Гражданско-патриотическое воспитание личности в современных условиях
статья

Добрынина Жанна Сергеевна

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Во все времена смысл человеческого существования связывался с историей и жизнью народа, к которому он принадлежал, а гражданственность, характеризую­щая взаимоотношение с государством и обществом, всегда была и остается одной из основных общечеловеческих моральных ценностей, гражданское воспитание - ос­новной задачей семьи и социальных институтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 123_1.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Во все времена смысл человеческого существования связывался с историей и жизнью народа, к которому он принадлежал, а гражданственность, характеризующая взаимоотношение с государством и обществом, всегда была и остается одной из основных общечеловеческих моральных ценностей, гражданское воспитание - основной задачей семьи и социальных институтов.

Сегодня, в условиях глубоких перемен, происходящих во всех сферах жизни нашей страны, и особенно в условиях реформирования национальной системы образования, наблюдаются значительные трудности в воспитании и образовании молодежи. Актуальной стала проблема осмысления и разработки путей и средств формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Одним из приоритетов воспитания является формирование гражданственности с ее установкой: оттого, что я делаю, за кого голосую или голосуют мои родители, зависит, как будем жить я и моя семья.

Как и всякое воспитание, гражданское должно начинаться с осмысления того, что является предметом внимания и развития, установления границы между, казалось бы, сходными понятиями патриотизм и гражданственность.

Патриотизм-чувство, выражающее любовь к Родине, преданность ей, стремление служить ее интересам. Гражданственность-качество нравственно-политическое, основанное на знании свои прав и обязанностей, правовых норм государства. Итак, патриот переживает любовь к своей стране, гражданин знает и следует своим обязанностям перед ней. Гражданственность подпитывается патриотизмом, вырастает на ее фундаменте, благодаря врастанию человека в социум, пониманию своего народа, культуры страны. Определенность толкования понятий гражданственность и патриотизм дает ориентиры, указывает на то, что, зачем и как воспитывать. Задолго до нас человечество, его лучшие умы искали ответы на эти вопросы: Платон - «Государство», Аристотель - «Политика», Ленин - «Государство и революция», Сухомлинский - «Рождение гражданственности» и многие другие.

Так, например, Аристотель определял гражданина как члена политического общества. На вопрос «что делает человека гражданином?» он отвечал так: гражданство родителей, членство в политическом обществе, разделение его законодательных и исполнительных функций, пользование правами, участие в законодательной и исполнительной власти. Хорошего же гражданина можно определить по тому, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции. Ему присущи патриотизм, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин - законопослушный, патриотически настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе. Как видим, Аристотелевские вопросы и идеалы не утратили своей актуальности и в современном обществе.

Русский просветитель Н.И. Новиков выделил два процесса в формировании гражданственности: воспитание души и сердца (патриотизма) и воспитание ума. Заботясь о душе ребенка, мы развиваем и облагораживаем его чувства и нравственность, что предопределяет формирование патриотических чувств. Интеллектуальный рост необходим для того, чтобы человек мог воспринимать и развивать ценности гражданского общества, мог вести познавательную деятельность, обладал живостью ума и независимостью суждения. Гражданское воспитание-это не просто передача комплекта определенных знаний и навязывание взглядов, что само по себе не дает нужного результата. Важно, чтобы воспитанники понятия «гражданин», «патриотизм» пропустили через свое сознание, осмысливая себя, свое взаимодействие с обществом, свою роль, свои возможности и способности.

Как видим, гражданственность неотделима от нравственности и культуры человека. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любви к природе. Невозможно любить народ, не любя и не уважая взрослых и сверстников. В настоящее время всепроникающая и разъедающая душу ребенка аморальность, приводящая к апатичности и безразличию к требованиям общественной жизни - следствие ограниченности, примитивности мира чувств. Кладезю мудрости, источником духовного богатства извечно являлись литература, музыка, искусство, которые доносят не только знания, но и заставляют задуматься над судьбой мира, над тем, что такое личное счастье и счастье семье, над тем, как важно быть значимым для своего народа и всего человечества. Достаточно вспомнить героев народных сказок и былин таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, князь Владимир и другие, которые служат примером мужества, смелости, решительности, верности своей родине и народу. Ценным источником гражданского воспитания является история, история развития и становления нашего народа, раскрывающая тот тернистый путь, те нечеловеческие испытания, которые с честью вынес на своих плечах наш народ. Несомненно, что ведущая роль в приобщение к данным источникам духовного богатства принадлежит школе. Она должна вовлекать учащихся в краеведческую работу, работу в школьных музеях, познание мира должно начинаться с того, что близко: с семьи, с судьбы деда и прадеда, с орденов и медалей, с истории родного края, деревни, города. Тем самым активизируется интерес к истории родного края, расширяется кругозор, дети учатся беречь исторические находки, достопримечательности и красоту Родины.

Непосредственное влияние на формирование мировоззрения, установок и отношений ребенка оказывает семья, с ее интересом к общественным вопросам и делам, участием в политической жизни, отношением к происходящим событиям и фактам, воспитанием неприятия насилия, угнетения, нарушения человеческих прав.

Решение проблемы гражданского воспитания невозможно без участия и поддержки общественных организации и движений. Они позволяют создать условия для проявления активности подрастающего поколения, через участие в разнообразных организациях поддержки пожилых людей и инвалидов, движениях, выступающих против насилия, за здоровый образ жизни, охрану окружающей среды, материнства и детства и т.д. Без активной деятельности человека невозможно формирование гражданственности, поскольку реализация своих возможностей в социально- значимой деятельности развивает гражданское сознание, нравственность и культуру личности, формирует ее жизненный опыт.

Итак, главнейшее условие успешности гражданского воспитания состоит в объединение педагогических усилий и развития партнерства всех социальных институтов, повышения профессионализма педагогов, уровня их информированности для реализации идейно-воспитательной и идеологической работы, создание воспитывающей среды учебного заведения, классных кабинетов. Только в этом случае можно говорить о формировании гражданина-человека «новой культуры», сохранившего национальные корни, человека с высоким уровнем духовности, развитым критическим мышлением, способного осознанно строить отношения с обществом и государством.

Список литературы

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2017.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2017.
  3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2017.
  4. Доронова Т.Н. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно- нравственное воспитания дошкольников в современных условиях"

Я представляю работу о  путях и способах работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в условиях ДОУ....

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений

Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...

МБДОУ «Красномаяковский детский сад» ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Консультация для родителей. Воспитатель высшей категории Анисимова Жанна Сергеевна.

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель высшей категории Анисимова Жанна Сергеевна. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...