«Родные просторы Кузбасса» (Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире.
Природа удивляет нас своими красками и настроением в каждое время года. Самые яркие и впечатляющие образы могут передать небольшие стихи придуманные, самим ребенком о природе разного времени года.
Вместе со стихами про природу детям легче связывать различные явления, характерные каждому сезону года. Так дети узнают, что природа в каждое время года имеет свой облик, цвет и характер погоды. Воспитывается любовь к родному краю, Родине, чувство патриотизма.
Рекомендуется для воспитателей ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_miroshnichenko.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Е.И. Мирошниченко
«Родные просторы Кузбасса»
(Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)
Гурьевский муниципальный округ
2021год
Составитель: Мирошниченко Елена Ивановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Мирошниченко Е.И., Власова Т.И. «Родные просторы Кузбасса» [Текст] - проект / Е.И. Мирошниченко, Т.И. Власова Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2021, - 30 с.
Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире.
Природа удивляет нас своими красками и настроением в каждое время года. Самые яркие и впечатляющие образы могут передать небольшие стихи придуманные, самим ребенком о природе разного времени года.
Вместе со стихами про природу детям легче связывать различные явления, характерные каждому сезону года. Так дети узнают, что природа в каждое время года имеет свой облик, цвет и характер погоды. Воспитывается любовь к родному краю, Родине, чувство патриотизма.
Рекомендуется для воспитателей ДОО.
Актуальность проекта:
В детстве каждый ребёнок словно поэт. Поэта в душе побуждает человеческое чувство прекрасного. Дать ребёнку радость поэтического вдохновения, разбудить в его сердце живой родник природы и поэтического творчества - это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи. Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых» Сухомлинский В.А. («Сердце отдаю детям»).
Актуальность данного проекта заключается в том, что он способствует развитию творческого начала в каждом ребенке, раскрывает заложенные природой человека душевную красоту, способствует привитию любви к родине. Он раскрывает значение слова, его силу влияния на человека, его многозначность и понимание окружающего мира. В нем выдержаны временные понятия, сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. Воспитывать любовь к русскому слову, чувству ритма, природе начинается с развития поэтического слуха. Этому способствуют игры «Рифмушечки», «Доскажи словечко», «Чужое слово», «Удивительные слова», «Ласковое слово» и т.д. Дети знакомятся с творчеством поэтов, которые пишут стихи о красоте природы. Участвуют в поэтических встречах-салонах при библиотеках в детском саду. Учим видеть то особенное, красивое в слове, что делает наш язык самым богатым, могучим, великим.
Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать и любить не только поэзию и природу, но и разовьёт чувство патриотизма.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой родного края постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба, каплями дождя, хрупкими снежинками, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познавать окружающий мир. Взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине».
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности к природе, любви к Родине, через поэзию, родную речь.
Задачи проекта:
- Развивать интерес к сочинению стихов о природе родного края;
- Умение видеть прекрасное в разное время года
- Обогащать и активизировать словарь, развивать память, мышление детей.
- Развивать связную речь, ее выразительность;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- учитель-логопед
- воспитатель
Срок реализации
учебный год
Ожидаемый результат:
- Сформированы элементарные представления о временах года;
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействии с объектами природы;
- Развит интерес к наблюдению за явлениями и объектами природы;
- Позитивные изменения в речи, обогащение словарного запаса;
- Презентация проекта
- Выпуск сборников стихов собственного сочинения «Четыре времени года», «Нежность» (стихи о лете), «Снеговичок» (стихи о зиме), «Веснянка» (стихи детей о весне)
- КВН « Четыре времени года»
Формы работы:
Работа с детьми
- Образовательный модуль;
- Чтение художественной литературы; стихов русских поэтов;
- Продуктивная деятельность;
- Рассматривание альбомов о временах года;
- Наблюдения;
- Беседы;
- Сочинение стихов;
- игры (дидактические, словесные игры, пальчиковые);
- Проведение праздников, КВН, досугов
Методы и приёмы:
- - словесный (диалог, беседа, рассказ);
- - наглядный (показ, рассматривание, наблюдение);
- - практический (наглядное и совместное выполнение работ продуктивной деятельности, участие).
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор литературы
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, презентации),
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий.
Основной этап:
Перспективный план работы по реализации проекта
1 раздел – «Осенняя тематика»
Сентябрь
- «Игра в рифмовочки», «Доскажи словечко», «Цепочка»,«Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи»;
- Дыхательные упражнения: «Листопад – что это?», «Птички »
- Слушание: « Осенью» муз. С. Майкопара;
- Пение « Дождик» рус.нар. мел., обр. В Фере;
- Чтение стихов русских поэтов о природе родного края.
- Пластилиновая фантазия», «Осенний лист»(рваная), «Гриб» (рваная), «Осеннее дерево» (рваная), «Ковер из листьев» «Тучка и дождик», «Мухомор», «Листопад», «Осенний лист» (отпечаток), «Краски осени» (смешивание красок), «Ветка рябины» (пальчики)
Октябрь
- «Осеннее очарование»
Знакомство с осенним словом. Чтение стихов. Подбор рифмы. Игры с мячом «Подбери листок по цвету»
- «Чужое слово»
Найти лишнее слово в стихах. Прочитать правильно. придумать самим лишнее слово.
- «Кто такой поэт»
Знакомство с профессией поэт. Игры со словом «Доскажи словечко», «Что не подходит»
- «В гостях у колобка»
Сочиняем песенку колобка. Волшебник превращает всех детей в Колобков (шапочки одевают), они катятся по тропинке и поют песенки, сочиненные по первой строчке «Колобок румяный бок»
- Игры- манипуляции с муляжами овощей, фруктов
- Дидактические игры: «Что растет в саду? », «Что растет в огороде? », «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью? », «Чего не стало? »
- Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка»,
- Слушание стихов русских поэтов об осени.
- Беседа «Мой дом»
- Составление рассказов на тему: «Моя семья на даче»
Ноябрь
- «Удивительные слова»
Как слово может изменить настроение (вежливые слова, слова дразнилки, смешные слова, грустные, подбор рифмы к удивительным словам).
- «Послушай – повтори»
Развиваем словесное чутьё, через повторы народных дразнилок идет приобщение к русскому фольклору, через игры «Пастушок», «Догонялки» и придумывание своих дразнилок.
- «Похожи – не похожи»
Игры со словом «Подбери рифму», «Про пана Труллялянского» стр. 146 С.М.
- «Первые строчки – складушки»
игры «Пойми меня», «Артисты» , «Найди другое слово» стр. 160, «Угадай о ком я скажу» стр. 169, «Продолжи рифму»
- Словесно-речевые игры: «Огород», «Найдем овощи», «Фрукты», «Варим компот», «Осень пришла»
- П/И: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»
- Хороводные игры «Огород», «Овощи»
- Беседа: «4 ноября-день единства»
2 раздел – зимняя тематика
Декабрь
- «В гостях у Д.Хармса»
Познакомить со стихами Хармса и обыграть их. Стихи: «Удивительная кошка» стр. 122, «Еду –еду на коне» стр. 105
- «Неправильная история»
Определить какие истории правильные, а какие нет. стр. 114. Творчество Квитко «Лемили хозяйничает», Успенский «Память». сравнить стихи, почему они по разному называются, если в обоих случаях произошла путаница.
- «Зимние рифмовки»
Подобрать рифму к определенным словам. Подобрать подходящие слова ( зимняя - …дорога, песня, погода и т.д.; зимний – день, сон, вечер и т.д.; зимние – каникулы, забавы и т.д.)
- «Ласковое имя»
Назови ласково, «Полянка добра» ( выкладываем цветочки с добрыми словами), игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
- « Путешествие в зимний лес»
- Словесно-речевые игры: « В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», « Что слепил Дед Мороз?»,
- Дыхательные упражнения: « Снежинки», « Пузырь» «Вьюга»
- Беседа «Суровая природа»
Январь
- «Зимние праздники»
- «Незнайка – поэт»
Произведение Носова «Незнайка на луне». Подбор смешных рифм (бяшка, таракашка – букашка; Сушки – ушки, плюшка; жулька – булька, мулька и т.д.)
- «Смешные диалоги»
Разыгрываем смешные диалоги. Обсуждение, обыгрывание диалогов.
- «Смешен – почему?»
Обсуждение диалогов «Кто из двух участников разговаривает смешно». Придумать свои смешные истории.
- Пальчиковые игры: « Зима»,
- « Ручки греем», «Бабушка – погодушка в декабре, январе, феврале»
- Д/И: «» Сложи картинку», « Сколько снежинок?»,
- « Большие- маленькие снежинки», « Какой снежок?»,
- « Собери снеговика», Лото « Зима», « Что бывает белым?»
- Беседа «Рождество», «Крещение»
Февраль
- «Подготовка книжки- малышки «Снеговичок»»
Собираем стишки о зиме, вырезаем снежинки, оформляем книжку, читаем стихи родителям.
- «Зимний вечер»
(Сценарий праздника прилагается). дети читают стихи, знакомятся с гостями, сценка «Воробьишка» игры «Зимний день»
- «Копилка» (раз словечко, два словечко)
Игра «Закончи стишок», игры с загадками, игра «Узнай предмет по описанию», «Какое слово подойдет к данной ситуации»
- «Пушкин и его творчество»
Няня Арина Родионовна в гостях у юных поэтах. Читает сказки и рассказывает о маленьком Пушкине. Дети читают стихи при свечах.
- Речевые подвижные игры « Выпал беленький снежок…», « Снежинки», « На дворе Мороз и ветер…», « Мороз»
- М.Познанская « Снег идет», О.Высотская « Холодно», В. Хорол « Зайчик», Н.Саксонская « Где мой пальчик?», О.Высотская « Покатились санки вниз», Суриков « Зима»
- Беседа «День защитника отечества»
3 раздел – весенняя тематика
Март
- Знакомство со стихами Тютчева и Есенина о весне. Обыгрывают их.
- «Весенняя карусель»
Дети подбирают рифмы к весенним словам, сочиняют стихи по началу.
- «Игры с мячом»
«Весенняя полянка». Дети соревнуются в подборе весенних слов на заданную букву, например: Т- тепло; К- капель; З- зонтик; С- солнце, и т.д. играют со словом.
- «Собираем весенние слова»
Стихоплет
- Словесно-речевые игры « Вот пришла весна», « Какие сосульки?», « Кап-кап», « Что весной бывает», « Узнай и назови», « Что изменилось?»
- Пальчиковые игры « Весна», « Первые цветы»,
- Речевая подвижные игра « В гости к нам весна пришла»
- Ритмическая игра« Шаловливые сосульки»
- Закличка « Солнышко» с движениями
- Рисование «Одуванчики» ,«Украсим бабочке крылышки», «Солнышко и тучка», «Мимоза для мамы»,
- Бесед «Праздник весны» (8 марта)
Апрель
1.КВН «Весенняя капель»
- Игра «Пойми меня»
- Игры словесные «На пригорке»
- Конкурс стихов о весне «Всё весны дыханием согрето»
- Выпуск книжки-малышки «Веснянка»
- Пальчиковые игры « Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»
- Дыхательные упражнения « Одуванчик», « Плыви, кораблик»
- сказка « Заюшкина избушка» (о том, что начал таять снег) беседа.
- Беседа «Апрель на дворе звенит капель»
Май
- Фестиваль «Веселых стихов и диалогов»
- Выпуск книжки- малышки «четыре времени года»
- А.Плещеев « Сельская песенка», М. Полянская
- « Одуванчик», « Веснянка», закличка « Солнышко-ведрышко», закличка « Дождик»,
- Художественное творчество(Рисование/лепка) «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет «Одуванчики», «Золотая рыбка»( пальчики), «Весеннее солнышко»(ладошки), «Божья коровка», «Цыпленок в траве»,
- Рисование «Золотая рыбка»( пальчики), «Весеннее солнышко»(ладошки), «Божья коровка», «Цыпленок в траве»,
- Беседа о Великой Отечественной войне;
- Наблюдение «Как украсили город»
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап (сентябрь 2021г.)
- Дидактические игры
- Наглядный материал
- Подбор художественной литературы
- Картотека подвижных и пальчиковых игр
2. Основной ( 1 октября 2020г. – 31 мая 2021г)
- Поиск ответов на поставленные вопросы в разных видах деятельности;
- Организация деятельности детей;
3. Заключительный (апрель-май 2021г)
- Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ;
- Закрепление полученных знаний;
- Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций;
Схема реализации проекта:
Осень
- Осенний КВН
- Выпуск сборника стихов «Золотая пора»
Зима
- Выпуск сборника стихов о зиме «Снеговичок»
- Развлечение «Зимушка – зима»
Весна
- Выпуск сборника стихов о весне «Веснянка»
- Музыкально-поэтический салон «Всё весны дыханием согрето»
- Выпуск сборника стихов «Четыре времени года»
Список литературы:
- Е.А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей» » [текст] / Алябьева Е.А, //М., «Сфера», 2012 г
- А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей» [текст] / Ануфриева А., Митюкова О//М, «Сфера», 2004
- В. Волина Загадки от А до Я. [текст] / Волина В. //Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
- О.Е Громова., Г.Н Соломатина . Стихи о временах года. [текст] / Громова О.Е., Соломатина Г.Н. //М., 2004.
- О. Н Громова., Т. А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей» [текст] / Громова О. Н., Прокопенко Т. А.// М.,»Сфера», 2007
- Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна.» ,«Зима», «Осень» Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
- Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», [текст] / Ёлкина Н.В. // Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», [текст] / Шорыгина Т.А.//М., «Сфера», 2010 г.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- Материалы Интернет.
Заключение
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю. Воспитать любовь к родному краю — это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной.
Без помощи взрослого детям трудно понять, природа, которую ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего.
Нам небезразлично, какими станут наши воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать и любить природу, а через нее разовьется любовь к Родине.
Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Любить свой край, свою природу – значит быть патриотом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"
проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...
Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении
Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...
Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"
Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Всегда будем помнить»
Автор проекта: Алексеева Валентина Анатольевна, стаж работы – 19 лет, квалификационная категория - вторая.Название организации: МКДОУ «Маминский детский сад»Название проекта: «Всегда будем помни...
«Родные просторы Кузбасса» (Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)
Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть ...