«Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»
методическая разработка на тему

Коркина Анна Евгеньевна

Материал по патриотическому воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_chten.docx20.33 КБ
Файл ped.chtenie.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

«Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»

Воспитатель Детского сада «Золушка» Коркина Анна Евгеньевна

Если не мы, то, кто же Детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно — не опоздать!..

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.

Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Я, как патриот своей Родины, человек, любящий свою семью, знающий её историю, храню и берегу предметы, которые передаются в нашей семье из поколения в поколения. Ведь они являются частичкой прошлого моих предков  и нашего родного края.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины,  любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

К основным задачам краеведческой работы можно отнести следующие:

Они представлены на слайде.        

Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

«Самый массовый вид науки», - говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев. Он также писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?».

И здесь мы не можем не упомянуть имя нашего краеведа Сергея Петровича Захарова.

В дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию, но при этом дети мало знают об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. А ведь знание прошлого города, его славных традиций и обычаев особенно важно. Работу по патриотическому воспитанию я считаю важной и проводила её с ребятами 2015 года выпуска. Мы организовывали пешие экскурсии по городу, в «Центр зимних видов спорта», в городской краеведческий музей, экскурсии к памятным местам нашего города. Родители принимали активное участие. Мы встречались с ветеранами ВОВ нашего микрорайонна. Сейчас мы  рассказываем детям о жизни нашего города, рассматриваем иллюстрации, смотрим видеопрезентации , начали собирать коллекцию, связанную с образами города(фотографии, изображения знаменитых людей), обсуждаем и составляем рассказы о профессиях родителей – горожан.

В процессе формирования основ краеведения мы получим следующие результаты. Они представлены на слайде.

В дальнейшем я планирую проводить ежеквартальные выставки с участием родителей, участие в конкурсах «Гость группы», который расскажет историю своей семьи, вещи, передаваемой по наследству, участие в проекте «Город, в котором мы живём», фотоконкурс «В лес всей семьёй», виртуальные экскурсии по достопримечательностям нашего города, семейные экскурсии к памятным местам нашего города.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников» «Если не мы, то, кто же детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно — не опоздать !..» Воспитатель Коркина А.Е Детский сад «Золушка »

Слайд 2

В Федеральных государственных стандартах содержится описание портрета будущего выпускника: « Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».

Слайд 3

Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. « Край » — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т е. то, что нас окружает.

Слайд 4

Цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры). З адачи: – формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; – развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране; – воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому; – развивать бережное отношение к городу (природа); – формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Слайд 5

К.Д.Ушинский с читал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Слайд 6

Мы не можем не вспомнить имя Сергея Петровича Захарова. В течение четверти века Сергей Петрович кропотливо собирал материал по истории края. «Краткая летопись г. Заводоуковска». Рукопись содержит уникальные материалы: архивные данные об истории города. Плод многолетнего труда Захарова – исторический справочник-путеводитель «Заводоуковск». До сих пор это - настольная книга для всех интересующихся историей нашего края, одно из немногих изданий о нашем городе . Захаров принимал активное участие в создании и судьбе Заводоуковского краеведческого музея . Сергей Петрович Захаров.

Слайд 7

Проблема. В дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию ,но при этом дети мало знают об истории своего города, края : какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили . А ведь знание прошлого города, его славных традиций и обычаев особенно важно. Я думаю, что необходимо разнообразить формы работы с детьми, такие как пешие экскурсии, виртуальные экскурсии по родному городу , прохождение экскурсионных маршрутов, приглашение родителей, бабушек, дедушек, которые будут рассказывать об истории своей семьи, истории города, создавать игровые ситуации.

Слайд 8

Формы и методы краеведческой работы Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания . Беседы Экскурсии Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки , день рождения города, края . Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка метод создания проблемной ситуации метод проектов игровой метод методы

Слайд 9

В процессе формирования основ краеведения ребенок : приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края; овладевает представлениями о себе, своей семье, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях ; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность; 9. учится самоорганизации, взаимопомощи .

Слайд 10

« Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России». (Ю. Тюрин)

Слайд 11

Любите и берегите родной край!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.

Формирование  системы знаний  у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...

КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краеведение – это  совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, разви...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников"

Цель:привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников

Любовь к родному краю,  родной речи, начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду....

Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

в статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста и воспитания бережного отношения к своей малой Родине. Особое внимание уделено приобщению детей к традициям родн...

Краеведение - как средство патриотического воспитания

Закирова Радина Надимовна"Краеведение - как средство патриотического воспитания" Краеведение в детском саду является одним из  способов передачи детям тех знаний о родном крае ,кот...