ПРОЕКТ по краеведению «РОДНЫЕ ТРОПИНКИ"
методическая разработка
В процессе реализации проекта решается проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по краеведению
«РОДНЫЕ ТРОПИНКИ
Актуальность
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей
Задачи
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Участники
Дети от 3 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инструктор по физ. Воспитанию
Направления
3-4 года «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
4-5 лет «Вот эта улица, вот этот дом».
5-6 лет Природно-климатическое
6-7 лет Культурно-историческое
Принципы реализации проекта:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Ожидаемые результаты
- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи.
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.
Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников.
ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы | Мероприятия | Сроки выполнения |
Подготовительный Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей |
| Август-декабрь |
Основной Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме. | Работа с педагогами Задачи: Актуализировать краеведческие знания педагогов. Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона. Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.
Работа с детьми
Работа с родителями: Задачи: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу. Традициям семьи и русского народа
| В течение года Февраль, Март, Октябрь, В течение года Январь, Февраль, В течение года Апрель, Май, Сентябрь Ноябрь Февраль Апрель- май |
Итоговый Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме. | 1. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. 2. Определение перспективы развития опыта. 3. Описание опыта педагогической деятельности | Сентябрь |
Планирование
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. |
Январь | Проект «Мой родной город». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «помоги растению». |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш город». |
Июнь | Природоохраня-емая акция «Посади цветок» | Экскурсия в парк | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – знакомство с бурым медведем Тюменских лесов. | Беседа «Ишим – моя родина». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Город Ишим» здания и памятники города. | «Наша дружная семья». |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы – природа г. Ишима | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом». |
Декабрь | Проект (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота, подъем!» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Тюменских лесах. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Город. Транспорт. пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой город», рассматривание альбома о городе Ишиме | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Тюменской области. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к памятнику посвященному Великой Отечественной Войне. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия к памятнику | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Ишима». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Оборудование уголков в группе по краеведению
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
«Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. |
«Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
«Природа родного края», «Птицы родного края», «Животные родного края» « «Культурные центры нашего района» и т.д.
|
«Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
«Тамбов героический» «Тамбов спортивный» «Мой город детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего района» «Культурные центры нашего района» и т.д. Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №1 Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _________________________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
_________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?______________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?_____________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
_________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
_________________________________________________________________
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
_________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по краеведению "Путешествие с Терёшкой по родному краю"
Знакомство детей дошкольного возраста с родным краем...
Проект по краеведению: "Мастера родного края"
Проект на тему: "Мастера родного края"...

Проект по краеведению "Знатоки родного края"
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, при...

Образовательная программа по краеведению для детей «РОДНЫЕ ТРОПИНКИ»
Программа «Родные тропинки» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формир...

Отчет по проекту "Экскурсия по родному краю" по краеведению
Воспитание любви и уважения к малой Родине является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо знать о нем все: его историю, географию, ...

Презентация проект по краеведению. Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"
Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский" для детей старшего дошкольного возраста...