КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа) на тему
Краеведение – это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно - волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_-kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дровникова О. В. - воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 35 «Родничок»
Во время своей работы с детьми, я замечала, что они очень мало задают вопросов о своем городе. И это доказывало, что у них недостаточно развит интерес к своей малой Родине. Беседуя с дошкольниками, можно было сделать вывод, что чаще всего они правильно называют улицу, на которой живут, дом, и некоторые места, где они любят гулять. А вот назвать предприятия, памятники, важные события, достопримечательности города затрудняются, то есть не владеют элементарными знаниями об истории родного города. И поэтому основополагающим направлением элементарного исторического образования старших дошкольников является познание истории родной Отчизны через краеведение.
Краеведение – это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
По мнению академика Д. Лихачёва, «моральная отдача» и воспитательная роль краеведения исключительно велики. Это учит «людей не только любить свои места, но и любить знание о своих местах». Д. Лихачёв считает, что именно краеведение в большей степени поможет ребёнку открыть в нашем историческом прошлом что – то совершенно новое, ценное. «Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нём, что в нём было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаём» Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно - волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Свою работу я начинала с самого родного, самого близкого, самого дорогого для ребенка – его семьи. Дети рассказывают, какие старинные имена были в прошлом у родственников их родителей, чем они занимались, об обязанностях и традициях в семье, о доме, где живут сейчас дети. Рисовали с помощью родителей родословное дерево.
А потом я уже переходила к теме «Мой детский сад» - история его строительства, почему так назван и т. д. Использовала открытки, фотографии разных лет, изготавливала с детьми альбомы, организовывала встречи с бывшими работниками детского сада.
Результат данной работы, конечно - же зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение я отдавала тем, которые имеют многофункциональный характер, способствовали развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписывались в современный образовательный процесс. К таким формам относятся: беседы, сопровождающие презентациями на разные темы: «Мой край – Белгородчина», «Мой родной город Губкин», «В прошлое нашего города», «Достопримечательные места нашей малой Родины» и другие.
Целевые прогулки и экскурсии, которые обеспечивали знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. Ходили на площадь имени А. С. Пушкина, посетили библиотеку микрорайона Журавлики, отделение «Приватбанка», «Почту», магазин «Магнит», парк развлечений «Чудо - Юдо - Град», стройку, музей и школу № 16. Я считаю, что экскурсии имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. В ходе них дети знакомились с учреждениями, где работают жители нашего города и с назначением их профессий. Ребята понимали, что все взрослые трудятся, работают не только для себя, но и для других, все профессии важны и полезны людям. Тем самым у дошкольников воспитывалось уважение к жителям своего города и к их труду.
Мною были проведены ряд организованной образовательной деятельности «Наш родной микрорайон Журавлики», «Экскурсия по городу» «Улицы нашего города, и по каким правилам они живут», «История города Губкин», «Природные богатства нашей земли», «Лебединский горно – обогатительный комбинат», в ходе которых у дошкольников формировались знания возникновении города Губкин, о достопримечательных местах нашего города, их месторасположении и историческом значении, о самом крупнейшем предприятии: последовательность добычи руды, о профессии людей, которые там трудятся, значимости этого его для всей нашей страны.
У дошкольников формировала знания и о том, как жили люди раньше, в том числе наши земляки. У них была другая одежда, другие дома, другие обычаи, орудия труда, транспорт. Познакомила с народными костюмами и играми Белгородской области. Большую помощь по ознакомлению детей с культурой и бытом прошлого нашего края, одеждой, утварью, предметами быта оказывал музей, который находится в «изостудии» нашего детского сада. Дети могут не только увидеть, но и потрогать все эти предметы, лучше понять русскую народную культуру.
Кроме того, широко использовала такую форму работы, как лэпбук, изготовленный мною и моими воспитанниками. Это отличный способ закрепить пройденную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Проводила викторины «Что мы знаем о своём родном городе?», «Мой край – Белгородчина».
Значимым в работе по краеведению является метод проектов. Плодотворно, в тесном контакте с родителями я поработала над следующими проектами: «Семья-это счастье. Семья-это радость», « Город моего детства», «Почему моя улица так называется».
Дошкольникам рассказывалось о том, что хоть наш город не такой большой, но в нём есть люди, которые знамениты – это спортсмены, поэты, артисты, писатели. Был изготовлен альбом под названием «Знаменитые люди города Губкина» с целью развития познавательного интереса к своим землякам и воспитания чувства гордости за них. Знакомила с некоторыми событиями прошлого, которые вызывают у них уважение к героизму и мужеству людей, живших на земле и отдавших жизнь за Родину в годы войны. На один из праздников была приглашена ветеран войны Бородаева Варвара Кирилловна, где дети из её уст услышали о всех тяготах, которые пришлось пережить нашему народу во время Великой Отечественной войны.
Выучено с детьми много пословиц, стихотворений о городе Губкине, написанные местными поэтами. Проводила «Конкурс чтецов», где дети читали не только стихи, но и рассказывали пословицы о родном крае.
Можно сделать вывод, что введение исторического материала в содержание патриотического воспитания старших дошкольников помогло повысить уровень их социальной компетентности, познавательную мотивацию, повлияло на стимулирование познавательных интересов и потребностей, расширило их кругозор.
Краеведение – одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать патриотические понятия и чувства.
Работа по приобщению детей дошкольного возраста к истории своего народа, его наследию способствовало воспитанию уважения и гордости за землю, на которой они живут. Настоящего патриота Родины нельзя воспитать без формирования у него элементарных исторических представлений о своей стране!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
«Метод проектов как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Статья...
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...
Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....