомлению хотя бы с основными должностями. Такую работу педагог может организовать не только при непосредственной образовательной деятельности, но и в различных играх, прогулке, режимных моментах. Но стоит отметить, что существует и огромное количество нетрадиционных и инновационных способов познакомить детей с обширным миром профессий. Одним из таких способов может быть квест-игра, необычная для детей деятельность, которая активно набирает свои обороты использования среди педагогов современных ДОУ. Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице.
В пример можем привести игру для детей среднего дошкольного возраста «Я и мир профессий». Цель такой игры простая и понятная – продолжать знакомить детей с теми профессиями, которые они уже знают, и начать знакомство с новыми. В данной игре у детей не только есть возможность закрепить ранее полученные навыки и знания, получить новую информацию, но и стать более сплоченным и дружелюбным коллективом, развить свои коммуникативные навыки, развивать воображение и мышление.
Педагог читает детям письмо (ведь эта технология интересна не только детям младшего дошкольного возраста), в котором жители города «Професионалкин» жалуются, что раньше все жители-мастера их города работали дружно и плодотворно, хорошо друг с другом общались и помогали, но пришла беда, и в городе поселилась Лень.
Вместе работать мастера уже не могут, дружить друг с другом тоже не хотят, целый день все только ленятся. Чтобы прогнать негодницу Лень, нужно выполнять волшебные задания от мастеров. К письму прилагается карта этого заколдованного города.
Задание № 1. «ЛЕНивые загадки». Необходимо отгадать представителя той или иной профессии. Отличаются от привычных загадок они тем, что они нарисованные. Дети выполняют это задание парами, что развивает не только мышление, ко и коммуникативные навыки.
Задание № 2. «Кто это?». Правила следующего задания простые: педагог называет по 3 слова к каждой профессии, а дети должны отгадать ее. Далее можно усложнить и называть по 2 слова. Задание № 3. «Сказал…». Воспитатель берёт мяч, бросает ребенку и говорит фразу, которую мог сказать представитель только той или иной профессии. Соответственно, ребёнок должен назвать этого человека. Следующий уровень – дети бросают мяч и загадывают профессию друг другу. Задание № 4 «Мешочек». В мешочке находятся перемешанные «орудия труда» представителей 6 профессий, дети по очереди достают их и распределяют по 6 коробкам с изображениями данных представителей профессий. Так как игра для детей среднего дошкольного возраста, то мы берем не уже известные профессии (повар, врач, полицейский), а еще малоизученные детьми профессии: фотограф, инженер, фармацевт, художник, музыкант, портной.
Выполнив все задания, дети могут выгнать Лень из города, но пришло письмо и от неё.
В письме Лень просит прощение за свое поведение, она поняла, как важно трудиться и заниматься каким-то полезным делом, поэтому она просит разрешить ей остаться в городе, чтобы помогать нашим мастерам.
Таким образом, организация ранней профориентационной работы с воспитанниками дошкольного учреждения должна носить системный характер и представляет собой начальный этап в системе непрерывного обучения и воспитания. Построенная в соответствии с учетом возрастных особенностей обучающихся ранняя профориентация будет способствовать формированию базовых представлений о мире профессий, создаст предпосылки для правильного понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, послужит стимулом к развитию познавательных и творческих способностей детей.
Библиографический список
1. Баранова Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 731—734.
2. Кондрашов В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 23 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...
Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."
Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...
формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр....
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам......
«Формирование элементарных основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность»
Статья о значении игровой деятельности в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего дошклольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (выступление на Педагогическом совете)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...