Проект по краеведению «Родные просторы»
проект (подготовительная группа)

Петухова Евгения Николаевна

Проект по краеведению «Родные просторы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_kraevedeniyu.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по краеведению «Родные просторы»

Пояснительная записка

В связи с вступлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стала необходимость внести изменения в образовательную программу дошкольного образования. С требованиями стандарта образовательная программа дошкольного образования должна состоять из двух частей: образовательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

В связи с этим в______г. на педагогическом совете педагогам нашего дошкольного учреждения было предложено ввести в образовательную деятельность проект по краеведению, который будет включен в образовательную программу дошкольного образования, в часть формируемую участниками образовательных отношений.

Педагоги решили, что проект актуален на сегодняшний день и может внедриться в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Актуальность проекта

Воспитание чувств патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному поселку и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного поселка с Родиной в целом.

Проблема патриотического воспитания сегодня одна из самых актуальных. Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символики, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны. От решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, детскому саду, родному краю.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, природе, родном крае.

Внедрить проект по краеведению в образовательную деятельность дошкольного учреждения без согласия родителей было бы не правильно.

С родителями воспитанников всех возрастных групп был проведен опрос о роли внедрения в образовательный процесс краеведческого компонента.

В ходе индивидуальных бесед воспитатели групп предоставили информацию: большинство родителей согласны, что у детей дошкольного возраста, необходимо прививать любовь к своей малой Родине, к своей семье, к старшему поколению. Воспитывать у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.

В связи с этим был разработан проект «Родные просторы»

Цель проекта

Создание условий для развития личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей его материальной среды в их многообразных связях. Обеспечение широкой направленности содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историй и культурой родного краяприродным, социальными рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, гражданские и многокультурные черты.

Задачи

1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание любви и уважения к своей Родине - России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

4. Формирование представления о Земле и о жизни людей на Земле.

5. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.

6. Создание условий для формирования и развития общественно-значимых знаний, навыков, умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.

7. Осуществление тесной связи с жизнью семьи, коллектива ДОУ.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

• Доступности предлагаемого материала.

• Соответствие возрастным особенностям.

• Систематичности и последовательности приобретения знаний и умений.

• Личностно-ориентированного подхода.

• Интегративности (установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведений о человеческой деятельности).

• Культурологический – приобщение детей к истокам культуры.

• Тематический – деление материала на основные темы.

• Наглядности, практического участия.

Особые образовательные технологии, приемы и методы программы позволяют педагогам моделировать специфическое образовательное пространство – развивающую среду, в сфере которой оказываются дом ребенка, детский сад и его ближайшее окружение, музеи и архитектурные памятники города, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.

Предполагаемый результат

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.

К 6-7 годам воспитанники должны знать:

• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду нести ответственность за их выполнение);

• место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);

• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

• название планеты, на которой мы живем;

• пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Проект разработан на три года.

Для успешной реализации проекта было разработано тематическое планирование, которое делилось на три блока, блоки в свою очередь содержали несколько тем.

1 Блок «Я в мире людей»

  • Моя семья
  • Мой детский сад
  • Улица детского сада
  • Улица, на которой та живешь

2 Блок «Моя Чита»

  • Центральные улицы нашего города
  • Достопримечательности города
  • Чита – спортивный город
  • Предприятия нашего города
  • Культура и образование города
  • Символика города
  • История возникновения города

3 Блок «Богатства нашей местности»

  • Природа родного края
  • Животные и птицы родного края
  • Дары лесов родного края
  • Богатство озер и рек родного края
  • Животные родного края
  • Цветы в подарок маме
  • Домашние питомцы
  • Охраняй и береги природу

4 Блок «Мы - Россияне»

  • Наша Родина Россия
  • Российские праздники
  • День Победы

В соответствии с возрастом воспитанников содержание тематических недель усложнялось.

Участниками проекта стали:

  • воспитанники детского сада
  • сотрудники
  • родители

Со всеми участниками образовательных отношений были намечены мероприятия.

Мероприятия с детьми

  • Создание предметно - пространственной среды в группах по патриотическому воспитанию
  • Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми
  • Проведение тематических бесед
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций
  • Мероприятия с детьми в свободной деятельности
  • Проведение экскурсий, походов, целевых прогулок
  • Проведение досугов, праздников и развлечений

Мероприятия по проекту проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Для успешного усвоения информации по проекты были внесены изменения в учебный план, сетку занятий и циклограмму деятельности детей.

В течение недели в совместной деятельности педагогов с детьми запланированы мероприятия по проекту «Мое родное Забайкалье»«Мой край родной». В ходе бесед, рассматриваний альбомов, презентаций по краеведенью дети закрепляют знания, полученные на занятии. Непосредственно – образовательная деятельность по проекту проводится 1 раз в неделю. Длительность занятия соответствует санитарным нормам.

Мероприятия с родителями

Родители являются активными участниками реализации проекта.

Цель взаимодействия с родителями:

Привлечение родителей воспитанников к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях, проводимых в ДОУ и организуемых в поселке и районе;

Родители являются помощниками и союзниками для реализации проекта.

Мероприятия, проводимые с родителями

  • Информационные консультации и папки - раскладушки
  • Родительские собрания
  • Участие родителей в праздниках

Мероприятия с педагогами

Прежде чем говорить о работе с педагогами, нужно вспомнить высказывание К. Д. Ушинского «Педагог должен знать необходимую информацию и уметь представить ее ребенку в доступной форме».

Исходя из этого высказывания, с педагогами нашего учреждения были запланированы мероприятия:

  • Педагогические советы
  • Семинары
  • Семинары - практикумы
  • Консультации

Проект реализуется с помощью различных средств обучения:

  • мультимедийные презентации,
  • чтение художественной литературы,
  • коллективная творческая деятельность (коллаж, аппликации, лепка из соленого теста и др. ,
  • экскурсии,
  • игры сюжетные и с правилами,
  • проблемные образовательные ситуации,
  • центры детской активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Программный проект для детей "Югорика" к программе «Родные просторы» (туристко-эколого-краеведческий)

Программный проект  для  детей "Югорика"к программе  «Родные просторы» (туристко-эколого-краеведческий)...

ПРОЕКТ по краеведению «РОДНЫЕ ТРОПИНКИ"

В процессе реализации проекта решается проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ г...

«Родные просторы Кузбасса» (Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)

Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть ...

«Родные просторы Кузбасса» (Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)

Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть ...

Презентация проект по краеведению. Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"

Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"   для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по краеведению "Курские просторы" для детей 4-5 лет"

Проект по краеведению для детей средней группы. Дети испытывают дефицит знаний о родном городе, традициях, промыслах, им сложно понять значение слов патриотизм, гражданственность, страна. Необходимо р...