Краеведение - как средство патриотического воспитания
статья (средняя группа)
Закирова Радина Надимовна
"Краеведение - как средство патриотического воспитания"
Краеведение в детском саду является одним из способов передачи детям тех знаний о родном крае ,которые способствуют формированию патриотических чувств.Оно позволяет понять связи родного города, села,деревни с Родиной, осознать ,что твой город - это часть великой страны, историей и культурой которой нужно гордиться и изучать,помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_kraevedenie_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Краеведение - как средство патриотического воспитания
Цель : воспитание чувства любви и привязанности к Родине у детей дошкольного возраста.
Задачи : -формирование любви к родному краю ( к родному дому, семье ,детскому саду, городу)
-формирование любви к культурному наследию своего народа;
-воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- толерантное отношение к представителям других национальностей ,родителям, соседям, другим людям.
Если не мы, то, кто же Детям нашим поможет Родину любить и знать. Как важно — не опоздать!..
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников сейчас одна из самых важных проблем современного общества.
По данной теме я работаю четвертый год.
Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они умеют искренне сочувствовать и сопереживать, легко откликаются на все инициативы. Для воспитателей- это большой плюс. Именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Так как образы ребенка в этот период очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Для успешной реализации работы по краеведению
в группе имеется:
— уголок родного края: символика Республики Башкортостан и города Нефтекамска, куклы в национальной одежде; альбомы: «Мой родной город — Нефтекамск» , «Достопримечательности Нефтекамска», «Природа и животные Башкортостана», дидактические игры
Дидактические и словесные игры: «Домашние и дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Лекарственные и ядовитые растения», «Овощи и фрукты», «С какого дерева листок», «Где растет ?». «Назови, что увидел?»
Сюжетно – ролевые игры: «Защитники природы», «Лесная аптека». Творческие игры: «Что увидели в лесу».
-Художественная литература по патриотическому воспитанию.
В нашем детском саду в каждой группе имеется краеведческий уголок, где знакомим детей с культурой, историей и бытом родного края и родного города Нефтекамска. В уголке собрана богатейшая коллекция материалов, рассказывающая об истории нашего города и республики Башкортостан, предметы быта, национальная одежда, национальные блюда и т.д. Дети нашего сада с большим интересом знакомятся историей, культурой и бытом башкирского народа.
В системе работы по патриотическому воспитанию дошкольников важно учитывать несколько направлений:
- Семья. Все начинается с родного дома и , конечно же матери- хранительницы домашнего очага. Воспитать любовь к самому близкому – к родному дому и семье- это основа основ патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников.
В ходе родительских собраний, консультаций, бесед рассказываем родителям о важности приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимали активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании уголков краеведения в группе. Особое внимание уделяю традициям, обычаям и уважения к старшим. Рассказываю ребятам, что дети башкиров и татар постоянно находились с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментом, готовить пищу, поддержать очаг. Мальчики перенимали у отца умения в приготовлении снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении различной домашней утвари, езде верхом на лошади итд. Так дети накапливали жизненный опыт, став взрослым, заботятся о старших, помогают им.
2.Социум. Родившись, человек становится частью общества. Для развития интереса к окружающему миру и обогащения представлений о социальной действительности важно посещение музеев, библиотек, выставок, театров, экскурсий итд. Большую роль я отвожу виртуальным экскурсиям(слайд) – экскурсии по улицам города, к памятникам, к любимым местам детей, так как я работаю с детьми старшей группы очные экскурсии планируем в подготовительной группе: экскурсия в историко-краеведческий музей нашего города, в центральную детскую библиотеку и в картинную галерею « Мирас».
3.Труд людей. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего города, края, способствовать воспитанию уважительного отношения к человеку- труженику и результатам его труда. Это и беседы о профессиях родителей. Важным направлением в образовательном процессе является приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка –дошкольника невелик, однако он необходим для становления его личности. В уголке природы с ребятами ухаживаем за комнатными растениями. В настоящее время на подоконниках у нас рассада помидоров и цветов, ребята любят наблюдать и ухаживать за ними.
4.Экология Педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и способствовать умению видеть красоту ,жить с ней в мире и гармонии, не нарушая ее ритма, защищать ее. Донести ребенку, что он- тоже часть этой природы. На занятиях, на прогулке стараюсь учить детей гуманному отношению к природе родного края. Экологическая составляющая программы реализуется в том числе и на участке детского сада : тематические прогулки , наблюдения за живой и неживой природой.. Я добиваюсь того, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку и бережно к ним относились. Детям очень нравятся дидактические игры, в которых они знакомились с названием ягод, грибов, цветов, деревьев .Дети с большим удовольствием рассматривают альбом "Животные и растения, которые занесены в Красную Книгу".
На приусадебном участке нашего детского сада выращивают разные овощи и зелень, такая работа помогает детям познать природу, развить у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.
5.Родина моя Одним из направлении патриотического воспитания является воспитание любви к своей Родине .Дошкольник прежде всего, должен осознать себя частью своей малой Родины, потом гражданином России. Детей знакомим со своей страной , с родным краем, и каждому из нас нужно уметь быть полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, сада, страны. Я обогащаю занятия с использованием башкирских и татарских сказок, стихами поэтов Башкортостана, иллюстрациями башкирских художников,разучиваем национальные игры,песни. Дети с удовольствием разучивают, обыгрывают стихотворения о Башкортостане и природе родного края.В этом учебном году Каримов Амир участвовал в муниципальном конкурсе чтецов ,посвященный юбилею Мусы Джалиля. Мои воспитанники также участвовали на флешмобе ,посвященный Дню родных языков: читали стихотворения на башкирском, татарском, русском и на армянском языках.
6.Культура. Культура – одно из важных направлений в образовательном процессе. Это различные праздники : народные, обрядовые, посвященные важным датам страны, развлечения, Интересным является знакомство с жизнью и творчеством великих писателей, художников. Знакомство с изделиями народно-прикладного искусства башкирского народа, которые отражают красоту и необычность нашей природы, жизнь и быт. На занятиях по изобразительной деятельности знакомлю детей с башкирским орнаментом , учимся рисовать и делать аппликации несложные башкирские орнаменты. С целью ознакомления и дальнейшего закрепления знаний об одежде башкирского и татарского народа, с особенностями национального костюма ,были организованы игры «Башкирская одежда», «Узнай и назови мою одежду», «Угадай, чья одежда», «Одень куклу», обращая внимания на элементы орнамента.
Также разучиваем песни и танцы, отражающие региональный компонент. На каждый утренник вместе с музыкальным руководителем готовим песни и танцы башкирского и татарского народа и выступают в национальных костюмах.
В дошкольных учреждениях стало традицией участие в литературных конкурсах чтецов « Тукаевские напевы» «Конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр», в городском конкурсе « Образцовая башкирская семья»участниками которого стали и наши ребята. С целью повышения заинтересованности у детей в работе использую аудиоаппаратуру для слушания музыкальных произведений о Родной земле, мелодии курая, кубыза, домбры, мультимедийные презентации("народные промыслы башкирского народа", "Семь Чудес Башкортостана").
7.История. Что может заинтересовать дошкольника чистотой, искренностью, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. В нашем детском саду проводится много мероприятии, позволяющих формировать уважительное отношение к истории страны, ее традициям. Это конкурсы чтецов, конкурс песни и танца, беседы о подвигах героев Великой Отечественной Войны итд. Все это способствует лучшему и интересному усвоению материала по патриотическому воспитанию детей в дошкольном возрасте.
Вывод Использование материалов краеведения способствует лучшему усвоению материала по патриотическому воспитанию дошкольников, так как они более близки и понятны для детей, вызывает большой познавательный интерес.
Проводя такую работу, как патриотическое воспитание дошкольников через краеведение, мы видим, что дети легко ориентируются в достопримечательностях, промышленности, традициях, народных промыслов родного края. Пропустив «через себя» полученные знания и впечатления можно смело сказать, что в каждом ребенке зародится будущий патриот своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.
Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...
КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Краеведение – это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, разви...
«Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»
Материал по патриотическому воспитанию детей...
Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников"
Цель:привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников...
Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников
Любовь к родному краю, родной речи, начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду....
Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
в статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста и воспитания бережного отношения к своей малой Родине. Особое внимание уделено приобщению детей к традициям родн...