«Родные просторы Кузбасса» (Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мирошниченко Елена Ивановна

Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире.

Природа удивляет нас своими красками и настроением в каждое время года.  Самые яркие и впечатляющие образы могут передать небольшие стихи придуманные, самим ребенком о природе разного времени года.

Вместе со стихами про природу детям легче связывать различные явления, характерные каждому сезону года. Так дети узнают, что природа в каждое время года имеет свой облик, цвет и характер погоды. Воспитывается любовь к родному краю, Родине, чувство патриотизма.

Рекомендуется для воспитателей ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_miroshnichenko.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального округа

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

Е.И. Мирошниченко

«Родные просторы Кузбасса»

(Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)

Гурьевский муниципальный округ

2021год

Составитель: Мирошниченко Елена Ивановна, воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

Мирошниченко Е.И., Власова Т.И.  «Родные просторы Кузбасса»     [Текст] - проект /       Е.И. Мирошниченко, Т.И. Власова  Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2021,  - 30 с.

Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире.

Природа удивляет нас своими красками и настроением в каждое время года.  Самые яркие и впечатляющие образы могут передать небольшие стихи придуманные, самим ребенком о природе разного времени года.

Вместе со стихами про природу детям легче связывать различные явления, характерные каждому сезону года. Так дети узнают, что природа в каждое время года имеет свой облик, цвет и характер погоды. Воспитывается любовь к родному краю, Родине, чувство патриотизма.

Рекомендуется для воспитателей ДОО.

Актуальность проекта:

В детстве каждый ребёнок словно поэт. Поэта в душе побуждает человеческое чувство прекрасного. Дать ребёнку радость поэтического вдохновения, разбудить  в его сердце живой родник природы и поэтического творчества - это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи. Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых» Сухомлинский В.А. («Сердце отдаю детям»).

Актуальность данного проекта заключается в том, что он способствует развитию творческого начала в каждом ребенке, раскрывает заложенные природой человека душевную красоту, способствует привитию любви к  родине. Он раскрывает значение слова, его силу влияния на человека, его многозначность и понимание окружающего мира. В нем выдержаны временные понятия,  сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. Воспитывать любовь к русскому слову, чувству ритма, природе начинается с развития поэтического слуха. Этому способствуют игры «Рифмушечки», «Доскажи словечко», «Чужое слово», «Удивительные слова», «Ласковое слово» и т.д. Дети знакомятся с творчеством поэтов,  которые пишут стихи о красоте природы. Участвуют в поэтических встречах-салонах при библиотеках в детском саду. Учим видеть то особенное, красивое в слове, что делает наш язык самым богатым, могучим, великим.

Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать  и любить не только поэзию и природу, но и разовьёт чувство патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой родного края постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба, каплями дождя, хрупкими снежинками, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познавать окружающий мир. Взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине».

Цель проекта:   Формирование у детей старшего  дошкольного возраста  гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности к природе,  любви к Родине,  через  поэзию,  родную речь. 

Задачи проекта:

  1. Развивать интерес к сочинению стихов о  природе родного края;
  2. Умение видеть прекрасное в разное время года
  3. Обогащать и активизировать словарь, развивать память, мышление детей.
  4. Развивать связную речь, ее выразительность;
  5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
  6. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Участники проекта
- дети подготовительной группы

- учитель-логопед
- воспитатель

Срок реализации
учебный год
Ожидаемый результат:

  • Сформированы элементарные представления о временах года;
  • Сформированы представления о правильных способах взаимодействии с объектами природы;
  • Развит интерес к наблюдению за явлениями и объектами природы;
  • Позитивные изменения в речи, обогащение словарного запаса;
  • Презентация проекта
  • Выпуск сборников  стихов собственного сочинения «Четыре времени года», «Нежность» (стихи о лете), «Снеговичок» (стихи о зиме), «Веснянка» (стихи детей о весне)
  • КВН « Четыре времени года»

Формы работы: 

Работа с детьми

  • Образовательный модуль;
  • Чтение художественной литературы; стихов русских поэтов;
  • Продуктивная деятельность;
  • Рассматривание альбомов о временах года;
  • Наблюдения;
  • Беседы;
  • Сочинение  стихов;
  • игры (дидактические, словесные игры, пальчиковые);
  • Проведение праздников, КВН, досугов

Методы и приёмы:

  • - словесный (диалог, беседа, рассказ);
  • -  наглядный (показ, рассматривание, наблюдение);
  • - практический (наглядное и совместное выполнение работ продуктивной деятельности, участие).

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор литературы
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, презентации),
  • дидактические игры,
  • выставки книг, рисунков, поделок,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий.

Основной этап:

Перспективный план работы по реализации проекта 

1 раздел – «Осенняя тематика»

Сентябрь

  1. «Игра в рифмовочки», «Доскажи словечко», «Цепочка»,«Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи»;
  2. Дыхательные упражнения: «Листопад – что это?», «Птички »
  3. Слушание: « Осенью» муз. С. Майкопара;
  4. Пение « Дождик» рус.нар. мел., обр. В Фере;
  5. Чтение стихов русских поэтов о природе родного края.
  6. Пластилиновая фантазия», «Осенний лист»(рваная), «Гриб» (рваная), «Осеннее дерево» (рваная),  «Ковер из листьев» «Тучка и дождик», «Мухомор», «Листопад», «Осенний лист» (отпечаток), «Краски осени» (смешивание красок), «Ветка рябины» (пальчики)

Октябрь  

  1. «Осеннее очарование»

Знакомство с осенним словом.  Чтение стихов. Подбор рифмы. Игры с мячом «Подбери листок по цвету»

  1. «Чужое слово»

Найти лишнее слово в стихах. Прочитать правильно. придумать самим лишнее слово.

  1. «Кто такой поэт»

Знакомство с профессией поэт. Игры со словом «Доскажи словечко», «Что не подходит»

  1. «В гостях у колобка»

Сочиняем песенку колобка. Волшебник превращает всех детей в Колобков (шапочки одевают), они катятся по тропинке и поют песенки, сочиненные по первой строчке «Колобок румяный бок»

  1. Игры- манипуляции с муляжами овощей, фруктов
  2. Дидактические игры: «Что растет в саду? », «Что растет в огороде? », «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью? », «Чего не стало? »
  3. Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка»,
  4. Слушание стихов русских поэтов об осени.
  5. Беседа «Мой дом»
  6. Составление рассказов на тему: «Моя семья на даче»

Ноябрь

  1. «Удивительные слова»

Как слово может изменить настроение (вежливые слова, слова дразнилки, смешные слова, грустные, подбор рифмы к удивительным словам).

  1. «Послушай – повтори»

Развиваем словесное чутьё, через повторы народных дразнилок идет приобщение к русскому фольклору, через игры «Пастушок», «Догонялки» и придумывание своих дразнилок.

  1. «Похожи – не похожи»

Игры со словом «Подбери рифму», «Про пана Труллялянского» стр. 146 С.М.

  1.  «Первые строчки – складушки»

игры «Пойми меня», «Артисты» , «Найди другое слово» стр. 160, «Угадай о ком я скажу» стр. 169, «Продолжи рифму»

  1. Словесно-речевые игры: «Огород», «Найдем овощи», «Фрукты», «Варим компот», «Осень пришла»
  2. П/И: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»
  3. Хороводные игры «Огород», «Овощи»
  4. Беседа: «4 ноября-день единства»

2 раздел – зимняя тематика

Декабрь

  1. «В гостях у Д.Хармса»

Познакомить со стихами Хармса и обыграть их. Стихи: «Удивительная кошка» стр. 122, «Еду –еду на коне» стр. 105

  1. «Неправильная история»

Определить какие истории правильные, а какие нет. стр. 114. Творчество Квитко «Лемили хозяйничает», Успенский «Память». сравнить стихи, почему они по разному называются, если в обоих случаях произошла путаница.

  1. «Зимние рифмовки»

Подобрать рифму к определенным словам. Подобрать подходящие слова ( зимняя - …дорога, песня, погода и т.д.; зимний – день, сон, вечер и т.д.; зимние – каникулы, забавы и т.д.)

  1. «Ласковое имя»

Назови ласково, «Полянка добра» ( выкладываем цветочки с добрыми словами), игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

  1. « Путешествие в зимний лес»
  2. Словесно-речевые игры: « В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», « Что слепил Дед Мороз?»,
  3. Дыхательные упражнения: « Снежинки», « Пузырь» «Вьюга»
  4. Беседа «Суровая природа»

Январь

  1. «Зимние праздники»
  2.  «Незнайка – поэт»

Произведение Носова «Незнайка на луне». Подбор смешных рифм (бяшка, таракашка – букашка; Сушки – ушки, плюшка; жулька – булька, мулька и т.д.)

  1. «Смешные диалоги»

Разыгрываем смешные диалоги. Обсуждение, обыгрывание диалогов.

  1. «Смешен – почему?»

Обсуждение диалогов «Кто из двух участников разговаривает смешно». Придумать свои смешные истории.

  1. Пальчиковые игры: « Зима»,
  2.  « Ручки греем», «Бабушка – погодушка в декабре, январе, феврале»
  3. Д/И: «» Сложи картинку», « Сколько снежинок?»,
  4. « Большие- маленькие снежинки», « Какой снежок?»,
  5. « Собери снеговика», Лото « Зима», « Что бывает белым?»
  6.  Беседа «Рождество», «Крещение»

 Февраль

  1. «Подготовка книжки- малышки «Снеговичок»»

Собираем стишки о зиме, вырезаем снежинки, оформляем книжку, читаем стихи родителям.

  1. «Зимний вечер»

(Сценарий праздника прилагается). дети читают стихи, знакомятся с гостями, сценка «Воробьишка» игры «Зимний день»

  1. «Копилка» (раз словечко, два словечко)

Игра «Закончи стишок», игры с загадками, игра «Узнай предмет по описанию», «Какое слово подойдет к данной ситуации»

  1. «Пушкин и его творчество»

Няня Арина Родионовна в гостях у юных поэтах. Читает сказки и рассказывает о маленьком Пушкине. Дети читают стихи при свечах.

  1. Речевые подвижные игры « Выпал беленький снежок…», « Снежинки», « На дворе Мороз и ветер…», « Мороз»
  2. М.Познанская « Снег идет», О.Высотская « Холодно», В. Хорол « Зайчик», Н.Саксонская « Где мой пальчик?», О.Высотская « Покатились санки вниз», Суриков « Зима»
  3. Беседа «День защитника отечества»

3 раздел – весенняя тематика

Март

  1. Знакомство со стихами Тютчева и Есенина о весне. Обыгрывают их.
  2. «Весенняя карусель»

Дети подбирают рифмы к весенним словам, сочиняют стихи по началу.

  1. «Игры с мячом»

«Весенняя полянка». Дети соревнуются в подборе весенних слов на заданную букву, например: Т- тепло; К- капель; З- зонтик; С- солнце, и т.д. играют со словом.

  1. «Собираем весенние слова»

Стихоплет

  1. Словесно-речевые игры « Вот пришла весна», « Какие сосульки?», « Кап-кап», « Что весной бывает», « Узнай и назови», « Что изменилось?»
  2. Пальчиковые игры « Весна», « Первые цветы»,
  3. Речевая подвижные игра « В гости к нам весна пришла»
  4. Ритмическая игра« Шаловливые сосульки»
  5. Закличка « Солнышко» с движениями
  6. Рисование «Одуванчики» ,«Украсим бабочке крылышки», «Солнышко и тучка», «Мимоза для мамы»,
  7. Бесед «Праздник весны» (8 марта)

Апрель

1.КВН «Весенняя капель»

  1. Игра «Пойми меня»
  2. Игры словесные «На пригорке»
  3. Конкурс стихов о весне «Всё весны дыханием согрето»
  4. Выпуск книжки-малышки  «Веснянка»
  5. Пальчиковые игры « Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»
  6. Дыхательные упражнения « Одуванчик», « Плыви, кораблик»
  7. сказка « Заюшкина избушка» (о том, что начал таять снег) беседа.
  8. Беседа «Апрель на дворе звенит капель»

Май

  1. Фестиваль «Веселых стихов и диалогов»
  2. Выпуск книжки- малышки «четыре времени года»
  3. А.Плещеев « Сельская песенка», М. Полянская
  4. « Одуванчик»,  « Веснянка», закличка « Солнышко-ведрышко», закличка « Дождик»,
  5. Художественное творчество(Рисование/лепка) «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет «Одуванчики», «Золотая рыбка»( пальчики), «Весеннее солнышко»(ладошки), «Божья коровка», «Цыпленок в траве»,
  6. Рисование «Золотая рыбка»( пальчики), «Весеннее солнышко»(ладошки), «Божья коровка», «Цыпленок в траве»,
  7. Беседа о Великой Отечественной войне;
  8. Наблюдение «Как украсили город»

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап  (сентябрь 2021г.)
  • Дидактические игры
  • Наглядный материал
  • Подбор художественной литературы
  • Картотека подвижных и пальчиковых игр

2. Основной ( 1 октября 2020г. – 31 мая 2021г)

  • Поиск ответов на поставленные вопросы в разных видах деятельности;
  • Организация деятельности детей;

3. Заключительный (апрель-май 2021г)

  • Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ;
  • Закрепление полученных знаний;
  • Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций;

Схема реализации проекта:

Осень

  • Осенний КВН
  • Выпуск сборника стихов «Золотая пора»

Зима

  • Выпуск сборника стихов о зиме «Снеговичок»
  • Развлечение «Зимушка – зима»

Весна

  • Выпуск сборника стихов о весне «Веснянка»
  •  Музыкально-поэтический салон «Всё весны дыханием согрето»
  • Выпуск сборника стихов «Четыре времени года»

        

Список литературы:

  1. Е.А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей» » [текст] / Алябьева Е.А, //М., «Сфера», 2012 г
  2. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей» [текст] / Ануфриева А., Митюкова О//М, «Сфера», 2004
  3. В. Волина  Загадки от А до Я. [текст] / Волина В. //Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  4. О.Е Громова., Г.Н Соломатина . Стихи о временах года. [текст] /  Громова О.Е., Соломатина Г.Н. //М., 2004.
  5. О. Н Громова., Т. А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей» [текст] /  Громова О. Н., Прокопенко Т. А.// М.,»Сфера», 2007
  6. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна.»  ,«Зима», «Осень» Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  7. Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», [текст] /  Ёлкина Н.В. // Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  8. Т.А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», [текст] /  Шорыгина Т.А.//М., «Сфера», 2010 г.
  9. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  10. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  11. Материалы Интернет.

Заключение

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста.

 Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю. Воспитать любовь к родному краю — это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной.

Без помощи взрослого детям трудно понять, природа, которую  ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего.

Нам небезразлично, какими станут наши воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать  и любить природу,  а через нее разовьется любовь к Родине.

Понимание Родины у дошкольников  связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли,  воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Любить свой край, свою природу – значит быть патриотом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей: буклеты для родителей "Русские былинные богатыри"

Содержание буклетов поможет родителям познакомить детей с русскими былинными богатырями: Микула Селяновичем, Святогором, Ильей Мурамцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Былинные богатыри - это н...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Всегда будем помнить»

Автор проекта: Алексеева Валентина Анатольевна, стаж работы – 19 лет, квалификационная категория - вторая.Название организации: МКДОУ «Маминский детский сад»Название проекта:  «Всегда будем помни...

«Родные просторы Кузбасса» (Проект по гражданско-патриотическому воспитанию)

Любовь к Родине через любовь к природе и поэзию родного края – одно из средств гражданско-патриотического воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть ...