Программный проект для детей "Югорика" к программе «Родные просторы» (туристко-эколого-краеведческий)
проект (подготовительная группа) на тему

 Программный проект  для  детей

 "Югорика"

к программе  «Родные просторы»

(туристко-эколого-краеведческий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_yugorika.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Программный проект  для  детей

 "Югорика"

к программе  «Родные просторы»

(туристко-эколого-краеведческий)

Терентьева Н.А

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде и природе. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных, воспитательных) можно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Естественные факторы природы и физические упражнения сочетаются в одну форму физического воспитания – детский туризм.

Это помогает:

  1. расширить знания у детей о природных и погодных явлениях;
  2. совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт   (ориентироваться в пространстве и на местности ближайшего окружения);
  3. развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки ребенка;
  4. укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность, проявление товарищества, взаимопонимание, повысить волевые качества.
  5. Развитие познавательной творческой личности.

Содержание проекта  рассчитано на год занятий с детьми подготовительного дошкольного возраста, проявляющими интерес к естествознанию, природе, физической культуре, туризму и краеведению. А так же на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного отношения к природе и понимания целостности природы и человека. Рекомендуемый минимальный состав группы не менее 10-12 человек.

Примерная учебная программа года занятий рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность исходя из времени года и погодно- климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности.

В основе замысла проекта лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и взрослого (воспитатель, родитель). В программе предлагается активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся  (экскурсии, беседы о родном крае; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов, проведение выставок работ, экскурсии на экологическую тропу, различные конкурсы, КВН, викторины, фенологические наблюдения, эко-походы, эколгогические праздники, различные инсценировки, трудовой десант.)

Экскурсии и прогулки в парк можно начинать и с младших групп при условии учета возрастных особенностей ребенка, состояние здоровья, индивидуальных показателей физических качеств ребенка.

При планировании похода или прогулки в лес (в парк, к реке) важно продумать организацию времени: народные, подвижные, спортивные игры и упражнения, аттракционы, игры малой подвижности, загадки и т.д. Заранее  с детьми ведется предварительная работа о технике безопасности, о правилах поведения в парке или в лесу. Содержание прогулок, походов, занятия за пределами детского сада по нагрузке на организм ребенка и   продолжительность его должны соответствовать установленной норме.

Программа- проект построена на принципах:  краеведческий поход, преемственность, постепенность, экологическая деятельность, научность, деятельный подход.

Туризм и краеведение неразрывно связаны между собой,  и  их делят только для удобства изложения.

Краеведение в детском саду начинается с самого ребенка, его имени, его ближайшего окружения, в том числе природного.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает  важное приоритетное значение.

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, доброты  детей и их интереса к окружающему миру.

Основная цель экологического воспитания - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Программный - проект  включает в себя 3 тематических раздела:

  • 1 раздел - “Основы туризма”;
  • 2 раздел - “Основы краеведения”;
  • 3 раздел- “Экология”.

В разделе “Основы туризма” обучающиеся изучат личное и групповое снаряжение туриста, разбивка лагеря, о видах туризма умение пользоваться компасом, фонарем и другими снаряжениями туриста. Знакомятся с основными понятиями туризма и туриста.

В разделе “ Краеведения” обучающиеся научатся составлять летопись своей семьи, находить на карте свой детский сад, свой дом, поселок на карте, ориентироваться на местности (в своем районе), запоминать свой адрес, фамилию.

В разделе “ Экология” обучающиеся научатся чувствовать красоту природы, проявлять добрые чувства к ней, заботливо относится к растениям и животным, и изучат правила поведения в лесу, в парке. Познакомятся с разнообразием растительного и животного мира родного края.

Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

РАПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО РАЗДЕЛАМ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ (ЧАСЫ)

ПРАКТИКА (ЧАСЫ)

Основы туризма

55

15

40

Основы краеведения

30

12

18

Экология

59

21

38

ИТОГО:

144

48

96

ОСНОВЫ ТУРИЗМА

Кто такой турист?

Проверка уровня знания обучающихся о туризме в целом. Изучение понятия “турист”,поход,  его функции.

Практические занятия:

Рассказ о туристе, рисунки.

Компас и его устройство

Изучение понятия “компас”, принцип его действия, правила пользования компасом. Значение компаса в природе.

Практические занятия:

Закрепление правил пользования компасом с помощью выполнения заданий (определение сторон света).

Реквизиты туриста

Как можно узнать туриста? Без чего турист не может обойтись?

Практические занятия:

Закрепление пройденного. Игра соревнование.

Личное снаряжение туриста- детсадовца

Личное снаряжение юного туриста,  для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда, личная посуда, компас, фонарь, карта, аптечка.

Практические занятия:

Выбор необходимых вещей для похода, прогулки. (из предложенных, и по рисункам)

Рюкзак туриста- детсадовца

Как правильно собрать рюкзак, что положить в рюкзак.

Практические занятия:

Игра “Собери рюкзачок к туристской прогулке”. Сбор группы и прогулка по двору детского сада. Небольшой поход вокруг детского сада.

Групповое снаряжение

Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки их виды и назначение. Что такое бивак. История этих вещей. Знакомство с ними при рассматривании. Снаряжение туриста. Их история, Из каких материалов  эти предметы пригодны для похода.

Кухонное и костровое снаряжение: котелки (канны),  таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Как изображается река, лес, лагерь.

Практические занятия:

Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением. План- маршрута. Игры с планом- маршрута. Игры с планом участка ДОУ. Игры по топографическим знакам:  лото, домино, забавный рисунок.

Разбивка  лагеря

Бивак на туристской прогулке. Его значение для туриста. Охрана природы при организации лагеря. Требования к лагерю (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование лагеря (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха). Безопасность при разведении лагерного костра.

Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне. Безопасность в лагере и в походе.

Практические занятия:

Планирование и организация лагеря на местности во время туристской прогулки.

Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.

Правила поведения в лесу

Изучение правил поведения в лесу. Правила передвижения ( направляющий, замыкающий). Нормы и правила нахождения в природном окружении ( по склону, в лесу, у реки).

Практические занятия:

Закрепление правил поведения с помощью ролевых игр.

Уборка места привала, девиз туриста- детсадовца: “После нас лучше, чем до нас”

Повторение одного из правил поведения в лесу.

Практические занятия:

Проведение экологического субботника во дворе детского сада совместно с родителями.

Правила безопасности на прогулке и экскурсиях

Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Речевка туриста. Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма. Помогу себе сам- гигиена, первая медицинская помощь(накладывание шины, повязки). Как правильно питаться. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.

Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.

Практические занятия:

Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего.

Прогулка по зданию детского сада

Повторение правил безопасности при передвижении внутри здания (детский сад)

Практические занятия:

“Туристская” прогулка.

Прогулка-экскурсия по двору детского сада

Повторение правил безопасности при передвижении на территории детского сада.

Практические занятия:

“Туристская” прогулка в парк

 Туристская песня

Отражение темы туризма в песнях известных авторов.

Практические занятия:

Разучивание 1-2 туристских песен.

Из похода возвратясь…

Юный турист – исследователь природы. Участие туристов  в природоохранных делах: очистка территории от мусора, заживления ран от костров, восстановление мест старых кострищ.

Практические занятия:

«Путевые заметки»- оформление своих наблюдений, впечатлений о походе.

Поход .

ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

Я.Мое имя, её значение

Для чего людям дают имена. Значение слова “имя”.

Цель: вводная часть для создания летописи семьи.

Практические занятия:

Маленький рассказ о значении своего имени.

2.2 Фамилии, имена, отчества членов семьи

Что такое “летопись семьи ”. Для чего нужна летопись.

Цель: четкое знание имен своих родных и близких.

Практические занятия:

Создание летописи своей семьи. Создание генеалогического древа своей семьи (совместно с родителями)

2.3. В этом доме я живу

Что такое “дом”. Какой он бывает.

Цель: знание адреса своего дома и его расположение на карте.

Практические занятия:

Рассказ “Дом, в котором я живу”

2.4 Это мой детский сад.

Что такое “детский сад”. Кто там живет.

Цель: знание адреса детского сада.

Практические занятия:

Рисунок “Мой детский сад” Выставка рисунков

2.5 Улицы, на которых находятся мой дом и детский сад.

Цель: знание дороги от дома до детского сада.

Практические занятия:

Схема- рисунок “Дорога от моего дома до детского сада”

2.6 Мой поселок

В каком поселке  ты живешь. История поселка. Чем он знаменит.

Слайд- шоу “История  г.п .Игрим, и его славных людей..”

Цель: знание истории родного края.

Практические занятия:

Рисунок “Мой родной поселок”

2.7 Мои родственники- участники великой Отечественной войны.

Память участникам великой Отечественной войны, посвященная 70- летию победы в ВОВ. Создание мини-музея в ДОУ .

Цель: продолжение летописи своей семьи.

Практические занятия:

Рисунок “Память участникам великой Отечественной войны”, рассказ о родных, близких – участниках великой Отечественной войны, продолжение летописи.

2.8 Богатство родного края.

Почему наш край называют Югра . Особенности  природы и животного мира. Животный  растительный  мир, заполнение карты, просмотр видеофильма. Знакомство с природой. Хвойные деревья. Полезные ископаемые. Где и как используются полезные ископаемые. С голубого  ручейка, начинается река. Охрана рек и озер. Красная книга Югры. Особо охраняемые животные и растения.

Цель: знание родного края

Практические занятия:

Рисунки “Природа родного края”, создание коллекции гербария , игры по различной тематике.

2.9 «Народный костюм»

Знакомство детей с женским и мужским  национальным костюмом народов Севера.

Цель: знание истории  коренного народа родного края.

Практические занятия:

Рисунки, рассказ о костюме.

2.10 “Каково на дому, таково и самому”

Чум. Повседневное и праздничное убранство чума. Из чего его делают, его назначение.

Цель: знание истории  народов Севера.

Практические занятия:

Рисунки по тематике.

2.11Экскурсии по поселку, музеям.

Цель: закрепление пройденного материала по различной тематике, увеличение кругозора обучающегося. Музей ДЮЦ, школы №2.

ЭКОЛОГИЯ

3.1 Мир вокруг нас

Введение в предмет “Экология”. Человек, как объект  части природы.

Практические занятия:

Рисунок “Мир вокруг нас”, выставка поделок из природного материала.

3.2 Эко - проект “Моя планета”

Проблемы экологии на сегодняшний день. Экологические проблемы нашего края.

Цель: научить видеть красоту природы.

Практические занятия:

Экологический субботник на участке или в парке. Оформление книги «Югра -мой край родной»

3.3 Что такое лес?

Изучение понятия “Лес”. Его значение для всего живого.

Цель: увеличение знаний о лесе и его значении в жизни на земле.

Практические занятия:

Рисунок “ Лес ”, игры по тематике.

Поход –экскурсия в лес.

3.4 Представление о лесе и его обитателях.

Кто живет в лесу, его жители.

Цель: увеличение знаний о лесе и его обитателях. Животные родного края.

Практические занятия:

Рисунок “Обитатели леса”, игры по тематике. Создание малой Красной книги.

3.5 Приметы леса.

Каким бывает лес осенью, летом, весной и зимой?

Цель: увеличение знаний о лесе.

Практические занятия:

Рисунок “Времена года”

3.6 Путешествие мир лекарственных растений

Цель: увеличение знаний о лекарственных растениях. Редкие и исчезающие растения.

Практические занятия:

Альбом – гербарий с лекарственными растениями.

3.7 Операция “ кормушка”

Как живут птицы зимой. Для чего нужны кормушки для птиц. Как их правильно делать.

Цель: научится проявлять добрые чувства к животному миру.

Практические занятия:

Конструирование кормушек для птиц.  Рисунки “Птицы”. Д/и «Птицы» лото зоологическое.

3.8 “Я живу в Югре”

Цель: увеличение кругозора о родном крае и проблемах экологии края.

3.9 “Красота и богатство Югорской природы”

Уникальные уголки нашего края. Заповедники Югры.

Цель: увеличение кругозора

3.10 “Художник –Г.Райшев” (вечер)

Знакомство с творчеством художника. Герои картин. Детская продуктивная деятельность по теме.

Цель: увеличение кругозора

3.11 “Богатство земли Югорской”

Полезные ископаемые. Приполярный Урал. Значение полезных ископаемых для человека. Экология добычи полезных ископаемых. Экологические проблемы газовых и нефтяных месторождений Югры.

Цель: увеличение кругозора

3.12 Экскурсии и походы  по различной тематике

Цель: увеличение кругозора и закрепление пройденного материала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Один год обучения по 2 часа 2 раза в неделю.

Наименование тем

всего

теория

практика

1. Основы туризма

 

Кто такой турист?

3

1

2

 

Компас и его устройство.

3

1

2

 

Реквизиты туриста

4

2

2

 

Личное снаряжение туриста- детсадовца

5

2

3

 

Рюкзак туриста- детсадовца

5

1

4

 

Групповое снаряжение

5

1

4

 

Разбивка лагеря

6

2

4

 

Правила поведения в лесу

5

1

4

 

Уборка места привала, девиз туристят: “После нас лучше, чем до нас”

4

1

3

 

Правила безопасности на прогулке и экскурсиях

4

1

3

 

Прогулка по зданию детского сада

4

1

3

 

Прогулка- экскурсия по двору детского сада

4

1

3

 

Разучить 1-2 туристские песни

3

0

3

Всего:

55

15

40

2. Основы краеведения

2.1

Я.Мое имя, её значение

3

1

2

2.2

Фамилии, имена, отчества членов семьи

3

1

2

2.3

В этом доме я живу

2

1

1

2.4

Это мой детский сад

2

1

1

2.5

Улицы ,на которых находятся мой дом и детский сад.

2

1

1

2.6

Мой район поселка

2

1

1

2.7

Мой поселок

2

1

1

2.8

Мои родственники- участники великой Отечественной войны

3

1

2

2.9

“Народный костюм”

2

1

1

2.10

“Каково на дому, таково и самому”

2

1

1

2.11

Богатство родного края

13

1

2

2.12

Экскурсии по поселку, музеям.

4

1

3

Всего:

30

12

18

3. Экология

3.1

Мир вокруг нас

4

1

3

3.2

Эко проект “Моя планета”

5

2

3

3.3

Что такое лес?

3

1

2

3.4

Представление о лесе и его обитателях

5

2

3

3.5

Приметы леса

3

1

2

3.6

Путешествие мир лекарственных растений

5

2

3

3.7

Операция “ кормушка”

4

1

3

3.8

“Я живу в Югре”

5

2

3

3.9

“Красота и богатство Югорской природы”

5

2

3

3.10

“ художник  – Г.Райшев” (вечер)

5

2

3

3.11

“Богатство земли Югорской ”

5

2

3

3.12

Экскурсии по различной тематике

10

3

7

Всего:

59

21

38

ИТОГО ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

144

48

96

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОГО ТУРИСТСКОГО

                           СНАРЯЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКА.

1.Рюкзачок для туристских прогулок;

2.Сидушка походная;

3.Туристские ботинки или обувь на твердой подошве;

4.Обувь спортивная;

5.Сапоги резиновые;

6.Фляжка или емкость для питьевой воды (1-1,5л);

7.Головной убор;

8.Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм);

9.Спортивный тренировочный костюм;

10.Свитер шерстяной;

11.Брюки ветрозащитные;

12.Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, складной нож );

13.Блокнот, ручка;

14.Мазь от кровососущих насекомых;

15.Варежки (для лыжных походов);

16.Коврик туристический;

17.Лыжи с креплениями и ботинками;

18.лыжные палки;

19.Лыжная шапочка;

20.Перчатки рабочие;

21.Носки шерстяные.

                                          ОБОРУДОВАНИЕ:

Видеофильмы(можно демонстрировать фрагментами)

  • Мультфильм «Маугли» по мотивам сказки Р.Киплинга
  • Мультфильм «Бемби» по мотивам сказки  Ф. Зальтена.
  • Мультфильм «12 месяцев» по сказке С.Маршака.
  • Мультфильм «Тарзан»
  • Мультфильм «Болто»
  • Мультфильм «Земля до начала времени»-1,2,3,5.
  • Мультфильм «Снежная королева»

                                  МОДЕЛИ:

  • Глобус земли физический М. 1:30 000 000
  • Комплекты макетов поверхности суши.

                                             ТАБЛИЦЫ:

  • Таблицы по охране природы
  • Таблицы о сезонах года: об изменениях в природе. Хозяйственной деятельности людей.
  • Карта ХМАО.

     

                      ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ

  • Гербарий культурных растений
  • Гербарий  дикорастущих растений.
  • Коллекции плодов, семян, шишек, грибов.
  • Коллекция камней и минералов.

                 

                              ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • Зоологическое лото.
  • Ботаническое лото.
  • Лото «Что где растет»
  • Домино «Ягодка»
  • Домино «Дикие животные»
  • Лото с загадками
  • Лото «В саду ли в огороде»

ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

  • Палатка
  • Рюкзаки
  • Костровое оборудование
  • Медицинская аптечка
  • Набор для ремонта
  • Веревка основная и вспомогательная (по 40 метров)
  • Компасы
  • Оборудование для туристической эстафеты( кочки, тонель, мышеловка)

                     ТОПОГРАФИЧЕКСКИЕ ИГРЫ

                      Дидактический материал.

  • Топографическое лото, домино
  • Мозайка
  • Топографические диктанты
  • Кубики
  • Карточки условных топографических  знаков.

                                       ТРЕБОВАНИЯ

                       к минимальному необходимому уровню

            эколого-туристической подготовленности дошкольника

                                    (модель выпускника)

1 ступень «Основы туризма»

Знать:

  • Кто такой турист, что такое поход.
  • Что такое бивак
  • Знать что такое компас и его устройство.
  • Знать характерные признаки видов туризма.
  • Знать правила поведения в лесу.

Понимать:

  • Какую пользу приносят экскурсии и походы
  • Правила безопасности на прогулке и экскурсии.

Уметь:

  • Собирать снаряжение туриста.
  • Собирать групповое снаряжение
  • Применять правила поведения  в лесу
  • Убирать место привала в походе.

2 ступень «Основы краеведения

Знать :

  • Членов своей семьи, и людей ближайшего окружения.
  • Свой домашний адрес, адрес детского сада.
  • Свой поселок.
  • Знать музей  поселка.

Понимать:

  • Кто такие участники Великой отечественной  войны.
  • Значение природных богатств родного края.

Уметь:

  • Ориентироваться на улицах поселка.
  • Составлять простейшее  генеалогическое древо своей семьи.

3 ступень « Основы экологии»

Знать:

  • Мир вокруг себя.
  • Что такое лес.
  • Приметы леса.
  • Несколько лекарственных растений.

Понимать:

  • Красоту и богатство местной природы.
  • Влияние человека на окружающую природу.
  • Представление о лесе и его обитателях

Уметь:

  • Составлять  простейший экологический проект.
  • Уметь изготовлять простейшие кормушки для птиц

                   

Литературные источники.

1. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»

2. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.

3. КнязеваО.Л,  Маханева Н В. «Знакомство детей с   народным творчеством»

4. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»

5.  Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»

6. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»

7. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».

8. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как творческий процесс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

Из опыта работы. Реализация программы "Родничок" по патриотическому воспитанию дошкольников

Мероприятия, проводимые в ДОУ в целях выполнения намеченного по патриотическому воспитанию. Результаты....

Программа "Родничок"

Программа "Родничок" представляет собой систему формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, включает в себя методические рекомендации и перспективный план ра...

Программа "Родничок". Приобщение детей к национальной традиционной культуре.

В программу включено: пояснительная записка, формы и методы работы, план работы с родителями, календарно-тематический план....

Индивидуально адаптированная фольклорная музыкальная программа "Родная сторонка" для кружка "Донской сувенир"( детский сад"Тополек")

         Пояснительная записка к фольклорной музыкальной программе  «Родная сторонка»         Я, Афанасьева Ольга Дмитриевна, работа...

Программа "Родничок здоровья" дополнительного образования по физкультурно - спортивному направлению для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №79 «Голосистое горлышко»...

Мастер-класс по программе "Родной свой край- люби и знай!". Программа.

Духовное развитие человека не внешне, а внутренне, диалектический связано с социальной жизнью….Проблема духовного устранения  есть проблема правильного соотношения индивидуального и социал...