Программный проект для детей "Югорика" к программе «Родные просторы» (туристко-эколого-краеведческий)
проект (подготовительная группа) на тему
Программный проект для детей
"Югорика"
к программе «Родные просторы»
(туристко-эколого-краеведческий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_yugorika.docx | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Программный проект для детей
"Югорика"
к программе «Родные просторы»
(туристко-эколого-краеведческий)
Терентьева Н.А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде и природе. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных, воспитательных) можно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Естественные факторы природы и физические упражнения сочетаются в одну форму физического воспитания – детский туризм.
Это помогает:
- расширить знания у детей о природных и погодных явлениях;
- совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт (ориентироваться в пространстве и на местности ближайшего окружения);
- развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки ребенка;
- укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность, проявление товарищества, взаимопонимание, повысить волевые качества.
- Развитие познавательной творческой личности.
Содержание проекта рассчитано на год занятий с детьми подготовительного дошкольного возраста, проявляющими интерес к естествознанию, природе, физической культуре, туризму и краеведению. А так же на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного отношения к природе и понимания целостности природы и человека. Рекомендуемый минимальный состав группы не менее 10-12 человек.
Примерная учебная программа года занятий рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность исходя из времени года и погодно- климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности.
В основе замысла проекта лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и взрослого (воспитатель, родитель). В программе предлагается активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы о родном крае; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов, проведение выставок работ, экскурсии на экологическую тропу, различные конкурсы, КВН, викторины, фенологические наблюдения, эко-походы, эколгогические праздники, различные инсценировки, трудовой десант.)
Экскурсии и прогулки в парк можно начинать и с младших групп при условии учета возрастных особенностей ребенка, состояние здоровья, индивидуальных показателей физических качеств ребенка.
При планировании похода или прогулки в лес (в парк, к реке) важно продумать организацию времени: народные, подвижные, спортивные игры и упражнения, аттракционы, игры малой подвижности, загадки и т.д. Заранее с детьми ведется предварительная работа о технике безопасности, о правилах поведения в парке или в лесу. Содержание прогулок, походов, занятия за пределами детского сада по нагрузке на организм ребенка и продолжительность его должны соответствовать установленной норме.
Программа- проект построена на принципах: краеведческий поход, преемственность, постепенность, экологическая деятельность, научность, деятельный подход.
Туризм и краеведение неразрывно связаны между собой, и их делят только для удобства изложения.
Краеведение в детском саду начинается с самого ребенка, его имени, его ближайшего окружения, в том числе природного.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает важное приоритетное значение.
Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, доброты детей и их интереса к окружающему миру.
Основная цель экологического воспитания - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Программный - проект включает в себя 3 тематических раздела:
- 1 раздел - “Основы туризма”;
- 2 раздел - “Основы краеведения”;
- 3 раздел- “Экология”.
В разделе “Основы туризма” обучающиеся изучат личное и групповое снаряжение туриста, разбивка лагеря, о видах туризма умение пользоваться компасом, фонарем и другими снаряжениями туриста. Знакомятся с основными понятиями туризма и туриста.
В разделе “ Краеведения” обучающиеся научатся составлять летопись своей семьи, находить на карте свой детский сад, свой дом, поселок на карте, ориентироваться на местности (в своем районе), запоминать свой адрес, фамилию.
В разделе “ Экология” обучающиеся научатся чувствовать красоту природы, проявлять добрые чувства к ней, заботливо относится к растениям и животным, и изучат правила поведения в лесу, в парке. Познакомятся с разнообразием растительного и животного мира родного края.
Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.
РАПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО РАЗДЕЛАМ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | ВСЕГО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ (ЧАСЫ) | ПРАКТИКА (ЧАСЫ) |
Основы туризма | 55 | 15 | 40 |
Основы краеведения | 30 | 12 | 18 |
Экология | 59 | 21 | 38 |
ИТОГО: | 144 | 48 | 96 |
ОСНОВЫ ТУРИЗМА
Кто такой турист?
Проверка уровня знания обучающихся о туризме в целом. Изучение понятия “турист”,поход, его функции.
Практические занятия:
Рассказ о туристе, рисунки.
Компас и его устройство
Изучение понятия “компас”, принцип его действия, правила пользования компасом. Значение компаса в природе.
Практические занятия:
Закрепление правил пользования компасом с помощью выполнения заданий (определение сторон света).
Реквизиты туриста
Как можно узнать туриста? Без чего турист не может обойтись?
Практические занятия:
Закрепление пройденного. Игра соревнование.
Личное снаряжение туриста- детсадовца
Личное снаряжение юного туриста, для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда, личная посуда, компас, фонарь, карта, аптечка.
Практические занятия:
Выбор необходимых вещей для похода, прогулки. (из предложенных, и по рисункам)
Рюкзак туриста- детсадовца
Как правильно собрать рюкзак, что положить в рюкзак.
Практические занятия:
Игра “Собери рюкзачок к туристской прогулке”. Сбор группы и прогулка по двору детского сада. Небольшой поход вокруг детского сада.
Групповое снаряжение
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки их виды и назначение. Что такое бивак. История этих вещей. Знакомство с ними при рассматривании. Снаряжение туриста. Их история, Из каких материалов эти предметы пригодны для похода.
Кухонное и костровое снаряжение: котелки (канны), таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Как изображается река, лес, лагерь.
Практические занятия:
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением. План- маршрута. Игры с планом- маршрута. Игры с планом участка ДОУ. Игры по топографическим знакам: лото, домино, забавный рисунок.
Разбивка лагеря
Бивак на туристской прогулке. Его значение для туриста. Охрана природы при организации лагеря. Требования к лагерю (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование лагеря (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха). Безопасность при разведении лагерного костра.
Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне. Безопасность в лагере и в походе.
Практические занятия:
Планирование и организация лагеря на местности во время туристской прогулки.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.
Правила поведения в лесу
Изучение правил поведения в лесу. Правила передвижения ( направляющий, замыкающий). Нормы и правила нахождения в природном окружении ( по склону, в лесу, у реки).
Практические занятия:
Закрепление правил поведения с помощью ролевых игр.
Уборка места привала, девиз туриста- детсадовца: “После нас лучше, чем до нас”
Повторение одного из правил поведения в лесу.
Практические занятия:
Проведение экологического субботника во дворе детского сада совместно с родителями.
Правила безопасности на прогулке и экскурсиях
Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Речевка туриста. Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма. Помогу себе сам- гигиена, первая медицинская помощь(накладывание шины, повязки). Как правильно питаться. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.
Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.
Практические занятия:
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего.
Прогулка по зданию детского сада
Повторение правил безопасности при передвижении внутри здания (детский сад)
Практические занятия:
“Туристская” прогулка.
Прогулка-экскурсия по двору детского сада
Повторение правил безопасности при передвижении на территории детского сада.
Практические занятия:
“Туристская” прогулка в парк
Туристская песня
Отражение темы туризма в песнях известных авторов.
Практические занятия:
Разучивание 1-2 туристских песен.
Из похода возвратясь…
Юный турист – исследователь природы. Участие туристов в природоохранных делах: очистка территории от мусора, заживления ран от костров, восстановление мест старых кострищ.
Практические занятия:
«Путевые заметки»- оформление своих наблюдений, впечатлений о походе.
Поход .
ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
Я.Мое имя, её значение
Для чего людям дают имена. Значение слова “имя”.
Цель: вводная часть для создания летописи семьи.
Практические занятия:
Маленький рассказ о значении своего имени.
2.2 Фамилии, имена, отчества членов семьи
Что такое “летопись семьи ”. Для чего нужна летопись.
Цель: четкое знание имен своих родных и близких.
Практические занятия:
Создание летописи своей семьи. Создание генеалогического древа своей семьи (совместно с родителями)
2.3. В этом доме я живу
Что такое “дом”. Какой он бывает.
Цель: знание адреса своего дома и его расположение на карте.
Практические занятия:
Рассказ “Дом, в котором я живу”
2.4 Это мой детский сад.
Что такое “детский сад”. Кто там живет.
Цель: знание адреса детского сада.
Практические занятия:
Рисунок “Мой детский сад” Выставка рисунков
2.5 Улицы, на которых находятся мой дом и детский сад.
Цель: знание дороги от дома до детского сада.
Практические занятия:
Схема- рисунок “Дорога от моего дома до детского сада”
2.6 Мой поселок
В каком поселке ты живешь. История поселка. Чем он знаменит.
Слайд- шоу “История г.п .Игрим, и его славных людей..”
Цель: знание истории родного края.
Практические занятия:
Рисунок “Мой родной поселок”
2.7 Мои родственники- участники великой Отечественной войны.
Память участникам великой Отечественной войны, посвященная 70- летию победы в ВОВ. Создание мини-музея в ДОУ .
Цель: продолжение летописи своей семьи.
Практические занятия:
Рисунок “Память участникам великой Отечественной войны”, рассказ о родных, близких – участниках великой Отечественной войны, продолжение летописи.
2.8 Богатство родного края.
Почему наш край называют Югра . Особенности природы и животного мира. Животный растительный мир, заполнение карты, просмотр видеофильма. Знакомство с природой. Хвойные деревья. Полезные ископаемые. Где и как используются полезные ископаемые. С голубого ручейка, начинается река. Охрана рек и озер. Красная книга Югры. Особо охраняемые животные и растения.
Цель: знание родного края
Практические занятия:
Рисунки “Природа родного края”, создание коллекции гербария , игры по различной тематике.
2.9 «Народный костюм»
Знакомство детей с женским и мужским национальным костюмом народов Севера.
Цель: знание истории коренного народа родного края.
Практические занятия:
Рисунки, рассказ о костюме.
2.10 “Каково на дому, таково и самому”
Чум. Повседневное и праздничное убранство чума. Из чего его делают, его назначение.
Цель: знание истории народов Севера.
Практические занятия:
Рисунки по тематике.
2.11Экскурсии по поселку, музеям.
Цель: закрепление пройденного материала по различной тематике, увеличение кругозора обучающегося. Музей ДЮЦ, школы №2.
ЭКОЛОГИЯ
3.1 Мир вокруг нас
Введение в предмет “Экология”. Человек, как объект части природы.
Практические занятия:
Рисунок “Мир вокруг нас”, выставка поделок из природного материала.
3.2 Эко - проект “Моя планета”
Проблемы экологии на сегодняшний день. Экологические проблемы нашего края.
Цель: научить видеть красоту природы.
Практические занятия:
Экологический субботник на участке или в парке. Оформление книги «Югра -мой край родной»
3.3 Что такое лес?
Изучение понятия “Лес”. Его значение для всего живого.
Цель: увеличение знаний о лесе и его значении в жизни на земле.
Практические занятия:
Рисунок “ Лес ”, игры по тематике.
Поход –экскурсия в лес.
3.4 Представление о лесе и его обитателях.
Кто живет в лесу, его жители.
Цель: увеличение знаний о лесе и его обитателях. Животные родного края.
Практические занятия:
Рисунок “Обитатели леса”, игры по тематике. Создание малой Красной книги.
3.5 Приметы леса.
Каким бывает лес осенью, летом, весной и зимой?
Цель: увеличение знаний о лесе.
Практические занятия:
Рисунок “Времена года”
3.6 Путешествие мир лекарственных растений
Цель: увеличение знаний о лекарственных растениях. Редкие и исчезающие растения.
Практические занятия:
Альбом – гербарий с лекарственными растениями.
3.7 Операция “ кормушка”
Как живут птицы зимой. Для чего нужны кормушки для птиц. Как их правильно делать.
Цель: научится проявлять добрые чувства к животному миру.
Практические занятия:
Конструирование кормушек для птиц. Рисунки “Птицы”. Д/и «Птицы» лото зоологическое.
3.8 “Я живу в Югре”
Цель: увеличение кругозора о родном крае и проблемах экологии края.
3.9 “Красота и богатство Югорской природы”
Уникальные уголки нашего края. Заповедники Югры.
Цель: увеличение кругозора
3.10 “Художник –Г.Райшев” (вечер)
Знакомство с творчеством художника. Герои картин. Детская продуктивная деятельность по теме.
Цель: увеличение кругозора
3.11 “Богатство земли Югорской”
Полезные ископаемые. Приполярный Урал. Значение полезных ископаемых для человека. Экология добычи полезных ископаемых. Экологические проблемы газовых и нефтяных месторождений Югры.
Цель: увеличение кругозора
3.12 Экскурсии и походы по различной тематике
Цель: увеличение кругозора и закрепление пройденного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Один год обучения по 2 часа 2 раза в неделю.
№ | Наименование тем | всего | теория | практика |
1. Основы туризма | ||||
| Кто такой турист? | 3 | 1 | 2 |
| Компас и его устройство. | 3 | 1 | 2 |
| Реквизиты туриста | 4 | 2 | 2 |
| Личное снаряжение туриста- детсадовца | 5 | 2 | 3 |
| Рюкзак туриста- детсадовца | 5 | 1 | 4 |
| Групповое снаряжение | 5 | 1 | 4 |
| Разбивка лагеря | 6 | 2 | 4 |
| Правила поведения в лесу | 5 | 1 | 4 |
| Уборка места привала, девиз туристят: “После нас лучше, чем до нас” | 4 | 1 | 3 |
| Правила безопасности на прогулке и экскурсиях | 4 | 1 | 3 |
| Прогулка по зданию детского сада | 4 | 1 | 3 |
| Прогулка- экскурсия по двору детского сада | 4 | 1 | 3 |
| Разучить 1-2 туристские песни | 3 | 0 | 3 |
Всего: | 55 | 15 | 40 | |
2. Основы краеведения | ||||
2.1 | Я.Мое имя, её значение | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Фамилии, имена, отчества членов семьи | 3 | 1 | 2 |
2.3 | В этом доме я живу | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Это мой детский сад | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Улицы ,на которых находятся мой дом и детский сад. | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Мой район поселка | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Мой поселок | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Мои родственники- участники великой Отечественной войны | 3 | 1 | 2 |
2.9 | “Народный костюм” | 2 | 1 | 1 |
2.10 | “Каково на дому, таково и самому” | 2 | 1 | 1 |
2.11 | Богатство родного края | 13 | 1 | 2 |
2.12 | Экскурсии по поселку, музеям. | 4 | 1 | 3 |
Всего: | 30 | 12 | 18 | |
3. Экология | ||||
3.1 | Мир вокруг нас | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Эко проект “Моя планета” | 5 | 2 | 3 |
3.3 | Что такое лес? | 3 | 1 | 2 |
3.4 | Представление о лесе и его обитателях | 5 | 2 | 3 |
3.5 | Приметы леса | 3 | 1 | 2 |
3.6 | Путешествие мир лекарственных растений | 5 | 2 | 3 |
3.7 | Операция “ кормушка” | 4 | 1 | 3 |
3.8 | “Я живу в Югре” | 5 | 2 | 3 |
3.9 | “Красота и богатство Югорской природы” | 5 | 2 | 3 |
3.10 | “ художник – Г.Райшев” (вечер) | 5 | 2 | 3 |
3.11 | “Богатство земли Югорской ” | 5 | 2 | 3 |
3.12 | Экскурсии по различной тематике | 10 | 3 | 7 |
Всего: | 59 | 21 | 38 | |
ИТОГО ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | 144 | 48 | 96 |
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОГО ТУРИСТСКОГО
СНАРЯЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКА.
1.Рюкзачок для туристских прогулок;
2.Сидушка походная;
3.Туристские ботинки или обувь на твердой подошве;
4.Обувь спортивная;
5.Сапоги резиновые;
6.Фляжка или емкость для питьевой воды (1-1,5л);
7.Головной убор;
8.Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм);
9.Спортивный тренировочный костюм;
10.Свитер шерстяной;
11.Брюки ветрозащитные;
12.Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, складной нож );
13.Блокнот, ручка;
14.Мазь от кровососущих насекомых;
15.Варежки (для лыжных походов);
16.Коврик туристический;
17.Лыжи с креплениями и ботинками;
18.лыжные палки;
19.Лыжная шапочка;
20.Перчатки рабочие;
21.Носки шерстяные.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Видеофильмы(можно демонстрировать фрагментами)
- Мультфильм «Маугли» по мотивам сказки Р.Киплинга
- Мультфильм «Бемби» по мотивам сказки Ф. Зальтена.
- Мультфильм «12 месяцев» по сказке С.Маршака.
- Мультфильм «Тарзан»
- Мультфильм «Болто»
- Мультфильм «Земля до начала времени»-1,2,3,5.
- Мультфильм «Снежная королева»
МОДЕЛИ:
- Глобус земли физический М. 1:30 000 000
- Комплекты макетов поверхности суши.
ТАБЛИЦЫ:
- Таблицы по охране природы
- Таблицы о сезонах года: об изменениях в природе. Хозяйственной деятельности людей.
- Карта ХМАО.
ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ
- Гербарий культурных растений
- Гербарий дикорастущих растений.
- Коллекции плодов, семян, шишек, грибов.
- Коллекция камней и минералов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- Зоологическое лото.
- Ботаническое лото.
- Лото «Что где растет»
- Домино «Ягодка»
- Домино «Дикие животные»
- Лото с загадками
- Лото «В саду ли в огороде»
ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
- Палатка
- Рюкзаки
- Костровое оборудование
- Медицинская аптечка
- Набор для ремонта
- Веревка основная и вспомогательная (по 40 метров)
- Компасы
- Оборудование для туристической эстафеты( кочки, тонель, мышеловка)
ТОПОГРАФИЧЕКСКИЕ ИГРЫ
Дидактический материал.
- Топографическое лото, домино
- Мозайка
- Топографические диктанты
- Кубики
- Карточки условных топографических знаков.
ТРЕБОВАНИЯ
к минимальному необходимому уровню
эколого-туристической подготовленности дошкольника
(модель выпускника)
1 ступень «Основы туризма»
Знать:
- Кто такой турист, что такое поход.
- Что такое бивак
- Знать что такое компас и его устройство.
- Знать характерные признаки видов туризма.
- Знать правила поведения в лесу.
Понимать:
- Какую пользу приносят экскурсии и походы
- Правила безопасности на прогулке и экскурсии.
Уметь:
- Собирать снаряжение туриста.
- Собирать групповое снаряжение
- Применять правила поведения в лесу
- Убирать место привала в походе.
2 ступень «Основы краеведения
Знать :
- Членов своей семьи, и людей ближайшего окружения.
- Свой домашний адрес, адрес детского сада.
- Свой поселок.
- Знать музей поселка.
Понимать:
- Кто такие участники Великой отечественной войны.
- Значение природных богатств родного края.
Уметь:
- Ориентироваться на улицах поселка.
- Составлять простейшее генеалогическое древо своей семьи.
3 ступень « Основы экологии»
Знать:
- Мир вокруг себя.
- Что такое лес.
- Приметы леса.
- Несколько лекарственных растений.
Понимать:
- Красоту и богатство местной природы.
- Влияние человека на окружающую природу.
- Представление о лесе и его обитателях
Уметь:
- Составлять простейший экологический проект.
- Уметь изготовлять простейшие кормушки для птиц
Литературные источники.
1. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»
2. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.
3. КнязеваО.Л, Маханева Н В. «Знакомство детей с народным творчеством»
4. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»
5. Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»
6. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»
7. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».
8. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как творческий процесс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А
Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...
Из опыта работы. Реализация программы "Родничок" по патриотическому воспитанию дошкольников
Мероприятия, проводимые в ДОУ в целях выполнения намеченного по патриотическому воспитанию. Результаты....
Программа "Родничок"
Программа "Родничок" представляет собой систему формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, включает в себя методические рекомендации и перспективный план ра...
Программа "Родничок". Приобщение детей к национальной традиционной культуре.
В программу включено: пояснительная записка, формы и методы работы, план работы с родителями, календарно-тематический план....
Индивидуально адаптированная фольклорная музыкальная программа "Родная сторонка" для кружка "Донской сувенир"( детский сад"Тополек")
Пояснительная записка к фольклорной музыкальной программе «Родная сторонка» Я, Афанасьева Ольга Дмитриевна, работа...
Программа "Родничок здоровья" дополнительного образования по физкультурно - спортивному направлению для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №79 «Голосистое горлышко»...
Мастер-класс по программе "Родной свой край- люби и знай!". Программа.
Духовное развитие человека не внешне, а внутренне, диалектический связано с социальной жизнью….Проблема духовного устранения есть проблема правильного соотношения индивидуального и социал...